Подход Кречмера и Шелдона
В начале XX в. возникла конституционная теория темперамента (Кречмер, Шелдон), главная идея которой заключалась в установлении его соотнесенности с врожденной конституцией человеческого телосложения. Если использовать традиционные названия темпераментов, то нетрудно заметить, что меланхолики по преимуществу имеют хрупкое астеническое телосложение, холерики — варьирующее от атлетического к астеническому, флегматики — от атлетического к пикническому (крупные, спокойные «увальни»), сангвиники по преимуществу — пикническое. Соматика и нервная система — это два контура регуляции темперамента. Они могут совпадать или расходиться в каждом конкретном случае, поэтому и существуют два принципиальных подхода к анализу темперамента. Первый гласит, что темперамент зависит от конституции телосложения человека (Кречмер, Шелдон) и особенностей его биохимических процессов (соотношения гормонов или «жидкостей» — крови, желчи и т. п., по Гиппократу); тип телосложения и связанные с этим особенности энергетики являются одним из «контуров» регуляции поведения человека. Согласно второму, темперамент зависит от высшей нервной деятельности человека, типа его нервной системы. Организм (и его метаболическая система) плюс нервная система (вегетативная и центральная) участвуют в регуляции энергетических возможностей человека и его темперамента (последний связан с энергетическими характеристиками индивида, способами накопления и расходования энергии).
Теория темперамента: подход И.П. Павлова.
Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость его от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса — возбуждение и торможение — отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств ученый выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:
1) «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный; он соответствует темпераменту холерика);
2) «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный; соответствует темпераменту сангвиника);
3) «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный; темперамент флегматика);
4) «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный; обусловливает темперамент меланхолика).
9. Понятие ощущения. Свойства ощущений.
Понятие ощущения.
Ощущение —психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются как бы “воротами” нашего познания. Ощущением называется простейший, далее не разложимый психический процесс. Например, говоря об ощущении цвета, мы имеем в виду совершенно однородный цвет, отвлекаясь от величины и формы предмета. Ощущения —это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды.
Свойства ощущений.
Выделяются следующие свойства ощущений:
1) пороги ощущений и их чувствительность
2) адаптация
3) синестезия;
4) сенсибилизация.
Пороги ощущений и чувствительность анализаторов. Для того чтобы ощущение возникло, раздражитель должен быть определенной величины. Например, человек не почувствует несколько крупинок сахара в стакане чая, не воспримет сверхвысокие частоты и т. д. Минимальная величина раздражителя, которая способна вызвать самое слабое ощущение – это нижний абсолютный порог ощущений. Если дальше продолжать проводить опыт с добавлением небольших порций сахара в стакан чая одновременно с несколькими людьми, то может получиться что кто-то почувствует наличие сахара раньше, чем все остальные. Про такого человека можно сказать, что его вкусовая чувствительность выше, нежели у остальных. Способность человека различать самые слабые внешние воздействия называется абсолютной чувствительностью. Очень велика абсолютная чувствительность у зрительного анализатора. Абсолютный порог и абсолютная чувствительность находятся в обратно пропорциональной зависимости. Это означает, что чем выше чувствительность, тем меньше величина порога (например, человеку требуется меньшее количество сахара, чтобы почувствовать его вкус). В случаях, когда величина раздражителя становится настолько большой, что ощущение пропадает, говорят о верхнем абсолютном пороге ощущений (например, свет солнца ослепляет). На чувствительность анализаторов и величину порогов влияют многие факторы, наиболее значимые из которых – профессиональная деятельность человека, его интересы.
Адаптация. Многочисленные эксперименты показали, что анализаторы одного и того же человека могут изменять свою чувствительность, приспосабливаясь к новым условиям жизнедеятельности. Эта способность называется адаптацией. Однако разные органы чувств обладают различной степенью адаптации. Очень велика адаптация у зрительного и кожного анализаторов. Например, под действием яркого света чувствительность зрительного анализатора уменьшается в 200 тыс. раз. Гораздо меньше способен к адаптации слуховой анализатор. Как правило, к шуму привыкают, но его все равно слышат.
Сенсибилизация. Иногда можно изменить чувствительность одного анализатора, воздействуя на другой. Это явление и называется сенсибилизацией. Например, известно, что чувствительность зрительного анализатора повышается, если его стимулировать слабыми музыкальными звуками, и понижается, если воздействовать резкими, сильными звуками.
Синестезия. Специальные исследования показали, что иногда люди соединяют различные ощущения в одно. Такое слияние называется синестезией. Экспериментально установлено, что есть звуки яркие и тусклые, радостные и печальные. В случаях, когда в деятельности какого-либо анализатора наблюдается дефект, то другие анализаторы начинают работать в усиленном режиме, то есть наши органы чувств обладают компенсаторными возможностями.
10. Понятие восприятия. Свойства восприятия.
Понятие восприятия.
Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие, в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные свойства. Восприятие качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.
Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат. В основе восприятия лежат межполушарные связи, связи между различными анализаторами. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которое дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его.
Свойства восприятия.
Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.
Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:
-объединение разных элементов в целом;
-независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).
Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.
Осмысленность – хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.
Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
11. Понятие памяти. Генетическая и прижизненная память. Основные процессы памяти.
Понятие памяти.
Памятью называется психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде тех или других образов памяти, называемых представлениями и понятиями, которые органически включаются в последующую психическую деятельность.
Память является сложной психической деятельностью, в которой различают следующие основные процессы:
1.Запоминание (или запечатление в форме представлений) воспринимаемых предметов и явлений, совершаемых действий, мыслей и т. д. Запоминание, предпринимаемое сознательно и выполняемое с помощью определенных приемов, называетсязаучиванием.
2.Сохранение или удержание в памяти того, что было запечатлено или заучено.
3.Воспроизведение запомненного или заученного.
4.Узнавание. Последнее выражается в появлении своеобразного чувства знакомости при повторном восприятии каких либо явлений, которые уже имели место в прошлом опыте.