О цитатах и цитировании

Строго говоря, Профессор правильно требовал. Ведь тот, у кого я списал, тоже списал у кого-то. А что на самом деле писал тот или иной автор, потом становится известным од­ному Богу и некоторым пытливым исследователям, которые занимаются наукой, а не пишут диссертации. Хотя, конеч­но, по идее все те произведения, которые цитирует тот или иной диссертант, он обязан прочесть сам. Когда я столкнул­ся с издательской деятельностью, то узнал, что крупные из­дательства имеют специальную редакторскую группу, кото­рая тщательным образом сверяет все цитаты. Если бы Венный Принц занимался наукой, а не писал диссертацию, у него никаких проблем не было бы, и он полностью и легко удов­летворил бы требование Профессора.

Кстати, и я тоже страдал этим грехом. Но когда я стал заниматься наукой и писать книги, то все цитаты великих я проверял по первоисточникам и выявил ряд закономерностей цитирования. Каждый пишущий выбирает себе ту фразу, которая его устраивает, опуская ту часть мысли, которая входит в противоречие с его мыслью или не понята им. А часто рядышком стоит еще одно предложение, которое делает понятным и весь основной текст. Проиллюстрирую это двумя примерами.

Один из проповедников уринотерапии в целях пропаганды этого метода лечения привлекает цитату из Библии: «Пей из своего источника». Вот как оно написано в Библии: «Пей воду изтвоего водоема и текущею из твоего колодезя» (Притч.5,15) и тут же идет разъяснение по поводу самого источника. «Источник твой да будет благословлен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною; груди ее да упоят тебя во всякое время; любовию ее услаждайся постоянно»(Притч. 5,18—19).

Вот, например, известное Гераклитовское: «Все течет, все меняется. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». На этом цитата обрывается. Далее у Гераклита идет разъяснение: «Когда ты в эту реку входишь второй раз, то на тебя уже катят совсем другие волны». Я под впечатлением этого составил свою заморочку. «Нельзя дважды войти в одну реку. Нельзя дважды провести ночь с одной и той же женщиной. Когда проводишь вторую ночь с одной и той же женщиной, ты получаешь от нее совсем другие ласки». Отсюда и практичес­кий вывод. Каждый раз смотри, с кем имеешь дело сегодня, даже если это твоя любимая женщина. Да, вчера она тебя любила. Но посмотри, что она принесла с собой сегодня, ка­кова она сейчас. Может, она тебе сейчас и не подойдет? А мо­жет быть, ты ей сегодня не подходишь? Думайте!

А знаменитое Сократово: «Я только знаю, что я ничего не знаю». Ведь продолжение все разъясняет: «Но вы и этого не знаете. Вот почему я вас должен учить».

Кстати, я сейчас часто цитирую классиков и религиозные источники. Но я хотел этим только привлечь ваше внимание к ним. Я хотел, чтобы вы прочитали эти произведения. В них вы найдете что-то важное для себя. Найдете то, что я не заметил.

Рождение второго сына

Настроение у меня упало. Хотя была и одна радость. Зо­лушка родила в начале декабря 1973 года мне еще одного сына. При рождении второго сына у меня уже не было того азарта к работе, который был в 1968 году, когда родился пер­вый сын. Отвез я жену утром в роддом и пошел на работу. На пятиминутку я пришел с опозданием, Когда зашел в рапор­тую, меня сразу поздравили с сыном. Оказывается, Зевс уже успел позвонить в роддом, где ему ц сказали, что у меня ро­дился сын. В это утро шел крупный снег большими хлопья­ми. Так что зашел в комнату весь в снегу, как дед Мороз.

На этот раз я уже все делал по-«человечееки». Каждый день проведывал Золушку. Все подготовил. Мы со старшим сыном ждали братика. К моменту выписки уже приехала старшая сестра Золушки. Со всеми необходимыми ритуа­лами мы привезли его домой. В роддоме Золушка пробы­ла, как и положено, 10 дней.

Один небольшой инцидент. Жена мне написала запис­ку, что мой сын похож на китайца, а ее соседки по палате прозвали его хунвейбином. Я расстроился. Подумал, не болезнь ли это Дауна. Дня три терпел, а потом пошел на при­ем к главному врачу. Она надо мной по-доброму посмеялась и сказала, что если бы это было так, то они бы меня уже давно вызвали. Сказала она, что как раз наоборот, мальчик очень здоровый и красивый, лучший на весь роддом. Я так и не решился попросить ее, чтобы мне его показали. Я не хотел выбиваться из правил. Зевс уже на следующий день после рождения разглядывал свою дочку и мне тоже посо­ветовал пойти посмотреть своего сына. (Для Вечного Принца вообще характерно неумение пользоваться выгодами свое­го положения. В частности, он не смог пристроить свою жену, так как мог бы, будучи сотрудником института. Бо­лее того, он также не мог освободить ее от колхоза. Он ссы­лается на свое «коммунистическое» мировоззрение. Но я ду­маю, что это от трусости. Все это рационализация. Его друг Зевс-Олимпиец свою дочь посмотрел уже на следующий день. Формальные возможности у них были одинаковы. По-моему, он и сейчас не использует всех своих возможностей. Насколь­ко я знаю порядки в нашей медицине, его просьбе не обрадова­лись бы, но и не отказали бы. — М.Л.)

Итак, с исполнением всех ритуалов забрал я второго сына домой. Мы его как следует рассмотрели. Действитель­но, он был писаный красавчик. Волосы, ногти, брови все это было хорошо развито. Волосы все и на голове и на бровях были черного цвета, что весьма гармонировало с голубымиглазами. Лунки на ногтях такие, что как будто только что делали маникюр. Даже кожа лица уже потеряла ту красноту, которая бывает у новорожденных. Постепенно он становилсявсе красивее и красивее. К нарисованному портрету добавились еще необычно длинные и густые ресницы.

На следующий день после того, как мы привезли его домой, нам поставили телефон. Тогда это был предмет роскошии моей гордости. Телефонов еще почти ни у кого не было. К моему огорчению, мне почти никто и не звонил.

С сыном-2 я возился гораздо больше и осмысленнее. Да и со старшим стал больше заниматься. Ведь мать на какое-то время он потерял.

Комментарий:

Наши рекомендации