Словарь основных терминов
Барьеры слушания — причины серьезного искажения информации в процессе слушания, которые могут быть связаны с факторами внешней среды, особенностями.
Взаимопонимание- механизм межличностного взаимодействия, связанный в первую очередь с когнитивными процессами и обеспечивающий формирование общего смыслового поля участниками взаимодействия, объединение интересов сторон, выработку сходного видения задач в конкретной ситуации.
Деловая беседа - специально организованный предметный разговор, служащий решению управленческих задач и происходящий, как правило, между представителями одной и той же организации.
Деловое общение - взаимодействие людей, которое подчинено решению конкретной задачи (производственной, научной, коммерческой и т.д.), стоящей перед организацией (фирмой, предприятием), что накладывает определенные рамки на поведение людей.
Деловое совещание - форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями.
Коммуникативная компетентность (КК) — характеристика коммуникативного поведения как соответствующего/ не соответствующего заданному стандарту, ожидаемому результату. В МЛК: способность человека использовать вербальные и невербальные действия для достижения желаемых результатов, в соответствии с интересами и целями остальных партнеров в условиях заданной ситуации.
Коммуникативный климат —стиль, атмосфера, эмоционально-психологическая тональность, создаваемая и переживаемая партнерами в ходе коммуникативного взаимодействия. Создается интерактивно, совместными вербальными-речевыми (Оля, стоит ли удваивать латино-русский определитель?) действиями партнеров. Позитивный климат — климат взаимопонимания и поддержки — открытой коммуникации. Негативный (защитный) климат — климат непонимания, дисконфирмации, враждебности и защиты — закрытой коммуникации.
Коммуникативный стиль— особенности коммуникативного поведения субъекта (индивида, группы, сообщества), проявляющиеся в выборе и предпочтительности употребления в процессе межличностного взаимодействия тех или иных коммуникативных стратегий и средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Координация- механизм межличностного взаимодействия, связанный с инструментальными процессами, с поиском средств общения, которые в наилучшей степени соответствует намерениям и возможностям партнеров. Результатом координации является совместимость в действиях, согласованность в операциях.
Межличностные ритуалы —регулярные, повторяющиеся, четко обозначенные, имеющие устойчивую последовательность действия людей, создающие возможность и прогнозируемость межличностного взаимодействия. Типичные формы межличностных ритуалов - приветствия и прощания, комплименты и благодарности, вопросы о здоровье и обмен подарками.
Мотивация–психологические механизмы, побуждающие человека к определенному действию и определяющие его форму, направленность, интенсивность, продолжительность.
Потребность– объективное отношение между субъектом и миром, требующее для своей реализации активности субъекта в форме определенной деятельности. Необходимым условием формирования потребности является отсутствие постоянной непосредственной данности важного элемента жизнедеятельности, что вызывает напряжение организма и создает энергетическую основу поведения.
Псевдослушание —тип слушания, который может создавать коммуникативные проблемы: человек делает вид, что слушает, демонстрируя внешние знаки внимания, но в действительности исключен из процесса коммуникации. Причины этого могут быть связаны с погруженностью в собственные заботы, скукой, отсутствием интереса к теме разговора.
Совместимость - оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность в данном составе взаимодействовать бесконфликтно и согласованно, что создает условия для эффективной совместной деятельности.
Согласование- механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения, направленный на достижение относительного согласия в целях, смыслах, намерениях партнеров по общению.
Социально-ролевой уровень общения - уровень общения, на котором от человека ожидается выполнение определенной ролевой функции, демонстрация знания норм социальной среды, подтверждение себя, своего статуса; общение на этом уровне, как правило, носит анонимный характер.
Сработанность - согласованность в работе между участниками совместной деятельности.
Сценарии взаимодействия- стандартные последовательности действий в тех или иных привычных ситуациях.
Эмоциональная коммуникация — сложноорганизованный процесс обмена эмоциями между участниками межличностного взаимодействия, их истолкования и социального (само)контроля за их проявлением.
Эмоциональная компетентность — уровень осознания собственных эмоций и эмоций партнера по общению, их анализа и управления ими как условие выбора наиболее эффективного эмоционального поведения в конкретной ситуации.
Эмпатическое высказывание — сообщение о своем понимании эмоциональных состояний, которые переживает другой человек. Оказывающий эмпатию высказывает свои предположения о причинах и содержании наблюдаемых им эмоциональных переживаний партнера без их оценивания или осуждения. Умелое и тактичное указание на возможные смыслы эмоциональных состояний помогает тому, кто принимает эмпатию, переживать их более полно и конструктивно.
Список рекомендуемой литературы.
а) основная литература:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо 2010.
2. Матьяш О.И., Казаринова Н.В., Погольша В.М. и др. Межличностная коммуникация: теория и жизнь. СПб: Речь, 2011.
3. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. 5 – е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.
4. Розенберг М. Языки жизни: Ненасильственное общение. М.: София, 2009.
5. Русский язык и культура речи: Учебник /под ред. Максимова В.И., Голубевой А.В. Спб.: Златоуст, 2010.
6. Самохвалова А. Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2012.
7. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2010.
б) дополнительная литература:
1. Барли-Аллен М. Как слышать людей насквозь. М., 2007.
2. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций: Пер. с англ. СПб.: Речь, 2000.
3. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. М.: Прогресс, 1993.
4. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.
5. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2008.
6. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб.: Речь, 2003.
7. Зимбардо Ф., Ляйппе Ф. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000.
8. Кови С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к этике характера. М.: Мысль, 1997.
9. Кузин Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М., 2001.
10. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.
11. Купер К.Л., Пэйн Р.Л. Эмоции и работа. Теории, исследования и методы применения. М., 2008.
12. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М.: Академия, 2001.
13. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 2004.
14. Межличностное общение. Хрестоматия. (Сост. и общ. Редакция: Казаринова Н.В., Погольша В.Н.) СПб.: Питер, 2001.
15. Основы теории коммуникации: учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005.
16. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие / А.П. Панфилова. 3-е изд. СПб.: ИВЭСЭП, 2005.
17. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
18. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2006.
в) электронные ресурсы