Между предметами и явлениями
Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. «Всякое слово (речь) уже обобщает» (В. И. Ленин).
Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано.
Мышление также дает возможность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений.
Процесс познания является чрезвычайно сложным. Прежде всего, для него необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления добываются с помощью различных органов чувств. Такая форма отражения чрезвычайно важна, существенна, но недостаточна для регуляции поведения. Для того чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышления.
Весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания. И через чувственное познание мышление непосредственно связывается с внешним миром.
Человеческое мышление качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным
Рис. XI.1. Модель системы переработки информации человеком
моментом оказывается речь и другие используемые при этом системы знаков, с помощью которых человек получает возможность существенно расширять свои моделирующие способности. Именно благодаря этому мышление человека дает возможность познать обобщенно и опосредованно.
Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь.
Эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых внутренних речевых процессов. Оказалось, что если зарегистрировать положение языка или органов гортани в спокойном состоянии, а затем предложить испытуемому начать придумывать любую задачу, то в речевом анализаторе начинается сложная деятельность, которую можно зарегистрировать. Следовательно, каждая мысль
Рис. Х1.2. Восприятие, хранение и переработка информации — необходимые условия успешного решения мыслительной задачи
связана с внутренним речевым процессом (исследование А. Н. Соколова).
По своей функции регулятора мышление выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека. Начальным моментом мышления является проблемная ситуация (см.)» которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. Проблемная ситуация — это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть.
Под проблемой обычно понимают особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики :
цель (ориентировочную основу для решения задач);
условия, в которых задается данная цель;
потребность в достижении цели;
недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий.
Нет проблемы там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенность потребностей. То, что является проблемой для данного человека, для другого может и не быть ею. "
От осознания проблемы человек переходит к принятию решения (см. рис. XI.3).
Творческое мышление всегда возникает в ситуации поиска и открытия нового при решении различных задач. Само решение выступает как поиск недостающего звена. В результате анализа проблемной ситуации возникает задача. Задача — это цель, данная в определенных условиях. Возникновение задачи означает, что решающему ее удалось хотя бы предварительно и приблизительно выделить известное и неизвестное (искомое).
Большое значение при решении
Рис. XI.3. Процесс принятия решения: 1 — отбор' информации, 2 — распознавание образов, 3 — оценка возможностей выбора: А — внешняя среда, Б — критерии цели, В — память, хранящая образы, Г — память, хранящая результаты прежних решений, Д — критерии выбора, Б — решение
задач имеет подсказка или промежуточная задача. Причем особенно важно, на каком этапе решения дается такая задача.
Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач.
I. Ориентировочные действия
II. Исполнительные действия
III. Нахождение ответа Ориентировочные действия начинаются с анализа условий.
Главное в мыслительном поиске — возникновение гипотезы (см.). Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения. В возникновении гипотезы обычно проявляются творческие возможности личности.
Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.
Нахождение ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет — процесс решения продолжается снова и протекает до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.
Мыслительная деятельность, связанная с внезапным решением проблемы, называется эвристической. Эвристика (см.) — наука о закономерностях мыслительного поиска.
Важным условием принятия правильного решения и успешного решения задачи являются знания. Без знаний не может быть создано никакой гипотезы. При этом огромную роль играет словесная формулировка. Правильно поставленный вопрос нацеливает на решение задачи. В решении мыслительных задач велика также роль наглядных образов, схем, чертежей.
Для решения подавляющего боль-
Рис. Х1.4. Структурная схема процесса решения мыслительной задачи
шинства задач требуется привлечение теоретических знаний, обобщений. Многие задачи решаются путем применения правил, и результат мыслительной работы непосредственно переходит в область практического применения. В практике использования данного результата проверяется правильность решения, возникают новые задачи, вытекающие из развития, уточнения, изменения первоначально принятых решений.
Процесс формирования умствен-
ных действии совершается поэтапно (по П. Я. Гальперину):
I. Выявление ориентировочной основы действия. На этом этапе происходит ориентация в задании. Первоначально выделяется то, что само бросается в глаза.
II. Происходит формирование действия в материальном виде. На этом этапе обучающийся умственным действиям получает полную систему указаний и систему внешних признаков, на которые ему надо ориентироваться. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания.
III. Действие формируется в громкой речи. Важное значение приобретает не только знание условий, но и понимание их.
Рис. XI.5. Схема этапов мыслительного действия
Рис. Х1.6. Структурная схема мыслительного процесса поиска оператором отказов и неисправностей в техническом устройстве (пример)
IV. Этап формирования действий во внешней речи про себя.
V. Формирование действий во внутренней речи.
Переход от первого из этих этапов ко всем последующим представляет собой последовательную ин-териоризацию действий. Это переход «извне внутрь».
Мышление включает ряд операций(см.), таких, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция. С их помощью осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.
Рис. XI.7. Принципиальная схема решения мыслительных (в том числе творческих) задач.
Сравнение (см.) характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В ходе этого процесса субъект обнаруживает тождество и различие между вещами.
С помощью анализа (см.) обнаруживаются наиболее существенные признаки.
Анализ и синтез (см.) обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот.
К операциям мышления относятся также абстракция (см.) и обобщение (см.).
К формам мышленияотносятся понятие (см.), суждение (см.) и умозаключение (см.)
Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. Суждения могут быть
Рис. XI.8. Таблицы для исследования мышления (по Майер-Хорстону): Определите, что лишнее в каждой группе изображений?
истинными и ложными. Умозаключения могут быть индуктивными (см.) и дедуктивными (см.).
Понятие — форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.
Понятие в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое.
Эмпирическое представление фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического представления выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).
Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.
Выделение видов мышления производят по различным основаниям.
Наглядно (конкретно)-действен-
Рис. XI.9. Мыслительные операции