Методы оценки психических состояний человека

Для того чтобы установить степень адекватности условий труда характеру деятельности и оценить эффективность рацио­нализации в этих условиях, используют различные методы исследования состояний. Оценка состояний обучающегося может служить также для определения обученности, для прогнозиро­вания успешности обучения и деятельности.

Психические состояния – сложные явления психической дея­тельности, для изучения которых необходимо применять различ­ные методы. Во многих случаях лишь сочетание ряда методов может дать то, что можно назвать диагнозом психического состояния.

Некоторый материал для суждения о психическом состоянии человека может дает внешняя картина его поведения, устанав­ливаемая с помощью наблюдения. Наблюдая за внешней кар­тиной поведения человека в целях определения его психическо­го состояния, психолог должен уметь фиксировать важные для диагностики показатели. Здесь приходят на помощь фотография и кино. Применяются для диагноза .психических состояний и экспериментальные методы – естественный и лабораторный.

О применении наблюдения для раскрытия многих механиз­мов психической деятельности пишут В.Л. Марищук, К.К. Пла­тонов, Е.А. Плетницкий. Результаты наблюдений, по их мнению, могут быть дополнены данными, полученными при объективной регистрации: хронометраже, фотографировании, киносъемке, замере некоторых физиологических функций (пульс, дыхание, артериальное давление, потоотделение, КГР и др.). Эта методика носит название методики визуальной оценки состояния по внешним признакам и соматическим показателям. Психическое состояние утомления - явление сложное, оно зависит не только от тяжести работы, но и от ряда субъектив­ных условий: повышенной возбудимости, астенических эмоций, отсутствия планомерности и отсюда от беспорядочности в ра­боте.

Применяемые в настоящее время методы исследования мож­но условно разделить на две группы: методики, ориентирован­ные на физиологическое и психическое. Физиологическими явля­ются методы исследования физиологии мышц (электромиогра­фия), физиологии центральной нервной системы (ЭЭГ), физио­логии вегетативной нервной системы (измерения пульса, КГР, зрачковый рефлекс и т. д.). К психологическим методам отно­сятся тесты, измеряющие психические функции человека. Только применяя разные методы с включением в них и словесного отчета, можно дать научное описание состояния утомления и найти ему объяснение, а так­же избегнуть смешения утомления с другими факторами, сни­жающими производительность труда.

Новой и важной проблемой является оценка состояния чело­века-оператора. Высказано немало ценных в методологическом и практическом отношении предложений, идей и гипотез, кото­рые за последние годы подтверждаются результатами исследо­ваний, проведенных как у нас, так и за рубежом. Советские уче­ные не только первыми выдвинули проблему контроля состояния человека-оператора, но и многое сделали для ее решения. Так, выявлены основные требования к контролю состояния человека-оператора: непрерывность, дистанционность, быстродейственность, автоматичность, прогностичность.

Время показало перспективность подхода к разработке методов контроля состояния как сложного динамического много­компонентного образа и последующей классификации его с по­мощью ЭВМ, работающих по специальным программам. В свя­зи с этим подходом перед исследователями стоит ряд нерешен­ных задач. Так, на современном этапе наука не располагает средствами, позволяющими непосредственно измерять психиче­ские явления. При изучении их используют так называемые «индиканты» (доступные наблюдению проявления, которые свя­заны с психическими явлениями посредством некоторых зако­нов). Например, величина, характеризующая электрическое сопротивление кожи, является индикантом эмоций, продуктив­ность труда - индикантом работоспособности, порог обнаружимости сигнала индикантом напряжения внимания и т. д. Трудности констатации психических состояний усугубляются тем, что эти состояния не развиваются спонтанно, а являются результатом взаимодействия организма и среды. Отсюда воз­никает необходимость при контроле состояний учитывать не только характеристики деятельности организма, но и характеристики окружающей среды. В этой связи важно выделить признаки среды, являющиеся детерминантами интересующих нас состояний в каждом конкретном случае.

Очень важен тот факт, что специфические человеческие состояния формируются и развиваются в условиях социальной среды, прежде всего в процессе общения человека с окружаю­щими. Однако психические явления изучаются пока вне условий общения. Это позволяет раскрыть закономерности психических явлений лишь частично. Между тем в реальной жизни динамика психических состояний связана с условиями, способами и фор­мами общения. Поэтому важно изучить информационные связи между операторами и их роль в формировании общепсихиче­ского состояния каждого оператора.

Контрольные вопросы и задания к модулю 2

1. Как соотносятся понятия «профессиограмма» и «психограмма»?

2. Можно ли однозначно утверждать, что предложенная Е.А. Климовым «формула профессий» является разновидностью профессиограмм?

3. Что такое «трудовой метод» в изучении профессиональной деятельности?

4. В чем сложности корректно организованного профотбора? Приведите аргументы «за» и «против» использования стандартизированных опросников и тестов в профотборе.

5. Задание: проанализировать с помощью «Схемы анализа профессии» несколько профессий (по своему усмотрению).

6. Задание: провести сравнительное наблюдение за доступной для этих целей деятельностью какого-либо работника (по своему усмотрению) по схеме, представленной в приложении.

7. Задание: исследовать с помощью трудового метода работу основные (простые) особенности какого-либо несложного (и доступного) профессионального труда (по своему усмотрению) и постараться дать предложения по оптимизации данного труда.

Литература к модулю 2

1. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии, 1987. №1. С. 111-117.

2. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. 64 с.

3. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. 208 с.

4. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных ун-тов. М.: МГУ, 1992. 94 с.

5. Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. Учебное пособие. М.: МГУ, 1980. 82 с.

6. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.

7. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. 199 с.

8. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально важных качеств. Автореф. дисс. … доктора псих. наук. Л., 1982.

9. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: «Знание», 1996. 308 с.

10. Пряжников Н.С. S № $, или Личность в эпоху продажности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000а. 224 с.

11. Пряжников Н.С. Психология элитарности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000б. 512 с.

12. Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1990. 182 с.

13. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха просвещения (сост. П.С.Гуревич). М.: Политиздат, 1991. 463 с.

14. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности . М.: Наука. 1982. 183 с.

15. Шпильрейн И.Н. Искусственная деавтоматизация как метод психологического исследования // История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы ХХ века) / Под ред. В.П.Зинченко и др. М.: МГУ, 1983, С. 139-141.

16. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 423 с.

Наши рекомендации