Тест рубежного контроля
Выберите правильный ответ.
1. Согласно Я. Рейковскому условные раздражители могут стать эмоциогенными, если они
а) опережают появление эмоциогенных раздражителей
б) следуют за эмоциогенными раздражителями
в)не связаны во временном плане с эмоциогенными раздражителями
г)имеют высокую интенсивность
2. Какая характеристика аффективного тона ощущений не присуща ему
а)предметность
б) не всегда осознан
в)преимущественно связан с органическими потребностями
г) эмоционально окрашивает сами ощущения
3. В аффективном следе памяти проявляется
а)функция побуждения эмоций
б)функция синтезирования эмоций
в)функция переключения эмоций
г)оценочная функция эмоций
4. По данным Т.Рибо аффективная память по сравнению со зрительной или слуховой характеризуется медленностью
а) воспроизведения
б) забывания
в)узнавания
г)запоминания
5. Впечатления или образы, производящие сходное эмоциональное воздействие, объединяются по принципу
а) смежности
б) временного сходства
в)общей интенсивности эмоций
г)общего эмоционального знака
6. Кому принадлежит высказывание: "Царство фантазии существует со всеобщего согласия человечества, и всякий, испытывающий лишения, ждет от него облегчения и утешения"
а) З. Фрейду
б)Т. Рибо
в) Я. Рейковскому
г)Л.С. Выготскому
7. В какой деятельности эмоциональные оценки носят предвосхищающий характер
а) в деятельности с внутренней результативной мотивацией
б) в деятельности с внешней результативной мотивацией
в) в деятельности с внутренней процессуальной мотивацией
г) в деятельности с внешней процессуальной мотивацией
8. В структуре интеллектуальных эмоций переживание максимально связано с
а)средствами достижения целей
б)условиями достижения целей
в)целями
г)ходом всей деятельности
9. Согласно С.Л. Рубинштейну, интеллектуальные чувства относятся к разряду
а)амбивалентных чувств
б)обобщенных чувств
в)зрелых чувств
г)предметных чувств
10. По данным Э.А. Костандова под влиянием сильных отрицательных эмоций пороги восприятия внешних стимулов
а) понижаются в 2/3 случаев
б) не изменяются в 2/3 случаев
в)понижаются в 1/3 случаев
г)не изменяются в 1/3 случаев
Правильные ответы: 1)а; 2)а; 3)б; 4)а; 5)г; 6)а; 7)в; 8)в; 9)г; 10)в.
Литература
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена//Вопр. психол. 2006. №3. С.78-86.
2. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964.
3. Бреслав Г.М. О месте эмоциональных процессов в структуре мыслительной деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности/ Под ред. О.К. Тихомирова. М.: МГУ, 1979. С. 62-67.
4. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл, 2004. С. 136-145.
5. Васильев И.Г. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций /// Психологические исследования интеллектуальной деятельности/ Под ред. О.К. Тихомирова. М.: МГУ, 1979. С. 55-62.
6. Васильев И.Г., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: МГУ, 1980.
7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М,: МГУ, 1976.
8. Виноградов Ю.Е. Влияние аффективных следов на структуру мыслительной деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности/Под ред. О.К. Тихомирова. М.: МГУ, 1979. С. 50-55.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
10. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986.
11. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М.: Наука, 1980.
12. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.
13. Изард К. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1980.
14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С. 40-46.
15. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. М.: Медицина, 1977.
16. Красноперова О.А., Панченко А.Л. Субъективные характеристики сна и свойства личности // Вопросы психологии. 1991. №5.
17. Лурия А.Р., Леонтьев А.Н. Исследование объективных симптомов аффективных реакций. // Проблемы современной психологии. - М. 1926.
18. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972.
19. Путляева Л.В. К вопросу о роли эмоциональных состояний в мыслительной деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности/Под ред. О.К. Тихомирова. М.: МГУ, 1979. С. 74-82.
20. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.
21. Рибо Т. Творческое воображение. СПб.: 1901.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т.т. Т.2. М.: Педагогика, 1989.
23. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981.
24. Тутунджян О.М. Теодюль Рибо // Вопросы психологии. 1961. №1.
25. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991.
26. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990.
27. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 4. М.: Прогресс, 1973.
28. Шварц Л.А. Чувствительность ночного и цветного зрения при различных эмоциональных состояниях // Известия АПН РСФСР. Вып. 8. М., 1947.
29. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 1971.
30. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: АПН РСФСР, 1956.
Модуль 3. Эмоциональные процессы и состояния
Цель модуля: 1) раскрыть различные критерии классификации эмоциональных явлений; 2) обобщить условия возникновения, характеристики, диагностические признаки аффекта как специфического эмоционального процесса; 3) систематизировать особенности проявления и характеристики настроений как эмоциональных состояний, фрустрации и тревоги как психических состояний.
Классификации эмоций.
Предлагать классификации классификаций эмоций – неблагодарное занятие. Разделяя эту точку зрения, понижая научный ранг задач, связанных с анализом классификаций эмоций, Г. Бреслав все же описывает последние. Отмечая недостатки каждой из рассмотренных им классификаций, Бреслав конструирует очередную классификацию, критериями которой выступают ситуативность-внеситуативность эмоциональных явлений и отношения "фигуры-фона" в регуляции жизнедеятельности. Под ситуативностью понимается связь эмоций с происходящим "здесь и сейчас"; под фигурой – дискретные эмоции, характеризующие, что и как значимо для индивида; под фоном – эмоциональные явления, характеризующие способ реагирования индивида на значимое (2, с. 151).
Целый ряд классификаций эмоций анализирует Е.П. Ильин (9, с. 131-138). И практически каждый человек знает первую классификацию эмоций - положительные и отрицательные. Но без классификаций не обойтись, т.к. это не только ранний этап в научном исследовании любого явления, но еще и важный этап в организации собственных знаний в определенную систему. Поэтому выделим описательные, функциональные и генетические классификации эмоций.
Описательные классификации, построенные на основе феноменологии эмоциональных явлений и будучи первым этапом на пути их интегрального изучения, направлены на возможно более полный охват всей совокупности эмоциональных феноменов. В описательных классификациях выделяются специфические критерии, приводятся "речевые модели", передающие специфический компонент эмоции.
В классификации Б.И. Додонова (6) представлены только те эмоции, которые предстают в сознании людей как ценные переживания. Они отвечают следующим требованиям: 1)в них субъект чаще всего испытывает потребность: 2)они придают непосредственную ценность самому процессу деятельности. Процесс создания своей классификации эмоций Додонов характеризует как "полуэмпирический путь", в результате которого и были выработаны критерии искомой классификации. Этими критериями выступали: 1)вербальные версии ценных переживаний, за которыми стояли потребности; 2)наличие некоторых инвариант в эмоциональных ситуациях, порождающих эмоции данной категории; 3)частая сочетаемость отдельных эмоций, составляющих их данную категорию. В итоге была создана открытая классификация десяти эмоций, включающая альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические, пугнические, романтические, гностические, эстетические, гедонистические и акизитивные эмоции. Каждой из этих категорий эмоций соответствует определенный вербальный инвентарий.
Исходя из гипотезы (6, с. 210) о том, что фиксация в сознании индивида представлений об определенных переживаниях, как ценных и желательных, является сущностной особенностью личности, Додонов ввел понятие "общая эмоциональная направленность личности". Это понятие отражает иерархию всех ценных переживаний субъекта и используется в качестве ведущей характеристики направленности личности. В отличие от общей эмоциональной направленности ее типы выделяются Додоновым с учетом "одного, наиболее ценного для индивида эмоционального состояния, переживания" (5, с. 97). Тип общей эмоциональной направленности личности имеет ряд особенностей. Он рано формируется под влиянием некоторых врожденных задатков и воспитания (в широком смысле слова); связан с функционированием эмоций в качестве ценности; взаимодействует с морально-мировоззренческой направленностью. Становясь устойчивым и выступая в качестве одного из системообразующих факторов психологической структуры личности, тип общей эмоциональной направленности опросредованно влияет на восприятие личностью действительности, на мечты и планы, на выбор сферы деятельности, друзей, любимых, на процессуальные характеристики деятельности, на творчество, на представление о счастье (5, с.105). Додонов призывает учитывать тип общей эмоциональной направленности в процессе воспитания, обучения, профориентации личности. Выделенные Б.И. Додоновым типы эмоциональной направленности обозначены по аналогии с категориями эмоций, вошедших в его классификацию эмоций.
Функциональные классификации представляют эмоции в связи с их ведущими функциями, которые они выполняют в поведении и деятельности (например, астенические и стенические эмоции; ведущие и производные переживания в концепции эмоций В.К. Вилюнаса) и поведении субъектов.
В классификации эмоциональных переживаний В.К. Вилюнаса по критерию ведущей функции в деятельности выделены две фундаментальные группы переживаний: ведущие (доминирует функция побуждения), предшествующие деятельности и релевантные ей в целом, и производные эмоциональные переживания (доминирует функция оценки), возникающие в процессе деятельности.
Ведущие переживания возникают в результате обострения некой потребности и наличия отвечающего ей предмета; окрашивают в образе сами предметы, превращая их в мотив; побуждают к деятельности и отвечают за ее общую направленность; открывают субъекту смысл самого предмета потребности; специфичны (т.е. зависят от специфики потребности) для каждой деятельности; презентируют субъекту видовой опыт, касающийся целей; конкретизируют субъекту общее унаследованное эмоциональное отношение к условиям индивидуальной жизни. Подчеркивая побудительную функцию ведущих переживаний, Вилюнас обозначает их как побуждения (7, с. 105).
Формы развития ведущих эмоций Вилюнас выделяет в соответствии с формами опредмечивания биологических потребностей. Так генетически первая форма ведущих эмоций – диффузное тягостное переживание – соответствует обострению неопредмеченной потребности; ключевое ведущее эмоциональное переживание (или эмоциональный тон ощущений), распознающее отдельные свойства предмета удовлетворения потребности, соответствует встрече потребности с предметом; предметные ведущие переживания соответствуют опредмеченной потребности. На основе анализа биологических потребностей Вилюнас приходит к выводу, что субъективной формой их существования и являются ведущие переживания. Собственно человеческие ведущие переживания выделяют мотивы личности в форме чувств.
Производные эмоциональные переживания возникают при наличии ведущего побуждения в конкретной ситуации; отражают фактические успехи (неуспехи) в деятельности; выражают смысл сложившихся ситуаций и наиболее значимых в ней объектов; ситуативны; универсальны (т.е. не зависят от специфики потребности); внутренне организованы в систему, в которой особую роль играют эмоции успеха-неуспеха (7).
Генетические классификации направлены на отражение фило- или онтогенетического развития эмоциональных явлений (например, классификация ведущих переживаний в концепции В.К. Вилюнаса), явно или неявно содержат уровневые критерии, представляют эмоциональные явления в связи с усложнением реальных отношений, когнитивной организации субъекта (например, уровневая классификация эмоций С.Л. Рубинштейна).
В психологии эмоциональных явлений выделяют эмоциональные процессы (аффект); эмоциональные состояния (настроения), а также психические состояния, отличающиеся выраженностью их эмоциональной составляющей (тревога, фрустрация, эмоциональный стресс); эмоциональные особенности личности (индивидуализированное содержание человеческих чувств), а также эмоциональность человека как обусловленная особенностями его темперамента.