Методы оценки психических состояний человека
Для того чтобы установить степень адекватности условий труда характеру деятельности и оценить эффективность рационализации в этих условиях, используют различные методы исследования состояний. Оценка состояний обучающегося может служить также для определения обученности, для прогнозирования успешности обучения и деятельности.
Психические состояния – сложные явления психической деятельности, для изучения которых необходимо применять различные методы. Во многих случаях лишь сочетание ряда методов может дать то, что можно назвать диагнозом психического состояния.
Некоторый материал для суждения о психическом состоянии человека может дает внешняя картина его поведения, устанавливаемая с помощью наблюдения. Наблюдая за внешней картиной поведения человека в целях определения его психического состояния, психолог должен уметь фиксировать важные для диагностики показатели. Здесь приходят на помощь фотография и кино. Применяются для диагноза .психических состояний и экспериментальные методы – естественный и лабораторный.
О применении наблюдения для раскрытия многих механизмов психической деятельности пишут В.Л. Марищук, К.К. Платонов, Е.А. Плетницкий. Результаты наблюдений, по их мнению, могут быть дополнены данными, полученными при объективной регистрации: хронометраже, фотографировании, киносъемке, замере некоторых физиологических функций (пульс, дыхание, артериальное давление, потоотделение, КГР и др.). Эта методика носит название методики визуальной оценки состояния по внешним признакам и соматическим показателям. Психическое состояние утомления - явление сложное, оно зависит не только от тяжести работы, но и от ряда субъективных условий: повышенной возбудимости, астенических эмоций, отсутствия планомерности и отсюда от беспорядочности в работе.
Применяемые в настоящее время методы исследования можно условно разделить на две группы: методики, ориентированные на физиологическое и психическое. Физиологическими являются методы исследования физиологии мышц (электромиография), физиологии центральной нервной системы (ЭЭГ), физиологии вегетативной нервной системы (измерения пульса, КГР, зрачковый рефлекс и т. д.). К психологическим методам относятся тесты, измеряющие психические функции человека. Только применяя разные методы с включением в них и словесного отчета, можно дать научное описание состояния утомления и найти ему объяснение, а также избегнуть смешения утомления с другими факторами, снижающими производительность труда.
Новой и важной проблемой является оценка состояния человека-оператора. Высказано немало ценных в методологическом и практическом отношении предложений, идей и гипотез, которые за последние годы подтверждаются результатами исследований, проведенных как у нас, так и за рубежом. Советские ученые не только первыми выдвинули проблему контроля состояния человека-оператора, но и многое сделали для ее решения. Так, выявлены основные требования к контролю состояния человека-оператора: непрерывность, дистанционность, быстродейственность, автоматичность, прогностичность.
Время показало перспективность подхода к разработке методов контроля состояния как сложного динамического многокомпонентного образа и последующей классификации его с помощью ЭВМ, работающих по специальным программам. В связи с этим подходом перед исследователями стоит ряд нерешенных задач. Так, на современном этапе наука не располагает средствами, позволяющими непосредственно измерять психические явления. При изучении их используют так называемые «индиканты» (доступные наблюдению проявления, которые связаны с психическими явлениями посредством некоторых законов). Например, величина, характеризующая электрическое сопротивление кожи, является индикантом эмоций, продуктивность труда - индикантом работоспособности, порог обнаружимости сигнала индикантом напряжения внимания и т. д. Трудности констатации психических состояний усугубляются тем, что эти состояния не развиваются спонтанно, а являются результатом взаимодействия организма и среды. Отсюда возникает необходимость при контроле состояний учитывать не только характеристики деятельности организма, но и характеристики окружающей среды. В этой связи важно выделить признаки среды, являющиеся детерминантами интересующих нас состояний в каждом конкретном случае.
Очень важен тот факт, что специфические человеческие состояния формируются и развиваются в условиях социальной среды, прежде всего в процессе общения человека с окружающими. Однако психические явления изучаются пока вне условий общения. Это позволяет раскрыть закономерности психических явлений лишь частично. Между тем в реальной жизни динамика психических состояний связана с условиями, способами и формами общения. Поэтому важно изучить информационные связи между операторами и их роль в формировании общепсихического состояния каждого оператора.
Контрольные вопросы и задания к модулю 2
1. Как соотносятся понятия «профессиограмма» и «психограмма»?
2. Можно ли однозначно утверждать, что предложенная Е.А. Климовым «формула профессий» является разновидностью профессиограмм?
3. Что такое «трудовой метод» в изучении профессиональной деятельности?
4. В чем сложности корректно организованного профотбора? Приведите аргументы «за» и «против» использования стандартизированных опросников и тестов в профотборе.
5. Задание: проанализировать с помощью «Схемы анализа профессии» несколько профессий (по своему усмотрению).
6. Задание: провести сравнительное наблюдение за доступной для этих целей деятельностью какого-либо работника (по своему усмотрению) по схеме, представленной в приложении.
7. Задание: исследовать с помощью трудового метода работу основные (простые) особенности какого-либо несложного (и доступного) профессионального труда (по своему усмотрению) и постараться дать предложения по оптимизации данного труда.
Литература к модулю 2
1. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии, 1987. №1. С. 111-117.
2. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. 64 с.
3. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. 208 с.
4. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных ун-тов. М.: МГУ, 1992. 94 с.
5. Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. Учебное пособие. М.: МГУ, 1980. 82 с.
6. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
7. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. 199 с.
8. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально важных качеств. Автореф. дисс. … доктора псих. наук. Л., 1982.
9. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: «Знание», 1996. 308 с.
10. Пряжников Н.С. S № $, или Личность в эпоху продажности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000а. 224 с.
11. Пряжников Н.С. Психология элитарности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000б. 512 с.
12. Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1990. 182 с.
13. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха просвещения (сост. П.С.Гуревич). М.: Политиздат, 1991. 463 с.
14. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности . М.: Наука. 1982. 183 с.
15. Шпильрейн И.Н. Искусственная деавтоматизация как метод психологического исследования // История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы ХХ века) / Под ред. В.П.Зинченко и др. М.: МГУ, 1983, С. 139-141.
16. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 423 с.