Развитие эмоционально-волевой сферы

(название модуля обучения)

Возраст обучающихся – 7-8 лет

Категория детей – дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере, в поведении

Срок реализации программы – 1 год

Автор-составитель:

Куцеба Наталия Андреевна,

педагог-психолог

Череповец

Развитие эмоционально-волевой сферы - student2.ru 2012 г

Пояснительная записка

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: она подчиняется учебе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания.

Младшие школьники сталкиваются с трудностями, для преодоления которых у них недостаточно личностного опыта, поэтому у младших школьников часто происходят нарушения психосоматического характера (повышается температура, наблюдается общая слабость, першение и боли в горле и др.), появляются неадекватные реакции на ситуацию адаптации к школе (реактивная агрессия, навязчивые движения, фобии).

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина — возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли — школьник 7–8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Сложившиеся в дошкольном возрасте формы жизнедеятельности закономерно уступают место новым. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная деятельность.

Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально-психологической и физиологической готовностью к началу систематического обучения.

Одним из первых и важных показателей готовности ребенка к школе является характер «внутренней позиции школьника». Благоприятный вариант «внутренней позиции» связан с ориентацией ребенка на содержательные стороны школьной жизни, на самообразование.

Ребенок к школе должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении. Он должен быть готов овладеть новой социальной ролью ученика, иметь социальную чувствительность, обладать навыками общения со сверстниками и взрослыми. Ребенок должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важными являются навыки речевого общения, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации.

Среди первоклассников в среднем 15-30 % детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции, то есть вхождение в школьную жизнь для них затруднено. В настоящее время отмечается рост детей старшего дошкольного возраста не готовых к школьному обучению, а также детей младшего школьного возраста со школьной дезадаптацией.

Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе:

1. Несформированность «внутренней позиции школьника».

2. Слабое развитие произвольности.

3. Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.

4. Неумение подчиняться новым для него правилам школьной жизни.

5. Общение с учителем.

6. Принятие учебной задачи.

7. Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми.

8. Отношение к себе.

9. Завышенные требования со стороны родителей.

10. Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития.

11. Соматически ослабленные дети.

12. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных).

13. Леворукие.

14. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Неготовность детей к школьному обучению часто проявляется в виде запаздывания общего психического развития. Для таких детей еще не потеряла своей актуальности игровая деятельность, а социум уже предъявляет к ним новые требования, ставит перед необходимостью освоения учебной деятельности. В таком случае учебная деятельность начинает осуществляться как внешняя по отношению к внутренней мотивации и личностным смыслам жизнедеятельности ребенка. Эти дети отличаются спецификой двигательного, речевого, когнитивного и эмоционально-аффективного развития, а также несформированностью предпосылок овладения программным материалом, в частности произвольной регуляцией деятельности. Такие дети в школе быстро попадают в разряд неуспевающих, отстающих, неуспешных, т.е. дети дезадаптированы. Они испытывают тревогу и страх, стойкое эмоциональное неблагополучие (боязнь школы, нежелание посещать ее).

В.А.Шмакова утверждает, что в первом классе учебные способности связаны с эмоционально-волевыми свойствами личности: с эмоциональной стабильностью, сдержанностью, энергичностью, активностью, нефрустрированностью. Н.П. Майорова утверждает, что ребенок только тогда готов к обучению в школе, когда у него сформированы волевые качества, когда он сам может поставить перед собой цель и достичь ее.

В основу построения программы легли фундаментальные положения общей, возрастной и педагогической психологии (идеи Л.С. Выготского о культурно-историческом принципе развития психики человека; А.В. Запорожца о создании условий амплификации в каждом возрастном периоде; А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию психики ребенка).

В предлагаемой программе основной целью является – гармонизация и развитие эмоциональной сферы, профилактика нежелательных личностных особенностей и поведения первоклассников.

Данная цель реализуется через задачи:

·снятие эмоционального дискомфорта у первоклассников

· содействовать осознанию первоклассниками позиции «Я - школьник»

· развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях

· развитие саморегуляции детей

· предупреждение и снижение тревожности

· создание условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников

· способствовать формированию объективной самооценки

Наши рекомендации