Теории и технологии обучения
Осознание людьми ценности знания, а также важности его передачи последующим поколениям породило в жизни общества такой процесс, как обучение. Обучение, с одной стороны, имеет общие с процессом воспитания задачи, направленные на развитие личности. С другой стороны, обучение занимает свое место в процессе формирования и развития личности, а именно: организация процесса усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Мы уже подчеркивали мысль о том, что отрасль педагогики, которая занимается разработкой научных основ обучения, называется дидактикой. Актуальной задачей дидактики является вопрос о соотношении обучения и развития. В процессе обучения можно выделить как минимум содержательную (чему учить), процессуальную (как обучать), мотивационную (как активизировать деятельность учащихся) и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся) стороны. Каждой из этих сторон соответствует ряд концепций и теорий.
Существующие теории, дающие ответ на поставленный вопрос, можно объединить в три группы:
1) Теории, согласно которым обучение есть одновременно и процесс развития. (Э. Торндайк, Дж.Уотсон, К.Коффка, У.Джеймс).
2) Обучение как следствие развития: обосновывается идея о том, развитие создает определенные возможности для обучения (В.Штерн, Ж.Пиаже).
3) Обучение опережает развитие, формируя в личности новые подструктуры и образования. Идея о ведущей роли обучения в развитии личности позволила Л.С.Выготскому выделить в интеллекте ребенка два уровня: а) уровень актуального развития, т.е. то, что он может выполнить самостоятельно; б) «зона ближайшего развития» (то, что сегодня выполняется с помощью взрослых, создает возможность самостоятельного осуществления в будущем).
Раскроем более подробно наиболее значимые теории обучения.
Ассоциативная теория обучения(сформировалась на основе сенсуализма Ф.Бекона и Дж.Локка, а также педагогических трудов Я.А.Коменского), которая основой любого обучения рассматривает чувственное познание. В процессе такого обучения в сознании человека накапливаются наглядные образы и представления, которые не только расширяют его жизненный опыт, но и приводят к обобщениям на основе сравнения.
На основе ассоциативной теории обучения сформировался объяснительно-иллюстративный метод обучения, основными признаками которого являются:
• классно-урочная система организации учебного процесса;
• усвоение знаний и их последующее применение как цели обучения;
• наглядность как главный метод обучения.
Теория программированного и алгоритмического обучениясформировалась на основе бихевиоризма (теория «проб и ошибок» Торндайка), который экспериментально изучая особенности научения у животных, сформулировал закон обучения, названный законом эффекта: случайно найденная в процессе проб и подкрепленная удовольствием реакция на стимул будет воспроизводиться при повторении стимула.
На основе этого закона были сформулированы принципы программированного обучения:
• предъявление информации в процессе обучения небольшими порциями, усвоение которой должно быть предметом контроля со стороны и самоконтроля;
• новая информация должна подвергаться корректировке в зависимости от того, как усвоен предыдущий материал.
Алгоритмическое обучение имеет свои принципы осуществления дидактического процесса:
• последовательное применение общих схем (или алгоритмов) усвоения знаний;
• главным звеном процесса обучения выступают учебные действия и условия, необходимые для их осуществления;
• эффективность процесса обучения связывается с наличием обратной связи между обучающимися и результатами их учебных действий.
Теория обучения творчеству, обосновывающие необходимость развития нестандартного мышления личности в процессе учебной деятельности. Особенно ярко идеи этих теорий находят свое выражение в проблемном обучении.
Теория проблемного обучения обосновывает идею о том, что проблемная ситуация как познавательная задача строится на противоречии между имеющимися знаниями и уровнем предъявляемых требований. Именно это противоречие вызывает у учащихся стремление к самостоятельному творческому поиску.
К этапам проблемного обучения относятся:
а) осознание проблемной ситуации;
б) анализ ситуации и формулировка проблемы;
в) решение проблемы в форме выдвижения, смены и проверки гипотез;
г) проверка решения.
Теория развивающего обученияобосновывает идею о том, что обучение осуществляет свою ведущую роль в интеллектуальном развитии личности благодаря содержанию усваиваемых теоретических знаний.
Принципы развивающего обучения:
• соответствие стадий обучения этапам психического развития;
• обучение как форма преобразующе-воспроизводящей деятельности обучающихся, предполагающая использование не просто готовых знаний, а то, при каких условиях и способах их можно получить;
• моделирование, т.е. использование предметных, графических и знаковых моделей при изучении причинно-следственных закономерностей окружающего мира.
Теория укрупнения дидактических единиц. Укрупненная дидактическая единица - это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. Укрупненная дидактическая единица (УДЕ) обладает системными качествами, а также устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти.
Понятие укрупнения единицы (концентрированного обучения) включает в себя следующие компоненты:
• Основу технологии УДЕ составляет формирование системного мышления, чему способствует так называемое многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически состыкованных в некоторую целостность частей, например: а) составление обратной задачи и ее решение; б) составление аналогичной задачи по данной формуле или уравнению и решение ее;
• совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций, функций, теорем, и т.п., в частности, взаимно обратных задач;
• реализация принципа понимания в системе упражнений, которое достигается сочетанием образного и логического в мышлении, сознания и бессознательного;
• соединения воедино таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, дедукции, индукции.
Концепция УДЕ широко применяется в педагогической практике. Причем при изучении каждого учебного предмета выстраивается своя технология на основе представленных выше основных положений. Прямая задача лучше постигается в паре с обратной, ибо при этом она схватывается учеником не изолированно, а как элемент системы мыслей.
Психологическое обоснование концепции укрупненных дидактических единиц. Учебная деятельность учащегося регулируется психическими процессами, состояниями и свойствами личности обучаемого, которые необходимо рассматривать как определенную систему.
Любая форма учебного процесса как в школе, так и вузе имеет свою логико-психологическую структуру, обнаруживающая себя в качестве взаимосвязи следующих компонентов:
• процесс восприятия фактов, явлений, событий, сообщения о них.
• осмысление и понимание новой информации, что достигается с помощью мышления. Последнее обнаруживает себя не только в процессе самого восприятия, но и за его пределами.
• Мыслительные операции сравнения, предполагающие нахождение сходства и различия, а также анализа и синтеза приводят к пониманию и осмыслению нового знания.
• обобщение отдельных фактов, признаков, данных наблюдений, что приводит к систематизации изученного. Этим процесс усвоения завершается: новое знание включается в систему ранее усвоенных знаний.
Совершенно очевидно, что психические познавательные процессы, а также эмоции, сопровождаемые их, невозможно зафиксировать с помощью внешнего наблюдения: они «видны» лишь логическому мышлению их можно «увидеть» лишь с помощью процесса мышления. Поэтому если использовать скрытые резервы последнего, то эффективность процесса обучения значительно возрастает.
Технологии концентрированного обучения. Основные положения концепции укрупненных дидактических единиц на практике нашла выражение в создании технологий концентрированного обучения. Идея концентрированного обучения (УДЕ) не нова: ее впервые высказал Я.А.Коменский, потом эту идею поддерживали многие ученые (И.Ф.Гербарт, К.Д.Ушинский, В.В.Розанов, П.П.Блонский) и реализовали на практике как отдельные педагоги (Г.Тоблер, Б.Ф.Райский, М.П.Щетинин), так и ряд стран (США, Швеция, Германия и др., в России она нашла применение в высшей школе).
В 80-е годы вновь обратились к реализации концепции концентрированного бучения и стали разрабатывать на ее основе соответствующие технологии : а) интегрированный учебный день; б) концентрированное обучение отдельным предметам; в) концентрированное изучение циклов учебных дисциплин).
Технологии концентрированного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредотачивается на изучении одного-двух предметов за счет сокращения числа одновременно изучаемых дисциплин, т.е. происходит концентрация изучения учебного материала на определенных (достаточно длительных - до нескольких недель) повторяющихся отрезках времени. В зависимости от единицы укрупнения (учебный предмет, учебный день, учебная неделя) может быть несколько разновидностей таких технологий.
Виды технологий концентрированного обучения:
• Концентрированное изучение одного предмета. Продолжительность погружения в предмет определяется при этом особенностями содержания и логики его усвоения учащимися, общим числом отводимых на его изучение часов. В этом случае общее годовое количество часов делится примерно поровну на четыре части. Далее по 4-6 уроков в день изучается только этот предмет в течение времени, отводимого учебным планом на изучение этой части. Итак, в течение учебного года происходит четыре погружения в один предмет.
• Укрупнение учебного дня: количество учебных предметов в течение недели не меняется и соответствует учебному плану, но их изучение концентрируется во времени: в течение учебного дня изучается два-три предмета.
• Укрупнение учебной недели: количество предметов, запланированных на год не меняется и соответствует учебному плану, но измнения касаются лишь структуры учебной недели, в течение которой изучается не более двух-трех дисциплин.
Достоинства технологии концентрированного обучения:
• устранение многопредметности и разбросанности расписания снимает нервное напряжение учащихся и учителей;
• укрупнение организационных форм процесса обучения способствует целостности в развитии мотивационной сферы (нет постоянной смены мотивов учения);
• происходит концентрация внимание на относительно завершенном блоке учебного материала, формируется системное мышление, что способствует эффективному усвоению знаний.
Главный недостаток технологий концентрированного обучения в том, что в них мало учитывается специфика внимания детей, а именно: невысокий уровень концентрации и устойчивости внимания, обусловленной возрастными особенностями функционирования их нервной системы.
Заканчивая краткий обзор современных теорий и технологий обучения, обратим внимание на тот факт, что в целостном процессе обучения необходимо применять сразу несколько технологий, обслуживающих различные его стороны. Только в этом случае не нарушается принцип целостности: процесс обучения требует всестороннего его обеспечения различными технологиями, сами же технологии дают педагогический эффект только будучи целостными.