I Пояснительная записка
Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.
Возраст, который требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия – это ранний детский возраст. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.
Особенно трудным для ребенка раннего возраста бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения – он начинает ходить в детский сад. Это период адаптации. Адаптация к дошкольному учреждению может проходить крайне болезненно. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения.
Таким образом, для оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности плавным.
Психолого-педагогическое обоснование программы.
Данная программа составлена с учетом психологических особенностей детей раннего возраста. Они заключаются:
1. Быстрый темп развития организма, который имеет ряд особенностей. Прежде всего – это скачкообразность развития. Неравномерность в развитии ребенка раннего возраста определяется созреванием различных функций в определенные сроки. Поэтому при воспитании детей особое внимание должно быть уделено формированию тех реакций, которые созревают впервые и которые не могут развиваться самостоятельно, без целенаправленных воздействий взрослого и очень важно в период накопления ребенком опыта создавать оптимальные условия для своевременного созревания нового качества в развитии той или иной функции.
Таким образом, в основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта.
2. Высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограниченны в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Сенсорные потребности вызывают и высокую двигательную активность ребенка, способствующую его интеллектуальному развитию.
Таким образом, важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями.
3. Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции.Эмоциональная сфера оказывает большое влияние на формирование познавательных способностей детей. Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть ил слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим. Таким образом, в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции.
4. В развитии детей раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому.В отличие от взрослого сверстник не имеет в этом возрасте принципиального значения в развитии ребенка. Третий год жизни – самый благоприятный период для того, чтобы заложить привычку к мирному и доброжелательному сосуществованию. Именно в этот период складывается стереотип поведения, и каким он будет, зависит, в первую очередь, от взрослого.
5. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.
Особенностям периода раннего детства соответствую цели данной программы:
Цель программы: успешная адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Реализация данной цели достигается решением комплекса задач:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- снятие эмоционально и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи;
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Основные средства для решения поставленных задач:
- эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком;
- специально подготовленная среда для обучения;
- образцы поведения взрослого, обучение детей положительным поступкам, путем организации специальных соответствующих ситуаций.