Эмоционально-волевой сферы
Дневное отделение – 4 ч.; очно-заочное отделение – 2 ч.
Занятие 1-е.
Учебные вопросы.
1. Основные виды нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей. Психолого-педагогическая характеристика детей с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с реактивными состояниями, дети с психастенией; с нарушениями поведения, обусловленными психопатией и другими нарушениями гармонического развития личности и др.).
2. Ранний детский аутизм (РДА). Проблемы обучения и воспитания детей с аутистическими расстройствами.
3. Лечебные и лечебно-профилактические учреждения для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Показания для направления детей с психопатическими расстройствами в медицинские учреждения для оказания консультативной и лечебной помощи.
4. Перспективы организации обучения и воспитания детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
5. Основные организационные мероприятия в отношении детей с нерезко выраженными эмоционально-волевыми расстройствами в условиях детских образовательных учреждений общего типа.
6. Медико-педагогические мероприятия по преодолению нарушений эмоционально-волевой сферы у детей.
7. Практические задания студентам по конспектированию специальной литературы и проведению психолого-педагогического обследования детей.
Методические рекомендации к проведению занятия
В начале занятия выделяется время для повторения вопроса об основных нарушениях в развитии эмоционально-волевой сферы у детей (в форме контрольного опроса студентов по материалам лекционного курса и рекомендованной литературы).
По вопросу «Психолого-педагогическая характеристика детей с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы» заслушиваются выступления нескольких студентов с последующим их обсуждением. В ходе обсуждения преподаватель акцентирует внимание обучающихся на наиболее характерных личностно-психологических особенностях детей с нерезко выраженными эмоционально-волевыми нарушениями. В другом варианте работы обсуждение данного вопроса проводится преподавателем при активном участии группы (в форме беседы).
После этого преподаватель знакомит обучающихся с основными типами коррекционных – образовательных, лечебных и лечебно-профилактических учреждений, в которых дети с указанными нарушениями получают консультативную и лечебную помощь (центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции, психолого-медико-социального сопровождения, невроло- гические отделения детских больниц, психоневрологические стационары и санатории и др.). Студенты знакомятся с показаниями (клиническими, психологическими, педагогическими) для направления детей на консультацию к врачу-психоневрологу, в ПМПК для решения вопроса о необходимости проведения курса стационарного или амбулаторного лечения и др. При этом следует выделить такие проявления нервно-психических расстройств у детей, как повторные случаи помрачения сознания, потери ориентировки в окружающем, грубые психопатические и аффективные реакции (сопровождающиеся расстройством физиологических функций), проявления агрессивности по отношению к окружающим, случаи выраженного и стойкого аутизма, немотивированных реакций и поступков и др. Параллельно разбирается вопрос о порядке направления детей и подростков с эмоционально-волевыми расстройствами в специализированное консультационно-диагностическое или лечебное учреждение.
Отдельно рекомендуется рассмотрения вопроса о таком специфическом варианте эмоционально-волевых нарушений как ранний детский аутизм.* Организационная форма – обсуждение одного-двух выступлений студентов по данному вопросу.
Преподаватель дает краткую психолого-педагогическую характеристику детей, страдающих аутизмом, указывая, что это нервно-психическое расстройство отличается, как правило, глубокой степенью тяжести и представляет очень серьезную проблему в плане его медицинской и психолого-педагогической коррекции. Используется также коллективный анализ психологических и психолого-педагогических характеристик детей и подростов, страдающих аутистическими расстройствами. Специальное внимание уделяется дифференциальной диагностике аутизма и других нарушений эмоционально-волевой сферы со сходными проявлениями девиаций поведения (психастения, шизоидная психопатия и др.). Преподаватель обращает внимание студентов на то, что эффективная психолого-педагогическая помощь лицам, страдающим аутизмом, возможна только при условии их пребывания в специализированных реабилитационных центрах. (См. с. 58, №№ 3, 6, 10 и др.)
Затем преподаватель кратко останавливается на перспективах организации коррекционного обучения детей с эмоционально-волевыми расстройствами (опыт работы экспериментальных коррекционных классов для детей с нарушениями поведения, специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, проект создания специализированного образовательного учреждения, коррекционных классов для детей с эмоционально-волевыми расстройствами; разработка программ специального обучения этой категории детей и др. – См. с. 17, №№ 4,5; с. 58, №№ 4,9).
Следует подчеркнуть необходимость тщательного медико-педагогического контроля за проведением в условиях общеобразовательных учреждений всех рекомендованных детям лечебно-профилактических мероприятий, индивидуального щадящего режима учебно-трудовых нагрузок.
При рассмотрении двух следующих вопросов обращается
внимание на то, что в связи с отсутствием в системе гособразования широкой сети специальныхучебно-воспитательных учреждений для детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы многие из них (при наличии нерезко выраженных нарушений) могут находиться в образовательных учреждениях общего типа. В связи с этим, практическое осуществление всех необходимых организационных и медико-педагогических мероприятий, проводимых с детьми этой группы в период их пребывания в ДОУ и школе, приобретает первостепенное значение. Основные мероприятия комплексного медико-педагогического воздействия и организация их проведения в образовательных учреждениях представлены в методической части пособия, с.с. 250-255).
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы находятся на диспансерном учете у врача-психоневролога и не менее двух раз в течение года должны проходить психоневрологическое (или неврологическое) обследование. Постоянный медицинский контроль за ними осуществляется педиатром ДОУ или школьным врачом.
Педагогические мероприятия в отношении изучаемой группы детей (основные направления педагогического воздействия) разбираются на практическом занятии в плане повторения и углубления материала лекционного курса. Организационные формы работы: контрольный опрос студентов; заслушивание и анализ докладов (рефератов), подготовленных студентами по соответствующим литературным источникам (с. 58, №№ 2, 6, 9, 10 и др.).
В конце занятия студенты получают практические задания по психолого-педагогическому обследованию детей с нерезко выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Занятие 2-е.
Учебные вопросы.
1. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Программа (задачи, основные разделы) психолого-педагогического обследования.
2. Специфика организации и приемов обследования. Учет личностно-психологических особенностей ребенка в процессе проведения обследования.
3. Психолого-педагогический анализ особенностей личности и поведенческих реакций детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
4. Разбор практических заданий по обследованию детей с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы (реактивные состояния, психастения, психопатические расстройства, де-виантные формы поведения, аутизм и аутистические расстройства).
5. Практические задания по ознакомлению с особенностями и приемами педагогического подхода к детям дошкольного и школьного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы.*
Методические рекомендации к проведению занятия
При изложении первого вопроса используются рекомендации по проведению психолого-педагогического обследования и педагогического изучения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, содержащиеся в специальной литературе (с. 58, №№ 4,7,9; Методическая часть, с.с. 76-79 и др.). По этому вопросу рекомендуется подготовить к занятию выступление кого-либо из студентов.
Второй вопрос либо излагается самим преподавателем, либо обсуждается в вопросно-ответной форме беседы педагога со студентами по выполненным ими конспектам литературных источников (с. 58, №№ 2, 4, 7, 10 или 11). Преподаватель останавливает внимание обучающихся на особенностях трактовки личностных, в том числе поведенческих реакций ребенка, а также на основных психологических и педагогических критериях анализа данных, выявляемых в ходе обследования детей (данные непосредственных наблюдений за ребенком, тестовых обследований, сведения, полученные от педагогов и родителей и др.). Подчеркивается роль сопоставительного анализа (сравнение с нормой, с другими видами нарушений психического развития), значение учета сопутствующих факторов (отношение ребенка к процедуре обследования, взаимоотношение с обследующим, поведенческие реакции и др.), характера взаимодействия ребенка с окружающим социумом, степени выраженности и особенностей аффективных реакций и пр.
В ходе разбора выполненных студентами практических заданий по обследованию детей преподаватель организует и направляет обсуждение полученных ими результатов. Отмечается свое-образие проявлений различных видов нарушений эмоционально-волевой сферы (реактивные состояния, тяжелые конфликтные переживания, психастения, психопатия, аутистические проявления и др.); обращается внимание на необходимые меры психологической коррекции и медико-педагогического воздействия, особенности индивидуального подхода к ребенку, определяемые результатами проведенного обследования.
Преподаватель обсуждает со студентами такие направления коррекционно-воспитательной работы с детьми, как формирование социальной компетенции, навыков адекватного восприятия окружающего социума и ориентировки в межличностных отношениях с окружающими, нравственное и этическое воспитание, овладение социально детермированными правилами поведения и общения с окружающими, развитие способности к произвольной регуляции поведения, формирование «социальных» эмоций и культуры общения, развитие самосознания и адекватной самооценки своих поступков и поведения и др. Внимание студентов направляется на некоторые, хорошо зарекомендовавшие себя в педагогической практике приемы и средства психолого-педагогического воздействия в работе с детьми с эмоционально-волевыми расстройствами: специальные занятия по психологической коррекции, сюжетно-ролевые и дидактические игры, развивающие упражнения, словесная регуляция поведения и деятельности ребенка, в частности через словесное опосредствование деятельности, вовлечение ребенка в разнообразную совместную коллективную деятельность со сверстниками, «воспитание на положительных примерах», рациональное сочетание приемов поощрения и порицания, стимулирование самостоятельных решений и действий и использование системы «запретов», и др. Студентам предлагается примерный образец составления методических рекомендаций по индивидуальному психолого-педагогическому подходу к ребенку с нарушением в развитии эмоционально-волевой сферы. Под руководством и с помощью преподавателя обучающиеся составляют такие рекомендации на основе проведенных исследований.
В конце занятия студентам даются новые практические задания – по изучению организации и приемов индивидуального подхода к детям с нерезко выраженными эмоционально-волевыми нарушениями, посещающим ДОУ или школу общего типа.
Занятие 3-е.*
Учебные вопросы.
1. Особенности педагогического подхода к детям с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы. Обсуждение выполненных практических заданий.
2. Профилактика нарушений формирования эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Комплексный подход к преодолению нарушений эмоционально-волевой сферы у детей. (Контрольный опрос.)
Методические рекомендации к проведению занятия
При изучении первого вопроса рекомендуются два последовательных вида работы: выступление одного-двух студентов с краткими докладами-сообщениями реферативного характера и обсуждение практических заданий, выполненных обучающимися на базе образовательных учреждений. Организационная форма работы: выступления студентов по материалам выполненных заданий, ответы на вопросы, коллективный анализ и оценка эффективности психолого-педагогических и медицинских мероприятий, проводимых в дошкольных и школьных учреждениях в отношении детей с нерезко выраженными нервно-психическими расстройствами.
По второму вопросу предусматривается вступительное сооб-
щение преподавателя, выступления студентов и беседа по конспектам литературных источников (с. 58; №№ 3, 5, 8, 11). При этом рассматриваются как общие меры профилактики нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения у детей дошкольного и школьного возраста, так и специальные меры медико-педагогического воздействия, применяемые по отношению к детям с известной предрасположенностью к возникновению расстройств нервно-психической сферы (дети с наследственной отягощенностью в отношении нервно-психических нарушений, реконвалесценты после тяжелых заболеваний, перенесшие черепно-мозговую травму и др.). Подчеркивается определяющая роль таких факторов, как создание условий воспитания ребенка, необходимых для полноценного психофизического развития, организация гигиенически обоснованного режима дня, закаливание организма, установление правильных взаимоотношений между родителями, воспитателями и ребенком, предупреждение аффективных реакций у ребенка-невротика; необходимость комплексного подхода к профилактике эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей.
Вторая половина занятия отводится на контрольный опрос студентов по теме: «Дети с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы». Организационной формой может быть письменная контрольная работа. (Используются и специально разработанные тестовые задания.) Перечень примерных контрольных вопросов приводится в методической части пособия (с. 282).
Л И Т Е Р А Т У Р А К Т Е М Е
1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М., 1992.
2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – М., 2005.
3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1998.
4. Ковалев В.В. Психогигиена детей и подростков. – М., 1985.
5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1995.
6. Кононова М.П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей. – М.,1963.
7. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2001. Раздел V.
8. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.
9. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего аутизма. – М.,1991.
10. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М., 2004.
11. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами развития. – СПб., 2003.
12. Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной // Материнство. – 1997. – №1.
13. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути коррекции. – М., 1997.
14. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2002.
15. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992.