Работа с рисунком и цветом в арт-терапии (изотерапия)
Изотерапия – эффективный и действенный метод, который помогает человеку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение. Для рисования используется широкий спектр материалов: разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель, восковые мелки – всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток. Несмотря на свою эффективность, изотерапия как отдельная методика лечения и психологической помощи появилась около полувека назад.
С помощью изотерапии взрослые и дети могут справиться с такими проблемами, как:
· выразить свои эмоции и чувства безопасным для себя и окружающих способом. Изотерапия эффективна в случаях, когда нужно освободиться от психологической зажатости, агрессивности, нервозности, неуравновешенности, ревности, страхов и др.
· низкая самооценка. По статистике от низкой самооценки и неуверенности в себе страдает больше 70% людей. Благодаря практическим упражнениям изотерапии, любой может значительно повысить свою самооценку и стать увереннее.
· проблемы с поведением.
· проблемы в отношениях и/или семейные проблемы.
· хронический стресс и психосоматические заболевания.
Кроме того, занятия изотерапией способствуют раскрытию творческого потенциала и открывают в человеке новые ресурсы и возможности.
ü Музыкотерапия (music therapy)
большинством специалистов включается в арт - терапию. Музыкальная и навыковая модель, используемая в музыко-терапии берет начало в принципах Перформанса, Импровизации, Гармонии, Этнической музыки, Современной композиции.
Психологическая и Терапевтическая модели основаны на изучении ранних материнско-детских отношений, Психологии развития, Теорий коммуникативного и языкового развития, Психоаналитической теории.
Как одно из наиболее древних (если можно так сказать, архетипических видов творчества homo sapiens) направлений, это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, по существующему эмпирическому материалу направление. Это использование звуков и музыки для построения терапевтических отношений. Музыкотерапия предполагает оптимизацию организма, исследование внутреннего мира, самораскрытие и изменение дезадаптивных способов отношений на другие, формирование эмоциональной сферы личности с профилактической целью. (Коррекция эмоционального опыта)
Что музыко -терапевт делает?
· слушает звуки, которые производит клиент, и особенно их качество (эмоциональное содержание);
· организацию (ритм или отсутствие ритма, мелодию или случайность);
· коммуникативную направленность (которая может быть заблокирована, может быть аутистичной, направленной на терапевта);
· способ производства звука (голос, музыкальный инструмент);
· сопереживает (эмпатия позволяет быть с другим человеком и в воображении переживать его опыт)
· отвечает (через свою собственную музыку, отражая все элементы звуков клиента)
· контекстуализирует (то есть привносит отношения)
Это требует особой подготовки специалиста.
Что происходит с клиентом?
· он слушает
· эмоцинально реагирует (на его уровне)
· на основе этой реакции создает творческие отношения
· клиент может переживать: принятие, возможность взаимодействовать несмотря на свои ограничения, катарсис, эмоциональное развитие, развитие коммуникативных навыков, творчество, контроль над отношениями и своим окружением.
Что составляет суть отношений терапевт-клиент?
Безопасность, защищенность, частность, безоценочность, регулярность, надежность, взаимное уважение и доверие.
Формы музыкотерапии:
1. Рецептивная или пассивная (воспринимается на слух). Может быть:
А) Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия).
Б) Реактивной (направленной на достижение катарсиса).
В) Регулятивной (способствующей снижению нервно – психического напряжения).
Композиторы, произведения которых рекомендуются для музыкотерапии: К.Глюк, Ж.Массне, Я.Сибелиус, Р.Шуман, С.Рахманинов А.Дворжак, Д.Шостакович, П.Чайковский, Л.Бетховен, Ф.Лист, Ф.Шопен.
2. Активная (предполагает экспрессивное самовыражение)
Процесс может иметь инсайт ориентированный характер. Лечебная музыка является также вспомогательным средством в местах пребывания больных. При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Происходит воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.
Активная музыкотерапия предполагает непосредственное участие клиента в музыкотерапевтическом процессе (он сам поет, играет на доступных музыкальных инструментах, выполняет творческие задания музыкотерапевта). К самым популярным ее направлениям относятся:
ü вокалотерапия;
ü музыкально-педагогическая реабилитация;
ü музыкотерапия по методу Нордоффа-Роббинса;
ü аналитическая музыкотерапия и активная музыкопсихотерапия;
ü онтопсихологическая музыкотерапия по А. Монгетти.
Вокалотерапия базируется на оздоровительных свойствах классического пения и включает в себя упражнения по акустической стимуляции жизненно важных органов, а также упражнения, повышающие адаптационные и интеллектуально-эстетические способности человека. Вокалотерапия сочетает в себе использование внутренних (вокалотренинг) и внешних (рецептивная музыкотерапия) акустических сигналов сложной ангармонической природы.
Музыкально-педагогическая реабилитация использует с лечебно-восстановительной целью музыкально-педагогический процесс, который может осуществляться в виде музыкально-дидактических игр, обучения пению, игре на музыкальных инструментах, движению под музыку (ритмика, танцы, игры), прослушивания музыки.
Музыкотерапия по методу Нордоффа-Роббинса. В этом направлении делается акцент на уникальность роли “живой” (исполняемой “вживую” – самим музыкотерапевтом) музыки как средства коммуникации. При этом музыкотерапевт должен иметь навыки спонтанного лечебного музицирования и импровизации. Существуют разновидности метода для детей, подростков и взрослых. Участники всех уровней вовлекаются в процесс совместного с терапевтом создания музыки с помощью музыкальных инструментов.
Аналитическая музыкотерапия и активная музыкопсихотерапия. Происходит исследования бессознательного посредством психоанализа "звукового самовыражения" клиента, происходящего в процессе совместного (вместе с музыкотерапевтом) музицирования. Здесь используется психоанализ, который ведется на основе теоретических концепций Фрейда, Адлера, Клейна, Шмольца и др. При этом в рамках музыкотерапевтического сеанса обязательно должна проводиться психологическая коррекция – метод комплексного психологического воздействия на цели, мотивы и структуру поведения пациента, а также на развитие его некоторых психических функций: памяти, внимания, мышления.
Онтописхологическая музыкотерапия – автором является Антонио Менегетти (Италия), который считает, что бессознательное представляет собой реальность не только психическую, но и телесную. При этом в организме человека изначально (уже с периода внутриутробного развития) заложен определенный порядок, внутренняя гармония. Этот внутренний порядок наделен особой – сугубо индивидуальной – музыкой и движением. При этом методе используются ударные инструменты (чаще всего – это двойной комплект "Конга"). Музыкотерапевт выполняет функции "посредника".В данном процессе нет никаких правил, с каждым моментом рождается новая музыка, спонтанная, согласующаяся с внутренней гармонией пациента, которая отражает взаимодействие его тела, эмоций, состояния души, сексуальности, способности двигаться и т.д.Цель состоит в том, чтобы у пациента была максимальная возможность проявиться наилучшим образом и с большей любовью к себе посредством именно музыкального посыла, на который реагирует организм.
На сегодняшний день мировая официальная музыкотерапия использует около 20 различных “общепризнанных” методик. Музыкотерапевт Ганс-Гельмут Декер-Фойгт (Германия) в своей книге “Введение в музыкотерапию” подметил: “На свете есть почти столько же видов музыкальной терапии, сколько музыкальных терапевтов”.
Активное участие в музыкально-терапевтическом сеансе клиента, выражающего свое эмоциональное состояние в разных видах искусства, приводит к разрушению имеющегося у него внутреннего конфликта.
Проводятся группы активной музыкальной психотерапии, которые ведут арт - терапевт и музыкант.На таких группах используются музыкальные инструменты: струнные, перкуссия, духовые, клавишные, а также голос.
Используются как классические, так и экзотические инструменты для данной местности. Применяются не одинаковые, а разные инструменты, так как участники психотерапевтических групп приходят с разной тональностью своего психического состояния. На группах музыкальной психотерапии использовались методики «музыкальный импульс», «создание музыкальной группы», «хаос звуков», «зеркало телесной музыки» и др. В группе существует возможность участникам выразится в звуках музыки и освободится от переполняющих душу переживаний. Наилучшим психотерапевтическим способом выступает, как оказалось, не просто прослушивание музыки, а само ее воспроизведение: игра на музыкальных инструментах, а еще лучше – пение. В процессе игры человек совершает движения в такт музыке (нажим на клавиши, растягивание мехов, движение смычка). Чтобы воспроизвести мелодию, участнику приходится дышать в ее темпе. Наблюдения показали, что организм (дыхательная, кровеносная системы) подстраивается под музыкальный темп и психологическое восприятие музыки становится тоньше: участники могут заметить те оттенки, которые не замечают простые слушатели. Такое умение является следствием постоянного прослушивания и воспроизведения музыкальных мелодий, когда организм привыкает к их воздействию и уже лучше выбирает, что для него полезно. Звук пропитывает весь организм и в соответствии с определенным своим влиянием замедляет или ускоряет ритм циркуляции крови, возбуждает нервную систему либо успокаивает ее, пробуждает в участнике более сильные чувства или умиротворяет его, приносит покой.
Виды музыки
1.Трофотропная (воздействует на парасимпатический отдел). Способствует замедлению пульса, отдыху, релаксации, погружает в транс, в сон. Помогает снять напряжение, способствует аутогенной тренировке, сопровождает гипноз и может погрузить в гипнотическое состояние, улучшает проведение техники направленного воображения.
Используется: для работ со страхами, агрессией, негативно окрашенными эмоциональными переживаниями. При этом она не обращается к изменению внутреннего мира клиента.
2. Эрготропная музыка (воздействует на симпатический отдел нервной системы).
Способствует повышению мышечного тонуса, расширению зрачков, повышению тревожности и напряжения, отреагированию клиента через изобразительные материалы. Создаёт нагрузку на различные системы организма. Имеет быстрый темп, нерегулярный ритм, наличие диссонанса.
В музыкотерапии участники идут за движением, вслед за музыкой, обращается внимание на наслаждение внутри себя. В определенный момент участники чувствуют, что уже не они идут за музыкой, а музыка несет их. Какая музыка? Та, что родилась в них самих, импровизированная музыка.
При импровизации предлагается возможность делать выбор, что помогает развитию решительности. Импровизация освобождает творческие, глубоко скрытые средства выражения чувств. Появляется внешний звук. Внешний звук становится слышимым только потому, что возникает звук внутренний в сознании, а когда звук внутри замолкает, тогда тело не может создать внешний звук. Созданная музыка соответствует одной из нот, входящих в хроматическую гамму висцерального (внутреннего, внутренних органов) тона, т.е. то, что участнику группы будет "по душе". Музыка создается участником непосредственно в ходе группы музыкальной психотерапии.Также используются музыка и движение с целью достижения максимальной интровертности, что приводит участников группы к самостоятельному осмыслению своих глубинных пластов. В результате прогрессивного обучения такому типу интровертности можно обрести способность целостного восприятия себя. Отдельным органам и системам нашего организма в здоровом состоянии присуще особое сочетание гармонических колебаний, на терминологии музыкантов - нот. С этой точки зрения каждый из нас - сложнейшее музыкальное произведение. Гармония. Мелодия образуется последовательностью звуков. Гармония же производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом, которые формируют аккорды. Благодаря различным вибрациям, излучающимся этими аккордами, в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса, что в любом случае оказывает определенное физиологическое и психологическое воздействие. Преобладание диссонансов является выражением разлада, конфликтов, кризисов. В повседневной жизни, богатой сегодня разного рода трудностями и стрессами, музыкальная психотерапия может служить хорошим средством профилактики, помогая людям жить, работать и быть счастливыми. Музыка имеет неуловимые творчески организующие и эмоциональные качества.
Музыкальные произведения для музыкальной терапии
- предпочтение отдаётся классической музыке (из-за наличия динамики в музыкальном материале)
- не знакомой музыке (этнической, нетрадиционной, провокативной музыке, передающей метания души, её переживания)
- музыка может быть принесена самим клиентом.
- в качестве музыкальных инструментов можно использовать подручные средства, голос, ладони.
Особенности звуковой экспрессии по отношению к рисуночной:
Рисуночная терапия более экологична, чем музыкальная. Музыкальные импровизации иногда могут быть негармоничными. Лучше всего звуковая терапия подходит для людей с лучшим развитием невербальной коммуникации. Звук, музыка – это инструменты межличностного контакта (взаимодействия).
Нужно сказать, что в силу невероятной ассоциативной нагруженности (как чисто психологической, так и социо - культурной), музыка легко может превращаться из “лекарства” в “оружие”. Студенты должны знать, что, используя музыку в психотерапевтической работе, надо быть очень осторожным. Например, один и тот же музыкальный инструмент совершенно по-разному воспринимается в разных культурах (звук флейты в восточной культуре - медитативный, релаксационный, он же в западной - тревожен и печален, таких примеров можно привести множество). Конкретная музыка актуализирует длинную цепочку ассоциаций, проследить которую пациент не может (а терапевт - тем более). Это надо всегда учитывать (например, мягкая пасторальная музыка может вызвать спонтанную возрастную регрессию, детские психические травмы и т.п.). Тем не менее, музыка использовалась и будет использоваться как своеобразный катализатор, она применима в любых идеологических и методологических системах. Условно можно выделить две школы: «американскую» (использование музыки как мощнейшего катализатора эмоционального состояния, при этом музыка является лишь подспорьем) и «шведскую» (прямое прописывание определенной музыки как лекарственного средства, при этом музыка является главенствующей).