Основные тенденции развития в
подростковом возрасте и ранней юности65
• Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым, а период от 14-15 до 18 лет — юностью (ранняя юность — 16-17 лет — приходится на старшие классы школьного обучения).
• Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое».
• Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым.
• Ведущие позиции в отрочестве начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками. В юности ведущей становится учебно-профессиональная деятельность.
• Подростковый возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (в частности, появляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и жизненных планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но более всего — личностной сферы, самосознания. Э. Эриксон говорит о формировании «Я»-идентичности в этом возрасте.
• Важнейшими новообразованиями интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становятся: развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию, широким обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности. Увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности.
• Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей.
• В социальном плане юношам свойственны осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (социальной группы, нации и т. д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Расширяется круг личностно значимых социальных отношений, растет потребность в дружеском, интимном общении.
• В эмоционально-личностном плане юношеский возраст уязвим, так как ему свойственны противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость
___________________
65 Источник: Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. — М., Издательство «Аспект Пресс», 2001. А. В. Потапова, Нартова-Бочавер С. К. Детская психологическая служба. Курс лекций. Часть II — М.; МОСУ. 2001.
образа «Я», внутреннего мира и т. д. Нормы психического здоровья для юношей значительно отличаются от тех же норм для взрослых.
• Центральное психологическое новообразование юношеского возраста — становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира и его эмансипацией от взрослых. Юноши особенно чувствительны к своим внутренним психологическим проблемам, склонны переоценивать их значимость.
Подростку и старшекласснику проблемы, стоящие перед ним, кажутся чрезвычайно важными, иной раз устрашающими. Круг проблем включает разрыв с родителями, открытие отрицательного отношения к ним, осознание себя, индивидуализацию, отношения с другими, любовь и многое другое. Этому возрасту присущи сильные колебания эмоционального состояния, нежелание принимать на себя серьезные обязательства, ощущение, что общество их не понимает и не принимает. К психологу попадают подростки, чье эмоциональное развитие и жизненный опыт нетипичны и отношение к обществу нереалистичны. Еще одну группу нуждающихся в помощи и поддержке психолога составляют подростки, которые были травмированы в раннем возрасте и чьи потребности и желания могут быть непоследовательны, а внешне выражаться в состоянии психоза. Поддержка нужна и тем подросткам, которые обладают достаточно цельной личностью, но при этом их страшит столкновение с жизнью и обществом. Они хотели бы, чтобы общество (родители, школа и т. д.) были бы другими.
Нормальной и почти универсальной техникой адаптации подростков к социуму служит обращение за поддержкой сверстников. Не ощущая себя сложившейся личностью, подросток предпочитает безопасность группы ужасу остаться наедине с самим собой.
Таким образом, обзор особенностей развития в подростковом возрасте и ранней юности позволяет выделить направления коррекционно-развивающей работы с данной возрастной категорией:
• развитие познавательных процессов;
• развитие и коррекция эмоциональной сферы;
• развитие навыков общения и коммуникативной компетентности;
• развитие личности и самосознания;
• работа по профориентации;
• аутотренинг, упражнения на релаксацию.
В связи с особой значимостью сверстников в этом возрасте наиболее продуктивной формой коррекционной работы с подростками является групповая.