Проблема автоматизации интерпретации данных MMPI
Создание компьютерной интерпретации результатов тестирования по MMР1 - одна из трудоемких задач инженерии знаний; ее сложность определяется некоторыми представленными ниже особенностями самого теста:
□ несоответствие истории создания методики и последующей практики ее использования в клинике, то есть фактически отсутствие теоретического обоснования методики и преобладание эмпирическихзнанийинтерпретациирезультатовтестирования;
□ наличие зависимых, противоречивых шкал, отражающих дисгармоническое развитие личности, смешанный или неустойчивый характер психического состояния;
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
□ невозможностьинтерпретацииотдельныхшкал,таккакпрофш1ь MMР1 не есть совокупность шкал, он должен интерпретироваться как одно целое;
□ при интерпретации одновременно учитывается высота (выраженность значений шкал в Т-баллах) и конфигурация профиля;
□ чувствительность профиля MMР1 не только к устойчивым структурно-личностным характеристикам, но и к преходящим особенностям психического состояния испытуемого.
Осознание трудностей, возникающих при создании компьютерной интерпретации результатов тестирования по MMPI, поставило коллектив разработчиков перед необходимостью провести детальный анализ предметной области путем обширного обсуждения проблемы с привлечением практикующих психологов Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Обсуждение, которое по своей сути было похоже на семинар, касающийся интерпретации данных методики MMР1, позволило сформулировать несколько тезисов относительно последовательности шагов, предпринимаемых психологом при интерпретации результатов и фиксирующих основные особенности рассуждений психологов.
Те з и с 1. Учитывается высота и конфигурация профиля. На профиле личности выделяются «пики» и «провалы» шкал.
Те з и с 2. Рассматриваются «сочетания» шкал.
Те з и с 3. В целом каждый профиль интерпретируется в некотором психологическом контексте.
Те з и с4. Каждый профиль выявляетту или иную индивидуальную уникальную особенность структуры личности, характера переживаний и социального функционирования испытуемого.
Те з и с 5. При интерпретации психолог пользуется разными психологическими теориями и концепциями интерпретации.
На основании развернутого анализа этих тезисов была выделена следующая структура знаний данной предметной области:
□ знания по интерпретации теста MМР1;
□ психологическиезнанияоличности,психическихсостоянияхи их нарушениях.
ЗнаншпоинтерпретацштестаММР1.Всос™шшт такого рода (тезис 1 и тезис 2) входят знания перехода от параметров профиля («пики», «провалы», «сочетания» шкал) к некоторым вербальным психологическим характеристикам. Формулировки таких характеристик достаточно разнородны (от «тревожности» до «проявления агрессивности обратно пропорционально социальной дистанции») и не укла-
Компьютерная психодиагностика
дываются ни в одну из известных теорий личности, а также классификацию заболеваний. Видимо, это объясняется тем, что изначально тест создавался эмпирически (по близости к тем или иным группам больных) и был ориентирован на нозологическую психиатрическую классификацию Э. Крепелина, и лишь впоследствии стал использоваться для определения состояния испытуемого и некоторых структурных
компонентовличности. Несоответствие изначального замысла тестаи последующей практики использования, а также ряд других причин порождает неоднородность формулировок и отсутствие единой концепции интерпретации.
Знания по интерпретации теста представляют собой продукционные правила типа «ЕСЛИ - ТО» (условие - действие) (см. п. 3.2.1). В данном случае условия - это значения шкал (или сочетания значений шкал), полученные конкретным испытуемым, соответствующие «пикам», «провалам» или «сочетаниям». Действия - это соответствующие вербальные характеристики личности испытуемого.
Пример1. ЕСЛИ (8 шкала высокая), ТО (замкнутость, социальная дис-танциированность).
Пример 2. ЕСЛИ (8 и 7 шкалы высокие), ТО (внутренняя напряженность).
ПримерЗ. ЕСЛИ (6 и 8 шкалы высокие), ТО (сочетание шизоидных черт сэпилептоидными).
Психологические знания о личности, психических состояниях и их нарушениях. Под психологическим контекстом (тезис 3) понимаются профессиональные знания и опыт медицинского психолога. Ясно, что человек, не имеющий опыта интерпретации методики в клинике, используя руководства по интерпретации, сможет лишь выявить разнородные формулировки характеристик личности, не сумев связать их в единый, целостный согласованный и непротиворечивый портрет личности испытуемого.
Тезис 5 говорит о невозможности принятия той или иной психологической теории личности или концепции интерпретации. Каждая из теорий описывает личность с какой-либо одной точки зрения, в то время как методика MMР1 дает более богатый материал, позволяющий целостно описать личность испытуемого, выделив в ней уникальное и неповторимое.
Если вопрос о выявлении знаний теста MMР1 сравнительно прост (для этого достаточно выписать вербальные характеристики личности из руководств по интерпретации), то вопрос о выявлении концепции или парадигмы интерпретации представляет собой значительную трудность и требует дополнительных исследований, направленных на оп-
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
ределение психологического контекста, в котором рассматривается каждый профиль MMР1. Трудности выявления концепции интерпретации усугублялись тем фактом, что психолог, несмотря на успешность интерпретации отдельных профилей MMPI, не всегда способен достаточно хорошо осознать и сформулировать общую концепцию интерпретации.
Извлечение знаний
Процесс извлечения знаний, теоретические аспекты которого изложены в п. 3.2.2, в данном случае полностью иллюстрировал все те трудности психологического плана, которые возникают при взаимодействии инженера по знаниям с экспертом. Потребовалось достаточно много времени, прежде чем пришло осознание того, что бессистемное взаимодействие (просто «беседа» или даже «интервью») малопригодны в такой трудноформализуемой области, как психодиагностика, что необходимо разрабатывать и использовать более формализованные способы (или методы) работы инженера по знаниям с экспертом. Процедура взаимодействия инженера по знаниям с экспертом-психологом стала пониматься как проведение своего рода эксперимента, при котором психологу предъявлялся некоторый стимульный материал, объяснялось задание, а результаты, получаемые после выполнения задания, тщательно анализировались.
Для этих целей в качестве стимульного материала были созданы карточки, на одной стороне которых выписывались отдельные психологические характеристики испытуемого, а на другой - характеристики профиля MMР1 (значения шкал и их сочетаний).
Первым существенным результатом, полученным благодаря своеобразной игре с карточками, оказалось создание методики выявления отношений в психодиагностике (см. п. 3.2.4). Как выяснилось позже, этаметодиканоситобщийхарактер,применениееевозможнонетолько в области психодиагностики, но и в других предметных областях. Аналогичные результаты, но в другой предметной области приведены в литературе [Кук, Макдональд, 1986].
Тем не менее разработанный способ временно «повис в воздухе»: применитьегокреальнымданнымнаэтомэтапетакинеудалось.Мало того, эксперимент, описанный в п. 3.2.4, вызвал явное сопротивление эксперта и закончился полным отходом его от работ. Однако исследования прерваны не были, группа продолжила работу с другим экспертом, и эта работа была завершена созданием системы АВТАНКЛИП.
8 Зак 4548 225
Компьютерная психодиагностика
На стадии извлечения знаний были использованы и конкретизированы следующие методы инженерии знаний (часть из них описана в п. 3.2.2 и 3.2.4):
□ семинары, лекции, свободный диалог;
□ интервью;
□ анализ протоколов «мыслей вслух»;
□ наблюдение;
□ текстологический метод;
□ метод «сортировки карточек»;
□ метод редукции, позволяющий создавать деревья вывода.
Наиболее сложным моментом в процессе извлечения знаний оказалось выявление концепции интерпретации данных MMР1. Обычно при создании модели предметной области разработчики опираются на ту или иную классификацию. Психология в целом и психодиагностика в частности отличаются многообразием различных теорий, описывающих личность. Однако, как это было указано выше, ни одна из этих теорий (классификаций) личности не может быть положена в основу модели, осуществляющей интерпретацию результатов тестирования с помощью MMР1.
С целью выявления концепции интерпретации данных методики MMР1 нами был разработан специальный метод, представляющий собой с точки зрения инженерии знаний структурированное интервью. Известно, что интервьюирование не является формальным способом работы с экспертом, однако данный метод носит общий характер благодаря некоторой формальной стратегии. В качестве такой стратегии был использован известный в литературе метод редукции (метод сведения к подзадачам), или способ выбора инструмента структурирования под названием «дерево целей».
Формальную стратегию, положенную в основу структурированного интервью, можно описать следующим образом. На первом шаге выбирается глобальная цель С 1-го уровня. Для того чтобы эта цель осуществилась, необходимо достижение некоторых подцелей 2-го уровня Съ..., Ст.Длякаждойизподцелей2-гоуровнядолжнывыполнятьсяпод-цели 3-го уровня Сп,..., СХк и т. д. Таким образом, получается некоторое дерево целей (рис. 3.21). Далее, эту стратегию можно использовать для формирования серии вопросов, которые надлежит задать экспертам.
В общем случае формирование вопросов может происходить следующим образом.
I. Сформулировать цель С 1-го уровня.
II. Задать вопрос: «Что надо знать, чтобы обеспечить цель С?» Ответ: «Для этого необходимо знать о целях Сь С2,...».
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
Рис. 3.21. Дерево целей
III. Вопрос: «Что надо знать для С,?», «Что надо знать для С2?»и т. д.
Ответ: «Для С\ необходимо С,„ С12, ...»• «Для С2 необходимо
Сгь С22, •••»•
IV. Аналогично задаются вопросы для Сп, С12, С2„ ...
Использование этого метода в психодиагностике осуществлялось следующим образом.
I. Для выявления глобальной цели 1-го уровня перед психологом
был поставлен вопрос: «Для чего нужна методика MMР1? Где она ис
пользуется?»
Было установлено, что MMР1 применяют для понимания психического состояния испытуемого, его личностных свойств и девиаций. Эти сведения необходимы врачу-психиатру для проведения лечения (в том числе психотерапии) в клинике. Таким образом, психолог, интерпретируя профиль MMPI, получает некоторую психологическую информацию, полезную для врача психиатра. Отсюда можно сформулировать глобальную цель 1-го уровня: «Сбор сведений о личности и психическом состоянии испытуемого для врача-психиатра».
II. Для выявления подцелей 2-го уровня ставится вопрос, который
следует из цели С: «Что необходимо знать о личности и психическом
состоянии испытуемого врачу-психиатру?»
По существу, этот вопрос касается структуры потребного психодиагностического заключения в клинике. В ответ на это психологом была сформулированаструктурапсиходиагностического заключения, представляющая собой перечень вопросов (или разделов) относительно личности и психического состояния испытуемого, ответы на которые должна дать методика MMР1. Ниже представлена принятая в медико-психологических исследованиях форма психодиагностического заключения, содержащая четыре основных раздела.
Компьютерная психодиагностика
1. Отношение к исследованию и достоверность результатов.
2. Эмоциональное состояние во время исследования.
3. Индивидуальные свойства личности (включая как конституции онально-предиспозиционные - темперамент, эмоциональность так и преимущественно социально обусловленные - характер' ценностные ориентации и др.).
4. Социальные свойства личности: система значимых отношений характермежличностногообщения,адаптациявсоциальнойсреде: