Компьютерная методика т. лири
Опросник для определения особенностей интерперсональных отношений 1п1егреп>опа1 Спеск Ш (1СЬ) [Ьеагу, СоЯёу, 1955] был разработан на основе теории Т. Лири [Ьеагу, 1957]. Валидность методики целиком основывалась на концептуальном анализе существующих в английском языке понятий, описывающих коммуникативные характеристики человека.
Л. Н. Собчик (1990) адаптировала тест для русскоязычной популяции. В этом исследовании содержатся данные, касающиеся основных психометрических свойств методики, и новый интерпретационный подход.
Методиках Лири относится к группе так называемых контрольных списков, по своим психодиагностическим функциям, приближающимся к личностным опросникам, и позволяет получать сведения о межличностных отношениях и личностных особенностях, существенных для интерперсонального взаимодействия, выявляет зоны актуальных личностных конфликтов, уровень и направленность межличностных притязаний, а также причины нарушения общения в малых группах. Многоаспектный характер теста позволяет определять также степень удовлетворенности испытуемого собой в ситуациях интерперсонального взаимодействия и уровень отражения изменений интерперсональных личностных особенностей под влиянием различных факторов.
Материал теста представляет собой перечень из 128 прилагательных, характеризующих различные варианты межличностного поведения. Испытуемому предлагается описать с помощью данного перечня различные реально существующие или воображаемые объекты: себя («реальное Я»), себя воображаемого («идеальное Я»), своих родителей
Компьютерная психодиагностика
(«моя мать» или «идеальная мать»), партнеров по общению и т. д. Таким образом, из предложенного перечня испытуемый отбирает те прилагательные, которые соответствуют описываемому объекту.
В основе методики лежат представления Т. Лири о личности и межличностных характеристиках. В общем виде эти представления могут быть сведены к следующему [Собчик, 1990; Вассерман, Бочаров, Тка-ченко,Червинская,1994].
Во-первых, все коммуникативные свойства человека обладают определенной качественной близостью или отдаленностью; во-вторых, качественно близкие свойства могут отличаться по своей интенсивности (выраженности); в-третьих, совокупности качественно близких интерперсональных характеристик могут быть объединены в относительно однородные группы, отражающие типы межличностного поведения; в-четвертых, совокупность типов межличностного поведения образует определенную структуру, при этом распределение типов и характер их взаимоотношений строго определен степенью выраженности глубинных (обобщающих) интерперсональных тенденций; в-пятых, интенсивность (выраженность) коммуникативных характеристик отражает их приспособительное или дезадаптационное значение.
В соответствии с этими положениями межличностные характеристики могут быть представлены несколькими разделенными на сектора концентрическими окружностями. Каждый сектор этих окружностей соответствует определенному типу интерперсонального поведения. Распределение типов поведения в окружности не случайно, а строго определено выраженностью глубинных коммуникативных тенденций. Распределение характеристик внутри секторов обусловлено степенью выраженности, заостренности межличностных свойств, так что помере отдаления от центра к периферии нарастает акцентированность и де-задаптационность.
Т. Лири выделил восемь типов межличностного поведения и две основные интерперсональные тенденции.
Властно-лидирующий тип отражает выраженность в интерперсональных отношениях стремления к лидерству, которое обычно проявляется в склонности и способности к руководству, тенденции к организаторской деятельности, наставничестве, стремлении советовать и поучать. По мере усиления эти черты могут все более трансформироваться в поведении в доминантность, властность, нетерпимость к критике, в переоценку собственных возможностей, дидактичность и деспотизм.
Эгоцентрический тип отражает склонность демонстрировать в межличностном поведении уверенность в себе и постоянное соперниче-
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
ство. При нормативной выраженности поведение характеризуется независимостью, уверенностью в себе, тенденцией к здравому соперничеству. По мере нарастания данные черты могут выявляться в виде излишней самоуверенности, гипертрофированном чувстве превосходства над окружающими, хвастливости и эгоцентричное™, в крайних вариантах доходя до высокомерности и самовлюбленности.
Прямолинейно-агрессивный тип характеризуется выраженностью в коммуникативном поведении «открыто» агрессивных тенденций, которые при невысокой интенсивности проявляются в искренней и непосредственной прямолинейности, в настойчивости при достижении поставленных целей, требовательности. Усиление этих качеств ведет к критичности, недружелюбию, агрессивности, непримиримости, несдержанности и вспыльчивости вплоть до взрывчатости, открытой враждебности и жестокости.
Скептический тип выявляет стремление занимать в интерперсональных отношениях недоверчиво-скептическую позицию. Обычно поведение человека такого типа характеризуется реалистической оценкой окружающего, проницательностью, неконформностью, критичностью, которые по мере нарастания типологического акцента переходят в тотальный скептицизм, неконвециальность, недовольство, резкость, склонность к критическим высказываниям, в крайних вариантах проявляясь негативистичностью, выраженной подозрительностью, частой чрезмерной неоправданной обидчивостью.
Субмиссивный, покорный™ характеризуется склонностью занимать в интерперсональных контактах пассивно-подчиняемую позицию. Коммуникативное поведение при незначительной выраженности данных типологических особенностей описывается как скромность, уступчивость, застенчивость, чувствительность, которые по мере усиления проявляются кротостью, стремлением охотно выполнять чужие поручения, отсутствием своего мнения, самокритичностью, в крайних вариантах характеризуясь повышенным чувством вины, полной покорностью чужой воле.
Зависимо-послушный тип отражает склонность в межличностных отношениях ориентироваться на помощь и сочувствие со стороны окружающих. Эта склонность обусловливает такие черты коммуникативного поведения, как доверчивость, принятие авторитетов, уступчивость, послушность, уважительность, которые по мере нарастания преобразуются в чрезмерную конформность, тенденцию к восхищению окружающими, потребность в помощи и опеке, доходя в крайних вариантах до полной зависимости от мнения других, активных поисков помощи и сочувствия.
Компьютерная психодиагностика
Аффилиативный, сотрудничающий тип характеризуется тенденцией к тесному сотрудничеству с окружающими в системе интерперсональных отношений. При незначительной выраженности этой установки межличностное поведение описывают такие характеристики как мягкость, дружелюбие, доверчивость, склонность к компромиссам и соглашению, сотрудничество и бесконфликтность. По мере нарастания психологические особенности все более выражаются в виде сверхкомпромиссности, соглашательской позиции, стремления подчеркнуть причастность к интересам большинства, несдержанности в проявлении положительных эмоций. Крайние варианты отражают сверхконвенциальность, склонность к постоянному излиянию дружеских чувств.
Протективно-покровительствующий тип отражает тенденцию в межличностных отношениях проявлять постоянную готовность к помощи окружающим. Коммуникативное поведение в нормативном диапазоне отличают склонность к сочувствию и поддержке, добросердечность в отношениях, мягкость, деликатность, ответственность, доверие к другим. Нарастание типологических качеств приводит, однако, к мягкосердечию, сверхобязательности и сверхответственности, гиперсоциальной направленности, чрезмерной эмоциональности, которые в крайних проявлениях представляются чрезмерной жертвенностью.
Глубинные интерперсональные тенденции образуют два коммуникативных вектора, определяющие обобщенные модусы межличностного поведения. Первый вектор отражает стремление к самостоятельности, доминированию или к зависимости, подчинению. Второй вектор представляет тенденции эмоционального принятия (доброжелательности - любви) или отвержения (агрессивности - ненависти).
Концепция интерперсональных свойств Т. Лири фактически представляет собой структурирование межличностного пространства, на которое принципиальноможетбытьспроецирована коммуникативная сфера любого человека. При этом каждого индивида характеризует строго определенный «рисунок». Специфические особенности этого «рисунка» отражают наиболее существенные характеристики коммуникативной деятельности. Таким образом задается система координат, позволяющая однозначно картировать свойства исследуемого объекта.
Тест интерперсональных отношений является многошкальной и многоаспектной методикой. Составляющие перечень определения образуют восемь равных по количеству групп (октант). Каждая октанта представляет собой шкалу, отражающую один из восьми описанных выше типов интерперсонального поведения и построенную в полном
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
соответствии с приводившимися ранее положениями концепции Т. Лири. Октанта, таким образом, включает 16 определений, распределенных по четырем уровням в зависимости от степени выраженности, заостренности представленных характеристик. Так, например, первый уровень I октанты составляют такие определения, как «умеет нравиться», «производит впечатление на окружающих», «умеет распоряжаться, приказывать», «умеет настоять на своем»; второй уровень - «способен вызывать восхищение», «пользуется у других уважением», «обладает талантом руководителя», «любит ответственность»; четвертый уровень - «стремящийся к успеху», «ожидает восхищения от каждого», «распоряжается другими», «деспотичен».
Каждое определение в перечне имеет свой порядковый номер, позволяющий идентифицировать его принадлежность к шкале - октанте, поскольку организация всего перечня основывается на квазислучайном распределении характеристик. Полученные в тестовом исследовании данные представляются графически в виде циркограммы, состоящей из восьми октант. Каждому из четырех уровней в цирко-грамме соответствует определенная концентрическая окружность.
Интерпретация результатов тестирования осуществляется, исходя из следующих принципов.
1. Количественный результат по шкале отражает степень заостренности, выраженности соответствующего типа интерперсонального поведения. По мере роста показателя по шкале поведение все более приобретает черты акцентированное™, а при крайних оценках характеризуется дезадаптирующими качествами.
2. Распределение шкальных оценок представляет меру гармоничности или дисгармоничности исследуемого аспекта межличностной сферы. Особенно неблагоприятны подъемы по «полярным», диаметрально расположенным шкалам.
3. Распределениеоценокпошкалам,атакжесоотношениеэтихоце-ноки«вторичных»факторовхарактеризуютмеру согласованности или внутренней конфликтности описаний.
4. Степень соответствия шкальных распределений (закрашенные области циркограммы на рис. 3.28), полученных при описании различных аспектов коммуникативной сферы («реальное Я», «идеальное Я», «Я глазами окружающих» и т. д.), свидетельствует о наличии или отсутствии глубоких интрапсихических конфликтов, позволяет проанализировать интерперсональные взаимодействия, психологическую коммуникативную совместимость; выявить особенности и детерминанты используемых личностью в общении оценок и самооценок.
Компьютерная психодиагностика