Раздел iv. познавательная деятельность личности
Тема 1. Внимание
Понятие о внимании. Теории внимания. Внимание и действие контроля. Гипотеза П.Я. Гальперина о сущности внимания. Внимание и избирательная активность личности (концепция Д.Н. Узнадзе). Физиологические основы внимания.
Современные представления о нейропсихологических основах внимания.
Современные представления о нейропсихологических основах внимания.
Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности протекания психических процессов, общение между людьми. Виды внимания.
Свойства внимания (объем, устойчивость, колебание, распределение, переключение). Рассеянность, развитие внимания в процессе обучения. Управление вниманием учащихся.
Внимание как важнейшее условие успешности учения. Приемы организации внимания на уроке. Расстройства внимания и их коррекция в учебно-воспитательном процессе. Методы изучения внимания школьника на уроке.
Ключевые понятия. Виды внимания: непроизвольное, послепроизволъное, произвольное; внимание и его свойства: объем, устойчивость; доминанта, переключение, распределение, рассеянность.
Тема 2. Ощущение
Понятие об ощущении. Закон «специфической энергии органов чувств». Ощущения в свете теории отражения. Рецепторная и рефлекторная теории ощущений. Ощущение, депривация и развитие. Значение ощущений в жизни человека. Рецепторы и анализаторы. Классификация ощущений. Их виды.
Количественные характеристики ощущений. Абсолютная и относительная чувствительность. Пороги ощущений. Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощущений. Закон Вебера-Фехнера. Характеристика ощущений различной модальности.
Адаптация. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия. Совершенствование ощущений в результате упражнений. Компенсаторные возможности в области ощущений.
Ключевые понятия. Адаптация, закон Вебера-Фехнера, интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения; кинестезия, модальность, ощущение, последовательный образ, пороги ощущения (абсолютный, разностный), сенсибилизация, синестезия, теория «специфической энергии органов чувств», чувствительность.
Тема 3. Восприятие
Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущения. Трактовка восприятия в ассоциативной и структурной психологии. Восприятие и механизмы работы мозга. Восприятие и оживление следов прошлого опыта. Апперцепция. Восприятие и установка личности. Роль двигательных компонентов в восприятии. Восприятие и перцептивные действия.
Предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность восприятия.
Классификация восприятий. Их виды. Особенности восприятия в разных анализаторах. Иллюзии. Наблюдение, условия его эффективности. Восприятие пространства, времени и движений. Восприятие человека человеком.
Кибернетический подход к изучению восприятия.
Развитие наблюдательности.
Ключевые понятия. Аккомодация, апперцепция, восприятие, иллюзии, конвергенция, наблюдательность, особенности восприятия: константность, предметность, целостность; осязание, перцептивные действия, сенсорика.
Тема 4. Память
Понятие о памяти. Ее значение в жизни и деятельности личности. Теории памяти: ассоциативная и гештальт-теория памяти. Психоаналитическая теория памяти. Деятельная теория памяти А.Н. Леонтьева. Изучение смысловой памяти московской школой (А.А. Смирнов и др.); изучение произвольной и непроизвольной памяти харьковской школой (П.И. Зинченко и др.). Современная информационно-кибернетическая теория памяти.
Механизмы памяти (физиологический, биохимический, психологический аспекты). Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Зависимость запоминания от протекания деятельности. Эффект Зейгарник, его психологическое объяснение. Смысловое и механическое запоминание.
Произвольное и непроизвольное запоминания. Условия успешного запоминания учебной информации.
Рациональные приемы запоминания.
Сохранение. Забывание. Ретроактивное и проактивное торможение следов памяти. Реминисценция. Воспроизведение и узнавание. Виды памяти и их особенности. Принципы классификации памяти на виды по срокам хранения информации, силе волевого усилия, органам чувств и использованию мнемонических средств: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная.
Индивидуальные особенности памяти в: способах запоминания и преобладания той или иной модальности; уровне организации. Эйдетическая и феноменальная память. Типы памяти: наглядно-образная, словесно-логическая. Рациональные приемы запоминания. Целенаправленное развитие памяти в обучении.
Ключевые понятия. Биохимические и физиологические теории памяти, виды памяти: двигательная, долговременная, кратковременная, механическая, непроизвольная, образная, оперативная, произвольная, смысловая, эмоциональная: воспроизведение, забывание, запоминание, мнемика, память, проактивное и ретроактивное торможения, реминисценция, сохранение, типы памяти: амнезия, наглядно-образный, словесно-абстрактный, смешанный; эйдетизм.
Тема 5. Мышление
Понятие о мышлении как процессе активного, творческого познания и преобразования действительности. Теории мышления: ассоциативная, Вюрцбургская школа, деятельностная теория (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.). Информационно-кибернетическая теория мышления. Мышление и чувственное познание. Мышление и речь. Социальная природа мышления человека. Внутренняя речь как материальная основа мышления.
Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее существенных свойствах и отношениях.
Формы мышления - понятия, суждения, умозаключения. Формирование понятий в процессе обучения. Принципы деления мышления на виды по: форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое); характеру решаемых задач (теоретическое, эмпирическое, практическое); степени развернутости и осознанности (дискурсивное и интуитивное); степени новизны и оригинальности (репродуктивное и творческое).
Психологическая характеристика понимания.
Мышление как деятельность. Решение мыслительных задач и проблемная ситуация. Проблемные ситуации в обучении. Типы мыслительных действий и решение задач. Ориентировочные действия. Гипотеза как основной механизм мышления и раскрытия творческих возможностей личности. Эвристический характер мыслительной деятельности человека. Логические операции мышления: анализ, синтез, абстракция, обобщение, сравнение, конкретизация.
Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Индивидуальные особенности мышления. Творческое мышление как высший уровень в развитии мышления и необходимое условие успешной деятельности личности в современных условиях.
Психологические проблемы компьютеризации обучения. Методы изучения мышления учащихся.
Ключевые понятия. Абстракция, анализ, виды мышления: логическое, наглядно-действенные, наглядно-образное; гипотеза, интеллект, интуиция, «искусственный интеллект», конкретизация, мозговая атака, мышление, обобщение, опосредование, понятие, представление, проблемная ситуация, сериация, синтез, сравнение, суждение, умозаключение, эвристика.
Тема 6. Речь
Значение речи в жизни личности. Механизмы речи. Роль левого полушария головного мозга в речевой деятельности. Центры речи. Единство мышления и речи. Внутренняя речь, ее роль в процессе мышления. Слово как понятие. Сокращенная и развернутая речь, их психологические особенности.
Язык и речь. Структура речевого действия. Функции речи. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления).
Экспрессивно-выразительная функция речи.
Виды речи. Основные требования к речи учителя. Расстройства речи (афазии).
Ключевые слова. Афазия, знаковая система, психосемиотика, речь: внутренняя, диалогическая, монологическая, эгоцентрическая: язык.
Тема 7. Воображение
Понятие о воображении, его отличие от образов восприятия и памяти. Воображение и творческое мышление.
Воображение как специфический вид деятельности человека. Физиологические основы. Идеомоторный акт. Воображение и биогенные ритмы организма.
Функции воображения: познавательная, программирующая, антиципирующая, регуляторная, контрольно-корректирующая, эмоциональная.
Опережающее отражение в процессе воображения. Их виды. Особенности каждого вида воображения.
Аналитико-синтетический характер процесса воображения. Способы возникновения образов воображения (схематизация, агглютинация, гиперболизация, миниатюризация).
Воображение и творчество. Этапы творческого процесса. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии.
Индивидуальные качества воображения. Роль воображения в игровой деятельности ребенка и творческой деятельности учителя.
Ключевые понятия. Агглютинация, акцентирование, воображения: воссоздающее и творческое, гиперболизация, мечта, минизация, опережающее отражение, схематизация, творчество.