Стимульный материал с дифференциацией качеств
Трудолюбие | Дружелюбие | М | |
Веселость | Э | Сдержанность | Э |
Аккуратность | Д | Общительность | Э |
Честность | М | Настойчивость | Д |
Порядочность | М | Обаяние | Э |
Организованность | Д | Правдивость | М |
Отзывчивость | Э | Деловитость | Д |
Приветливость | Э | Скромность | М |
Активность | Д | Принципиальность | М |
Исполнительность | Д | Справедливость | М |
Искренность | Э |
Условные обозначения: Д - деловые качества; М - моральные качества; Э - эмоциональные качества.
Обработка и интерпретация результатов
а) Вычислите число выборов (Н), сделанных испытуемыми (5 умножаем на число членов группы).
б) Подсчитайте число выборов, приходящихся на каждое качество (поочередно объявляете качества и просите поднять руки, кто выбрал).
в) Подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств (П)
г) Подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств (М).
д) Вычислите коэффициент ценностно-ориентационного единства (С) по формуле.
С=П-M/Н*100%
Например: С=(45-10)/(5*10)*100%=70%
Критерии оценки:
а) С > 50%, ЦОЕ высокое, оценка 3 балла.
б) 30% < С< 50%, ЦОЕ среднее, оценка 2 балла.
в) в остальных случаях - ЦОЕ низкое, оценка 1 балл. В нашем случае ЦОЕ высокое, оценка 3 балла.
МЕТОДИКА СОЦИОМЕТРИИ
Цель: выявление межличностных отношений в классе.
Ход выполнения. Перед началом опроса осуществляется инструктаж тестируемого класса. В ходе которого следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.
Результаты тестирования не должны разглашаться в классе, они могуг быть представлены только психологу школы и/или классному руководителю.
Инструкция. «При формировании Вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку Вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для Вас и для Вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с классом. Отсутствие доверия, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.
После этого переходят к опросу, которому подвергаются все члены класса. Ученики записывают фамилии одноклассников, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указывают свою фамилию. В процессе опроса необходимо следить за тем, чтобы ученики не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов класса, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Каждый ученик имеет право выбрать только трех человек.
Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие - деловых.
Бланк социометрического опроса
Ф.И.О.____________________________класс__________________________
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.
1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно
учиться в новом коллективе?
а)
б)
в)
2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?
а)
б)
в)
3. С кем бы из своей группы ты пошел в разведку?
а)
б)
в)
Обработка полученных данных. На основании результатов по каждому вопросу отдельно составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку - номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1, 2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Алексееву, 2) Осипова и 3) Васильеву, то ставятся соответствующие выбора на пересечении седьмой строки со столбцами 1,9 и 3.
Если ученики выбрали друг друга, например, по данным приведенной матрицы Алексеева выбрала №10 Орлова, а Орлов выбрал №1 Алексееву, то эти два выбора (с координатами (1,10) и (10,1)) обводятся в кружок (взаимный выбор). В таблице они показаны индексами. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек - кружками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. Социоматрица - это таблица, в которую вносятся результаты опроса.
Кто выбирает | Кого выбирают | ||||||||||
I! | |||||||||||
1. А-ва. А. | * | 2, | |||||||||
2. Б-ва. К. | * | ||||||||||
3. В-ва. В. | * | 1, | |||||||||
4. Д-ва. С. | * | ||||||||||
5. И-ва.В. | * | 3, | |||||||||
6. Ф-ва. А | * | ||||||||||
7. Л-в.В. | 3, | * | |||||||||
8. Н-в.К. | * | ||||||||||
9. О-в.С | 1, | * | |||||||||
10. О-в.О. | 1, | * | |||||||||
11.П-В.С. | * | ||||||||||
Количество выборов | |||||||||||
Количество взаимных выборов |
Для вычисления «индекса групповой сплоченности»- Сгр , количество полученных взаимных выборов (6), сравнивается с теоретически возможным
числом выборов
Показатель хорошей групповой сплоченности — 0,6 — 0,7
2. На основе социоматрицы возможно построение трех социограмм, которые делают возможным наглядное представление социометрии в виде схе-
мы—«мишени».
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
I) Внутренний круг — это «зона звезд» в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
II) Второй круг — зона предпочитаемых, в которую, входят лица, набравшие количество выборов выше среднего показателя.
III) Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
IV) Четвертый круг — зона изолированных — те, которые не получили ни одного выбора.
Взаимный выбор обозначают сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбрал, к тому, кого выбрал он). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (старосты и др.) заштриховывают.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).
Индивидуальные социограммы лидера «А» и изолированного «Б»
Для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе нередко строят индивидуальные социограммы, которые изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.
Приложение 2