Основы дифференциальной психологии профессии
Психологическая классификация профессии.
Профессия – это исторически возникшая форма деятельности для выполнения которых, человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества. Отличительными признаками профессии является профессиональная компетентность, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессии объединяет группы родственных специальностей.
Специальность – это комплекс приобретенных, путем профессионального образования, подготовки и работы, специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения трудовых действий в рамках профессии.
Существенная дифференциация труда по профессии произошла в эпоху промышленного переворота. В справочнике США по профессиям 1965 года приведены характеристики 21741-ой профессии и 40000 специальностей. В международном стандарте 1988 года уже осталось всего 9333 профессии, а в едином тарифно-квалификационном справочнике 7000 профессий и специальностей. Кроме того, непрерывно возникают новые профессии, меняется содержание труда, отмирают низко квалифицированные профессии, растут совмещения, а следовательно появляются интегрированные профессии и специальности.
Название профессии должно отражать характер труда и его социальную значимость. Желание поднять социальный статус профессии всегда приводит к снижению статуса другой профессии, что негативно отражается на конечном результате работ.
Без официальной номенклатуры профессии нельзя осуществлять никакую кадровую работу. В номенклатуре профессии существует группа постепенно вымирающих, но пока необходимых профессий, в основном они существуют в кустарных производствах (старатель, скорняк, шорник).
Номенклатура новых, вновь возникающих профессий появляются стихийно, трудно прогнозировать какие будут характеристики, содержание, какая потребуется квалификация и противопоказания для работников, поэтому новые профессии всегда с опозданием попадают в справочники.
Этими вопросами занимаются специалисты, которые называются конструкторы профессии. Они конструируют назначения, содержание и требование к образованию, условиям труда, квалификационные характеристики и объединяют это в профессиограмму. По многим профессиям и специальностям, подготовку можно осуществлять на предприятии, по другим – в специальных учреждениях подготовки, переподготовки и повышения квалификации. По наиболее массовым профессиям, требующем определенной высокой квалификации, готовят в системе начального и среднего профессионального образования.
25.10.2012
По признаку, основные средства в рамках класса возможно (но не всегда) выделить следующие признаки:
1. Профессиональность ручного труда (р). Например:
a. В
По условиям труда, Климов делит профессии на группы:
1. Работа в условиях микроклимата (бытовые или лабораторные условия). (б)
2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе. (о).
3. Работы, в необычных условиях (н). На высоте, под водой, под землей, при повышенных или пониженных температурах.
4. Работы, в условиях повышенной моральной ответственности. За жизнь, здоровье или материальные ценности. Следователь, учитель, воспитатель (м).
Рассмотренные группы не являются взаимоисключающими, но могут частично совпадать. Использование этой системы важно для человека, который выбирает специальность или пытается поменять работу. В результате появляется следующая схема: Обзорная карта мира профессии.
Для профессионального просвещения молодежи и информационного обеспечения оптации, на начальных этапах Климов предложил более простую классификацию, которая учитывает только 2 типа признаков: профессия и основные уровни образования.
Учебное заведение или форма проф. подготовки | Тип профессии (по предмету) | ||||
П | Т | Ч | З | Х | |
1. Обучение, непосредственно на производстве или в ПТУ | |||||
2. Техникум, училище, профессиональная школа. | |||||
3. Институт, университет, академия. |
Климов, выделил 15 зон, которые описывают особенности профессии. Строки соответствуют 3 уровням необходимого образования. Зоны в одном столбце, соответствуют родственным профессиям по предметной области, но каждая строка в столбце отличается соотношением уровня теоретической и практической подготовки. Например: в 1-ой зоне – мастер животновод, в 6-ой зоне – зоотехник, а в 11-ой зоне – зооинженер. Признак необходимого образования важен для оптанта. Например: оптант не располагает возможность долго учиться, и вынужден думать о скорейшем обретении экономической самостоятельности. Тогда для начала он может выбрать профессии, которые не предполагают широкого теоретического образования. Это первые строки во всех 5 столбцах, но он может иметь в виду запасные варианты, ориентированные на его профессиональный рост.
В этой классификации, профессии одной группы часто включают компоненты, которые предъявляют работнику противоположные требования (+/-). Мир профессий крайне динамичен, и необходимо ежегодно учитывать изменения в содержании труда.
Психологический модуль профессии – это типовой элемент профессиональной деятельности, присущей ряду профессий и выделенный на основании общностей психических требований.
Психологический модуль, имеет следующую структуру:
1. Типовой элемент деятельности. Измерение объектов без помощи инструментов и приборов.
2. Психологические требования к человеку. Хорошо развитый глазомер.
Из полного набора психических модулей можно, как из кубиков, собрать характеристику любой профессии. Гаврилов, выделил несколько десятков модулей, на базе которых собрал психическую характеристику тысяч профессий.