Развитие мотивационной сферы личности ребенка-дошкольника
• Начало складывания индивидуальной мотивационной системы ребенка.
• Появление соподчинения (иерархии) мотивов.
• Появление мотивов достижения успеха, соревнования, соперничества.
• Возникновение первичного чувства долга.
• Появление мотивов, связанных с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторых других.
• Дошкольником начинают усваиваться этические нормы, принятые в обществе.
• Происходит первичное развитие воли - управление психическими процессами, первичное сознательное управление поведением, умение удерживать цель в центре внимания.
Формирование самосознания
Линии развития самосознания дошкольника
В психологической науке общепризнанно положение о том, что самосознание является сложным внутрипсихическим образованием, имеющим определенную структуру, функции и генезис.
В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию; оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного возраста.
Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте
Развитие самосознания после трех лет - дальнейшее накопление его познавательного, аффективного и волевого опыта. В этот период из эмоционального «Я», характерного для детей раннего возраста, вырастает рациональное, логическое самосознание, включающее в себя понимание идентичности себя и своего изображения. Ребенок начинает понимать, что «Я» - не только набор ощущений, не только субъект каких-либо эмоции, переживании, оценок. Это теперь еще и объект, о котором можно думать как о постороннем, за которым можно наблюдать, с которым можно рассуждать, и который можно обсуждать, а иногда даже и осуждать. Появляется отстраненность от самого себя. Исходя из этого, можно утверждать, что в дошкольном возрасте у ребенка формируется «зеркальное Я», позволяющее воспринимать себя отстраненно. Данное личностное новообразование формируется в процессе развития функции рефлексии, являющейся ведущей психической функцией 4 фазы дошкольного возраста (6-7 лег).
Самосознание - понимание того, что собой представляет ребенок, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение - считается центральным новообразованием всего периода дошкольного детства. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, то есть, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.
Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживании. Для этого периода характерна половая идентификация:
• ребенок осознает себя как мальчика или девочку:
• происходит осознание стереотипов поведения по мужскому или женскому типу.
Начинается осознание себя во времени.
Кризис 7 лет
Кризис 7 лет - это период рождения социального «Я» ребенка (Л. И. Божович, 1988).
• Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.
• Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника.
• Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.
• Происходит обобщение переживаний.
• Возникает внутренняя жизнь ребенка.
• Изменяется структура поведения: появляется смысловая ориентировочная основа поступка.
Выводы
1. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым становится членом человеческого общества. Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
2. В процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.
3. Центральное личностное новообразование этого периода - соподчинение мотивов и развитие самосознания.
4. В дошкольном возрасте начинает складываться индивидуальная мотивационная система. В период дошкольного детства начинает формироваться личностная мотивация, происходит развитие мотивов, связанных с моральными нормами.
5. В дошкольном детстве происходит присвоение детской личностью звеньев структуры самосознания: формирование образа тела, идентификация с именем, развитие самооценки, половая идентификация, осознание своих переживаний, осознание себя во времени.
6. Кризис семи лет - период рождения социального «Я» ребенка.