Методологическая часть
I этап— ОБОСНОВАНИЕ
И ФОРМУЛИРОВКА
ПРОБЛЕМЫ
I этап— ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ
I этап— ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
IV этап— ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ:
• по каким направлениям;
• о чем;
• как и в какой форме следует собирать информацию
Уэтап— ВЫДВИЖЕНИЕ РАБОЧИХ ГИПОТЕЗ
VI этап—ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОЦЕДУРНАЯ ЧАСТЬ
VII этап— СОСТАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ
VIII этап— НАБРОСОК ПРОЦЕДУР СБОРА И ОБРАБОТКИ ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ
Глава 7. Методы изучения конфликта
Сегодня качество исследования определяется качеством его программы: недостаточно добросовестно разработанная программа неизбежно приведет к ложным выводам. Поэтому существует необходимость более подробного рассмотрения порядка разработки программы исследования конфликтов. Опыт показывает, что составление программы нередко вызывает наибольшие затруднения у исследователей.
Программа изучения конфликтного взаимодействия— изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез, анализа различных явлений с указанием правил, процедуры и логической последовательности операций проверки гипотез.
Обоснование и формулировка проблемы анализа.В процессе формулировки проблемы необходимо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение проблемная ситуация и определяющее ее реальное противоречие. При этом важно избегать постановки мнимых, решенных и второстепенных проблем. Изучение нескольких проблем в рамках одного исследования обычно нецелесообразно.
Определение объекта и предмета исследования.Объектом изучения для конфликтолога обычно выступают отдельные люди и группы различного уровня. Предмет анализа включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают изучаемую проблему (скрывающееся в ней противоречие).
Определение цели исследования.Целью изучения должно быть познание конфликтов и выработка практических рекомендаций, направленных на их конструктивное регулирование.
Логический анализ основных понятийпредполагает всестороннее объяснение их содержания и структуры, уяснение на этой основе соотношения элементов и свойств изучаемого конфликта.
Выдвижение рабочих гипотез.Гипотеза (по В. А. Ядову) — это система умозаключений, посредством которой на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать абсолютно достоверным. Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса изучения. Важно, чтобы при всей своей четкости гипотезы не сковывали мысли конфликтолога, заранее не предопределяли итоговые результаты его работы.
Определение задач исследования конфликтов— поиск ответов на основные вопросы: каковы пути и средства решения проблемы? Каковы цели, достигаемые на промежуточных этапах анализа?
Составление принципиального (стратегического) плана исследования.Решение этой задачи необходимо для эффективной работы на следующих после составления программы этапах. В процессе предварительного планирования можно выявить проблемы, которые легко решить в начале исследования, но трудно или вообще невозможно в ходе него.
Набросок основных процедур сбора и обработки первичных данных.Этот этап призван решить практически те же задачи, что и предварительное планирование. Отличие заключается в том, что здесь предварительно планируется порядок сбора и анализа первичной конфликтологической информации. Это важно для определения выборки и разработки методики конкретного исследования.
Раздел 2. Методологические основы конфликтологии
Методы исследования в конфликтологии
s |
1— CO |
OO |
coo^ |
sis |
I5i5 |
<н< |
к р- |
Ч |
N | |||
грь | |||
Н | ш | S | |
I LU | ски | эи> | |
ш | 3 3 о | ||
S 0. | т | О. О. Ч) | |
1- 1- Т | |||
1- | S 5 S | ||
LU | я | ||
С | h | * | »»о |
ё | о о | л л ц m ш о | |
ш | о | OCX | |
fc | Ч ^ S | ||
о | <и | 0) О О | |
|_ | С[ О. С | ||
1 ) | • | • • • | |
L | J |
CD . О |
CD О |
Глава 7. Методы изучения конфликта
Конфликтология как сравнительно молодая наука объективно вынуждена использовать для изучения конфликта методы, разработанные в других отраслях знаний, изучающих конфликтное взаимодействие. Впрочем, это позволяет хорошо учитывать их достоинства и недостатки. Несколько отойдя от принятых подходов к выделению методов исследования, рассмотрим методы работы с полученными данными и методы сбора данных.
Первая группа может быть представлена в следующем виде.
□ Качественные методыявляются примером методов, используемых различными науками. Они включают анализ, синтез, дедукцию и др. Учитывая многомерность такого объекта исследования, которым является социальный конфликт, они позволяют выходить на новый уровень знаний о нем.
□ Анализ деятельности— метод исследования конфликта, использующий анализ влияния конфликтной ситуации на процесс и результаты деятельности оппонентов.
□ Анализ поведенияиспользует в качестве единицы анализа поведенческие акты оппонентов в конфликтной ситуации.
□ Математическое моделирование— исследование конфликтов с помощью их реальных или идеальных математических моделей. Под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала.
□ Системно-ситуационный анализ.
Вторая группа предоставляет нам возможность сбора данных. В ее составе следующие методы.
□ Анализ документовиспользуется социологией и психологией для разностороннего анализа конфликтов на основе имеющихся документов.
□ Наблюдение— метод исследования конфликта путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий. Применяется для изучения конфликтов различного уровня — от внутриличностного до межгосударственного.
□ Эксперимент— метод научного познания, отличающийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя-конфликтолога, осуществляющего планомерный и активный контроль за одной или несколькими переменными и регистрацию происходящих изменений в изучаемом явлении.
□ Опроспредлагает испытуемым согласиться или не согласиться с содержанием определенного набора предложений, подготовленных в виде стандартизированной анкеты. Используются анкетирование, беседы, массовые и экспертные опросы.
□ Социометрия, ставшая достаточно самостоятельным методом, применяется для оценки коммуникации и межличностных эмоциональных связей, в том числе степени их напряженности. Модульный социотест оценки межличностных взаимоотношений и конфликтов разработан на основе идей социометрии, однако более эффективен при изучении конфликтных явлений и позволяет оценить взаимоотношения персонала комплексно.
□ Тесты, в основном предоставляемые психологией, направлены на определение межличностной конфликтности, фиксацию степени выраженности качеств, свойств и состояний, свидетельствующих о повышенной конфликтности личности.
Раздел 2. Методологические основы конфликтологии
Качественные методы исследования конфликтов
и
R
И
R
т ш
!
m
^Г
■ i у
:Ш
о
П
\л-
Од
Н о
N1
Глава 7. Методы изучения конфликта
Качественные методы исследования часто называют общими методами научного познания.
Анализ— один из ключевых методов в научных исследованиях. Он позволяет мысленно разделить изучаемый предмет на элементы, выделить интересующие признаки предмета. Примером могут служить структурные элементы конфликта, что позволяет рассматривать их в отдельности, вычленять связи между ними.
При синтезепроисходит мысленное объединение элементов предмета и его свойств, выделенных в результате анализа, и предмет изучается как единое целое. Синтез показывает место и роль элементов конфликта в единой системе.
Индуктивный методпозволяет сделать общий вывод на основе частных посылок. На этой основе раскрываются общие закономерности конфликта, когда результаты изучения отдельных фрагментов индуктивно обобщаются.
Дедуктивный метод, напротив, способствует частному выводу на основе истинных общих положений. С его помощью мы от общих знаний о конфликте переходим к конкретному, но уже обогащенному знанием более общих посылок.
Обобщениесостоит в исследовании свойств, связей и отношений конфликта, которые характеризуют не отдельно взятый конфликт, а целый класс однородных в данном отношении конфликтов. При обобщении важно уметь выделять единичное, то, что свойственно только этой конфликтной ситуации, и общее, что присуще целому ряду конфликтов. Данный метод применяется в большинстве научных дисциплин, изучающих конфликт.
Сравнительный методпредполагает сопоставление ряда аспектов конфликта и выяснение сходства или различия их проявлений в различных конфликтах. В результате сравнения устанавливаются различия в параметрах конфликта, что позволяет дифференцированно управлять конфликтными процессами.
Исторический методприменяется в политологических и исторических исследованиях конфликтов. Он состоит в изучении временного хода развития конфликта, начиная от возникновения и заканчивая его завершением. Исторический метод позволяет изучить те конкретные условия и обстоятельства, в которых зарождался конфликт, оценить роль личностей, социальных групп в его развитии, проанализировать на основе различных примеров формы завершения подобных конфликтов.
Логический методвключает средства и способы логического описания и объяснения конфликтов и основан на формах мышления и законах диалектической и формальной логики. Использование логических средств при описании и объяснении конфликтов позволяет избежать ошибок при определении направлений их предупреждения, реализовать логически правильную процедуру разрешения конфликта. Данный метод тесно связан с историческим методом, который не существует в отрыве от логического. Одних исторических фактов недостаточно для глубокого познания конфликта; факты необходимо систематизировать, обобщить и сделать из них выводы. Поэтому без логической обработки исторического материала не обойтись при исследовании конфликтов.
Раздел 2. Методологические основы конфликтологии
Математическое моделирование конфликта
МАРКОВСКИЕ ЦЕПИ
МОДЕЛИ
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО
ПОВЕДЕНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ |
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ
ВЕРОЯТНОСТНЫЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ИМИТАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ
•&
Глава 7. Методы изучения конфликта
Для исследования межгрупповых и межгосударственных конфликтов все чаще применяется метод математического моделирования. Его значимость связана с тем, что экспериментальные исследования таких конфликтов трудоемки и сложны.
Математическое моделирование межгрупповых конфликтов позволяет заменить непосредственный анализ конфликтов анализом свойств и характеристик их математических моделей. Математическое моделирование с привлечением средств вычислительной техники позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценке событий в реальном времени.
Математическая модель конфликтапредставляет собой систему формализованных соотношений между характеристиками конфликта, разделяемых на параметры и переменные. Параметры модели отражают внешние условия и слабо меняющиеся характеристики конфликта, переменные составляющие — основные характеристики. Содержательная и операциональная объясняемость используемых переменных и параметров — необходимое условие эффективности моделирования.
На основании применяемого математического аппарата (дифференциальные уравнения, вероятностные распределения и т. п.) и объектов моделирования (межличностные конфликты, межгосударственные конфликты и т. д.) можно выделить наиболее типичные математические модели:
□ вероятностные распределения — простейший способ описания переменных через указание доли элементов совокупности с данным значением переменной;
□ статистические исследования зависимостей — прежде всего это регрессионные модели, представляющие связь зависимых и независимых переменных в виде функциональных отношений;
□ марковские цепи описывают такие механизмы динамики распределений, где будущее состояние определяется не всей предысторией конфликта, а только «настоящим». Основным параметром конечной цепи Маркова является вероятность перехода статистического индивида (в нашем случае оппонента) из одного состояния в другое за фиксированный промежуток времени. Каждое действие приносит частный выигрыш (проигрыш); из них складывается результирующий выигрыш (проигрыш);
□ модели целенаправленного поведения — использование целевых функций для анализа, прогнозирования и планирования социальных процессов. Эти модели обычно имеют вид задачи математического программирования с заданными целевой функцией и ограничениями;
□ теоретические модели предназначены для логического анализа тех или иных содержательных концепций, когда затруднена возможность измерения основных параметров и переменных (возможные межгосударственные конфликты и др.);
□ имитационные модели — класс моделей, реализованных в виде алгоритмов и программ для ЭВМ и отражающих сложные зависимости, не поддающиеся содержательному анализу. Этот способ моделирования применяется для исследования развития уже идущих конфликтов.
Раздел 2. Методологические основы конфликтологии
Модульный социотест Анцупова (вариант)
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
Уважаемые коллеги! С целью изучения взаимоотношений в коллективе просим вас оценить членов вашего коллектива. Оценка дается по шкале от -5 до +5 и от 0 до 10 баллов. При оценивании можно использовать любой балл, например -4; +2; 0; 1; 3 и др.
1. Оцените Ваше отношение к каждому члену Вашего коллектива по шкале от -5 до
+5, где:
+5 — отношусь в высшей степени положительно; 0 — отношусь нейтрально; -5 — отношусь в высшей степени отрицательно; т. о. — трудно оценить.
2. Оцените, как к Вам, на Ваш взгляд, относится каждый член Вашего коллектива
по шкале от- 5 до+ 5, где:
+5 — относятся в высшей степени положительно; 0 — относятся нейтрально; -5 — относятся в высшей степени отрицательно; т. о. — трудно оценить.
3. Оцените профессиональные знания по занимаемой должности каждого
сотрудника по шкале от О до 10, где:
10 — обладает блестящими профессиональными знаниями;
5 — уровень профессиональных знаний средний;
0 — не обладает практически никакими профессиональными знаниями;
т. о. — трудно оценить.
4. Оцените степень ответственности каждого сотрудника по шкале от О до 10, где:
10 — он (она) всегда готов (готова) взять ответственность на себя, искать причины
ошибок в себе, а не в окружающих и лично отвечать за результаты своего труда
(подчиненных);
5 — степень его (ее) ответственности средняя;
0 — он (она) всегда уклоняется от ответственности, стремится переложить
ответственность за принятие решения и ошибки на своих начальников
или подчиненных;
т. о. — трудно оценить.
5. Оцените качество выполнения должностных обязанностей каждым членом Вашего
коллектива по шкале от О до 10, где:
10 — свои должностные обязанности выполняет с высочайшим качеством; 5 — качество выполнения должностных обязанностей среднее; 0 — свои должностные обязанности выполняет исключительно плохо; т. о. — трудно оценить.
6. Сравните важность для каждого члена Вашего коллектива интересов организации
и его личных интересов по шкале от О до 10, где:
10 — если его (ее) личные интересы сталкиваются с интересами организации, то он
(она)всегда пожертвует личными интересами в пользу коллективных;
5 — его (ее) личные интересы и интересы коллектива имеют для него (нее)
примерно одинаковую ценность;
0 — если его (ее) личные интересы сталкиваются с интересами организации,
то он (она) всегда пожертвует коллективными интересами в пользу личных;
т. о. — трудно оценить.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ПОМОЩЬ!
Глава 7. Методы изучения конфликта
Для того чтобы предупредить возникновение деструктивных конфликтов между работниками, необходимо хорошо знать характер взаимоотношений в коллективе, иметь информацию о тенденциях в их развитии, видеть сотрудников, имеющих трудности в общении с сослуживцами, помогать им в налаживании отношений и т. д.
Модульный социотест Анцупова(МСА) предназначен для комплексной диагностики взаимоотношений и межличностных конфликтов в группе. Он имеет модульную структуру и включает две базовые и несколько дополнительных измерительных шкал.
В зависимости от целей в опросный лист может включаться от одного до семи-девяти вопросов. Оценки выставляются на специальном бланке, разработанном таким образом, чтобы исключить всякое подозрение опрашиваемого относительно возможности его идентификации по почерку. При ответе на каждый вопрос отношение к другому члену группы может оцениваться любым баллом от +5 до -5 и от 0 до 10.
Длительность процедуры опроса с помощью МСА зависит от количества используемых модулей и численности группы. Продолжительность опроса группы в 20 человек по четырем модулям составляет 20-35 минут. Практика показывает, что количество оценок, даваемых опрашиваемым в ходе одного опроса, не должно превышать 100-120. При необходимости дать большее количество оценок опрашиваемые начинают работать формально.
Основные достоинства модульного социотеста связаны со следующими его особенностями:
□ оцениваются реальная деятельность и реальные взаимоотношения каждого члена группы за достаточно длительный период, что повышает объективность оценки;
□ учитываются абсолютно все взаимоотношения в группе;
□ повышается точность оценок в результате использования достаточно «тонкой» 10-балльной шкалы;
□ повышается правдивость ответов путем определения самим опрашиваемым степени их анонимности;
□ выявляются не только конфликты, но и общий характер взаимоотношений в группе, оцениваются возможности коллектива, определяются лидеры и аутсайдеры в разных сферах деятельности группы и др.;
□ все взаимоотношения и конфликты оцениваются количественно, что позволяет стандартизовать данные;
□ собирается достаточно разносторонняя информация, позволяющая не только диагностировать конфликты, но и определить некоторые их причины, оценить группу в целом и каждого из ее членов.
Основные недостатки МСА связаны с тем, что он ориентирован на диагностику взаимоотношений и конфликтов и не позволяет выявить их причины. Объяснение полученных данных требует от конфликтолога определенного опыта работы с методикой.
Раздел 2. Методологические основы конфликтологии
Оценка конфликтов и персонала с помощью модульного социотеста (вариант)
а m О ф )S - со I о X |
Щ т |
ИНТЕРЕСЫ | С5 | ||||||||||||||||||||||
О | |||||||||||||||||||||||
со | |||||||||||||||||||||||
ОТНОШЕНИЕ КО МНЕ | |||||||||||||||||||||||
со | |||||||||||||||||||||||
LO + | |||||||||||||||||||||||
г- | |||||||||||||||||||||||
^1 + | |||||||||||||||||||||||
со | |||||||||||||||||||||||
СО + | |||||||||||||||||||||||
л | |||||||||||||||||||||||
см + | |||||||||||||||||||||||
^- | |||||||||||||||||||||||
+" | со | ||||||||||||||||||||||
о | см | ||||||||||||||||||||||
т- | |||||||||||||||||||||||
см | о | ||||||||||||||||||||||
со | OI Z | т- | см | со | ^1 | ю | со | 1^ | со | со | |||||||||||||
ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ | С5 | ||||||||||||||||||||||
ю | |||||||||||||||||||||||
о | |||||||||||||||||||||||
OI Z | - | см | со | ^1 | ю | со | р^. | со | со | ||||||||||||||
со | |||||||||||||||||||||||
МОЕ ОТНОШЕНИЕ | ci К1 | ||||||||||||||||||||||
со | |||||||||||||||||||||||
in + | |||||||||||||||||||||||
г- | |||||||||||||||||||||||
+ | |||||||||||||||||||||||
со | |||||||||||||||||||||||
со + | |||||||||||||||||||||||
ю | |||||||||||||||||||||||
CM + | ^- | ||||||||||||||||||||||
со | |||||||||||||||||||||||
т | |||||||||||||||||||||||
см | |||||||||||||||||||||||
о | |||||||||||||||||||||||
1- | |||||||||||||||||||||||
Y | |||||||||||||||||||||||
о | |||||||||||||||||||||||
CM | |||||||||||||||||||||||
OI Z | - | см | со | ^1 | ю | со | 1^ | со | со | ||||||||||||||
со | |||||||||||||||||||||||
-* | ОТВЕТСТВЕННОСТЬ | а ^ | |||||||||||||||||||||
ю | |||||||||||||||||||||||
о | |||||||||||||||||||||||
Ol z | - | CM | со | *fr | ю | со | Г- | со | О) | ||||||||||||||
со | |||||||||||||||||||||||
л а с о о а О | со | ||||||||||||||||||||||
1^- | |||||||||||||||||||||||
со | |||||||||||||||||||||||
ю | |||||||||||||||||||||||
"d- | |||||||||||||||||||||||
со | |||||||||||||||||||||||
т- | CM | со | ^> | LO | со | г- | со | со | |||||||||||||||
см | |||||||||||||||||||||||
1- | |||||||||||||||||||||||
се s | о | ||||||||||||||||||||||
OI Z | - | см | со | ^> | ю | со | г- | со | О) | ||||||||||||||
Выделите выбранный Вами вари работы с бланком: а) работаю по списку, моя фамил в списке под № 1 б) работаю по списку, но не подписываюсь; в) список не соблюдаю, не подписываюсь. | |||||||||||||||||||||||
| ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ | Ci ь1 | ||||||||||||||||||||||
о | |||||||||||||||||||||||
со | |||||||||||||||||||||||
со | |||||||||||||||||||||||
г- | |||||||||||||||||||||||
со | |||||||||||||||||||||||
ю | |||||||||||||||||||||||
■* | |||||||||||||||||||||||
со | |||||||||||||||||||||||
см | |||||||||||||||||||||||
1- | |||||||||||||||||||||||
о | |||||||||||||||||||||||
OI Z | - | см | со | *d- | ю | со | г-- | со | О) |
Ci | |||||||||||
о | |||||||||||
со | |||||||||||
г- | |||||||||||
со | |||||||||||
ю | |||||||||||
^- | |||||||||||
со | |||||||||||
см | |||||||||||
1- | |||||||||||
о | |||||||||||