Основные тенденции развития в

подрост­ковом возрасте и ранней юности65

• Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым, а период от 14-15 до 18 лет — юностью (ранняя юность — 16-17 лет — прихо­дится на старшие классы школьного обучения).

• Процесс формирования новообразований, отли­чающих подростка от взрослого, растянут во време­ни и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое».

• Л. С. Выготский центральным и специфичес­ким новообразованием отрочества считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувство­вать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым.

• Ведущие позиции в отрочестве начинают за­нимать общественно полезная деятельность и обще­ние со сверстниками. В юности ведущей становит­ся учебно-профессиональная деятельность.

• Подростковый возраст характеризуется пере­стройкой мотивационной сферы (в том числе на­полняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (в частности, появ­ляются элементы теоретического мышления и про­фессиональная направленность интересов и жизнен­ных планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но более всего — личностной сфе­ры, самосознания. Э. Эриксон говорит о формиро­вании «Я»-идентичности в этом возрасте.

• Важнейшими новообразованиями интеллекту­альной сферы в юношеском возрасте становятся: развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию, широким обобщениям, по­иску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самосто­ятельности. Увеличивается степень индивидуализа­ции в интересах и способностях, формируется ин­дивидуальный стиль умственной деятельности.

• Юношеский возраст связан с формировани­ем активной жизненной позиции, самоопределени­ем, осознанием собственной значимости, формиро­ванием убеждений и ценностей.

• В социальном плане юношам свойственны осознание себя в качестве частицы, элемента соци­альной общности (социальной группы, нации и т. д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Расширяется круг личностно значимых социальных отношений, растет пот­ребность в дружеском, интимном общении.

• В эмоционально-личностном плане юношеский возраст уязвим, так как ему свойственны противо­речивость уровня притязаний и самооценки, проти­воречивость

___________________

65 Источник: Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. — М., Издательство «Аспект Пресс», 2001. А. В. По­тапова, Нартова-Бочавер С. К. Детская психологическая служба. Курс лекций. Часть II — М.; МОСУ. 2001.

образа «Я», внутреннего мира и т. д. Нормы психического здоровья для юношей значи­тельно отличаются от тех же норм для взрослых.

• Центральное психологическое новообразование юношеского возраста — становление устойчивого са­мосознания и стабильного образа «Я». Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира и его эмансипацией от взрослых. Юноши особенно чувствительны к своим внутренним психологическим проблемам, склонны переоценивать их значимость.

Подростку и старшекласснику проблемы, стоя­щие перед ним, кажутся чрезвычайно важными, иной раз устрашающими. Круг проблем включает разрыв с родителями, открытие отрицательного от­ношения к ним, осознание себя, индивидуализацию, отношения с другими, любовь и многое другое. Это­му возрасту присущи сильные колебания эмоцио­нального состояния, нежелание принимать на себя серьезные обязательства, ощущение, что общество их не понимает и не принимает. К психологу по­падают подростки, чье эмоциональное развитие и жизненный опыт нетипичны и отношение к обще­ству нереалистичны. Еще одну группу нуждающих­ся в помощи и поддержке психолога составляют подростки, которые были травмированы в раннем возрасте и чьи потребности и желания могут быть непоследовательны, а внешне выражаться в состоя­нии психоза. Поддержка нужна и тем подросткам, которые обладают достаточно цельной личностью, но при этом их страшит столкновение с жизнью и обществом. Они хотели бы, чтобы общество (ро­дители, школа и т. д.) были бы другими.

Нормальной и почти универсальной техникой адаптации подростков к социуму служит обраще­ние за поддержкой сверстников. Не ощущая себя сложившейся личностью, подросток предпочитает безопасность группы ужасу остаться наедине с са­мим собой.

Таким образом, обзор особенностей развития в подростковом возрасте и ранней юности позволяет выделить направления коррекционно-развивающей работы с данной возрастной категорией:

• развитие познавательных процессов;

• развитие и коррекция эмоциональной сферы;

• развитие навыков общения и коммуникатив­ной компетентности;

• развитие личности и самосознания;

• работа по профориентации;

• аутотренинг, упражнения на релаксацию.

В связи с особой значимостью сверстников в этом возрасте наиболее продуктивной формой коррекционной работы с подростками является групповая.

Наши рекомендации