Функциональные линии развития младенца

Новорожденность

Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления

Для ребенка появление на свет является стрессовым событием, однако, большинство новорожденных обладают всем необходимым для того, чтобы справиться с этим процессом. Новорожденными называют детей в течение первого месяца их жизни. Основная часть этого периода уходит на приспособление ребенка к новой окружающей среде и переход к независимому от матери осуществлению таких функций организма, как дыхание, терморегуляция, пищеварение и кровообращение. Дети с рождения наделены способностью непосредственно (через органы чувств) воспринимать воздействия окружающей среды и реагировать на них. Они видят, слышат, различают вкус и запах, чувствуют прикосновения, давление и боль. Новорожденные выборочно останавливают взгляд на том, что привлекает их внимание, и способны к научению. Однако они, еще только вступившие на долгий путь созревания, физически беспомощны и полностью зависят от взрослых (Г. Крайг, 2000).

К концу первого месяца жизни у ребенка появляются первые условные рефлексы. Ощущения новорожденного не дифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л. С. Выготскому (1984) говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений». Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-й неделе. На 3-4-й неделе, такая реакция возникает на голос человека. Зрительное сосредоточение, появляется на 3-5-й неделе. Примерно в месяц появляется «комплекс оживления». Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность - улыбку, знаменует собой появление первой социальной потребности - в общении. Становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности и начинается собственно младенчество.

Возрастные новообразования

Функциональными новообразованиями периода новорожденности являются слежение и задержка внимания, обеспечивающие сенсорную, локализующую сторону формирования образа внешнего мира. Это значит, что внешний мир представлен ребенку лишь в ощущениях, отражающих отдельные свойства действительности, а не в восприятии, отражающем мир в целом.

Собственно младенчество

Функциональные линии развития младенца (8 мес. пренатального - 8 мес. постнатального периода, согласно функционально-стадиальной периодизации Ю. Н. Карандашева).

Функциональные линии развития младенца

Функции Функциональные новообразования (фаза)
Функция отображения • слежение; задержка внимания (1 фаза) • следование; концентрация внимания (2 фаза) • экстраполяция: различение (3 фаза) • поиск; узнавание предметов (4 фаза)
Функция Передвижения • подъем головы: настройка позы (1 фаза) • подтягивание головы: упреждающая регуляция позы (2 фаза) • приподнимание тела: самостоятельное переворачивание: вызванное усиживание: вызванное вставание (3 фаза) • поднимание тела на руках, ползание. • полусамостоятельное вставание (4 фаза)
Функция манипулирования • направленные движения рук (2 фаза) • дотягивание; касание: частичное схватывание (3 фаза) • дотягивание до отдаленного предмета; • опосредованное подтягивание удаленною предмета; • подтягивание себя к нему; • устранение препятствия; • противодействие отбиранию предмета; • схватывание предмета (4 фаза)
Функция имитирования • рефлекторные мимика и крик (1 фаза) • вокализация; отталкивающие удары рук и ног (2 фаза) • интонированная вокализация:: улыбка; смех; гуление; получение внешнего эффекта; размахивание предметом (3 фаза) • псевдовербальные поиски социального контакта; получение предметного результата; получение социального результата; перекладывание предмета из руки в руку (4 фаза)

Роль общения со взрослым как предпосылка развития личности ребенка

Следует отметить, что в современной психологии наибольшее распространение получила точка зрения, ставящая под сомнение само существование у ребенка первого года жизни зачатков личности и самосознания. Остаются открытыми вопросы происхождения и ранних генетических этапов этих, по-существу, центральных для психической жизни человека образований,

В зарубежной психологии (3. Фрейд, неофрейдисты, необихевиоризм:

П. Баер, В. Штерн и др.) фактически отсутствует подход к младенцу как становящейся личности, носителю формирующегося самосознания. В отечественной психологии исследования в области развития общения у ребенка первого года жизни впервые открыли возможности для изучения ранних форм его личности и самосознания.

Предпосылки развития личности младенца

В первом полугодии жизни в качестве ведущей деятельности рассматривается общение (А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, М. И. Лисина, Ц. Б. Эльконин). На основе эмоционального, ситуативно-личностного общения взрослого и ребенка у младенца постепенно складывается образ не только взрослого, но и себя как субъекта коммуникативной деятельности. Этот образ имеет форму эмоционально-положительного самоощущения, переживания младенцем своей субъектное, личности, он является отражением отношения к нему окружающих взрослых, которые в своем взаимодействии с ребенком авансом выражают «человеческое отношение», наделяя его ценностью, уникальной значимостью.

Во втором полугодии ведущей деятельностью становятся предметные манипуляции, а общение, согласуясь с ними, приобретает ситуативно-деловую форму. Эмоционально-положительное самоощущение на основе расширяющегося индивидуального опыта в предметном манипулировании обогащается представлением ребенка о себе как деятеле, субъекте предметно-практических действий. Младенец начинает различать успешность и неуспешность своих практических манипуляций, переживать свои достижения и уже на этой основе относиться к одобрению или неодобрению взрослого (Н. Н. Авдеева, 1982).

 
  Функциональные линии развития младенца - student2.ru

Отношение ребенка к действительности оказывается с самого начала социальным, общественным. В контексте общения ребенка со взрослым начинается развитие самосознания в его исходных формах. В ходе общения я практической деятельности с помощью взрослого ребенок открывает себя как субъекта, как личность: у него формируется образ самого себя. М. И. Лисина (1986) предлагает для обозначения первичного отражения ребенком самого себя, складывающегося из представления о себе и связанного с ним переживания, термин «образ самого себя».

«Образ самого себя» является аффективно-когнитивным комплексом. Когнитивный и аффективный компоненты образа себя на первом году жизни еще четко не дифференцированы и выступают в форме эмоционально-положительного переживания ребенком своей субъектности в коммуникативной и предметно-практической деятельности.

Все это позволяет говорить о том, что у младенца формируются предличностные формы, которые:

• включают совокупность отношений ребенка к себе. другим людям и миру в целом;

• существуют в виде некоторых образований, возникающих в пунктах пересечения разных видов этих отношений.

Таким образом, на протяжении первого года жизни у ребенка постепенно складывается образ самого себя (Н. Н. Авдеева: М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова. 2000). На первом году жизни происходит становление и .развитие трех линий отношений ребенка: к взрослым, предметному миру и к себе, при ведущей роли отношения к взрослому как к субъекту общения. В сфере отношения к взрослому зарождается активность младенца как предличностное образование. К трем месяцам жизни активность начинает проявляться в двух сферах отношений. В соответствии с тем. как складываются отношения со взрослыми- насыщены или не насыщены они положительными эмоциями, - формируется и отношение к себе - бодрое, радостное самоощущение или вялое, апатичное, и отношение к предметному миру -любознательное, оживленное или безразличное, пассивное.

В конце первого года жизни активность наблюдается во всех трех сферах отношений, Их взаимодействие осуществляется при опосредующей роли отношения к себе, которое становится главным стержнем личностного образования.

Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца как предпосылка развития личности ребенка

Наши рекомендации