Обработка и интерпретация результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали в каждом стобце бланка для ответов. Первый столбик (вопросы 1, 7, 13 и т. д.) соответствует интеллектуальной склонности ребенка, второй (вопросы 2, 8, 14 и т. д.) – склонности к академическим достижениям, третий (вопросы 3, 9, 15 и т. д.) – к творческому, креативному мышлению, четвертый (вопросы 4, 10, 16 и т. д.) – к общению и лидерству, пятый (вопросы 5, 11, 17 и т. д.) – к художественным способностям, шестой (вопросы 6, 12, 18 и т. д.) – к двигательной активности. Превалирует та склонность, по которой в ответах больше всего плюсов.
Оценка парциальной одаренности детей дошкольного и младшего школьного возраста [88]
Назначение.Методика направлена на выявление интересов и склонностей ребенка младшего школьного возраста. Может использоватся учителями начальной школы и практическими психологами. С ее помощью можно получить информацию об интересах детей из разных источников: самих детей, их родителей, а также учителей.
Подготовительная работа.Необходимо заготовить листы ответов по представленному образцу. Их число зависит от количества участников. Опрос можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
Лист ответов
Фамилия, имя_____________
Дата_____________
Инструкция для детей.В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках, ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос – в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, – ставьте знак «-», если нравится – знак «+», если очень нравится – знак «++».
Инструкция для родителей.Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке «-», если нравится – «+», очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Опросник
1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
2. Слушать или читать самостоятельно сказки, рассказы и др.
3. Петь, музицировать.
4. Заниматься физкультурой.
5. Вместе с другими детьми выполнять различные поручения взрослых.
6. Слушать или читать рассказы о природе.
7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
8. Играть с техническим конструктором.
9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.
10. Самостоятельно рисовать.
11. Играть в спортивные, подвижные игры.
12. Руководить играми детей.
13. Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
14. Ходить в магазин за продуктами.
15. Слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях).
16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
20. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.).
21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки.
22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
23. Знакомиться с историей, посещать исторические музеи.
24. Самостоятельно, без побуждения взрослых, заниматься различными видами художественного творчества.
25. Читать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
26. Играть со сверстниками в различные коллективные игры.
27. Ухаживать за домашними животными и растениями.
28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т. п.).
29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
31. Игры-драматизации, участие в постановке спектаклей.
32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
33. Помогать другим людям.
34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать.
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
1) математика и техника:
2) гуманитарная сфера;
3) художественная деятельность;
4) физкультура и спорт;
5) коммуникативные интересы;
6) природа и естествознание;
7) домашние обязанности, самообслуживание.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Сравните количество набранных плюсов в разных колонках. Превалирование их в той или иной колонке указывает на ту или иную склонность ребенка.
Экспертная оценка общей детской одаренности (Д. Хаан и М. Кафф в модификации Савенкова А. И.) [89]
Назначение.Методика адресована родителям и педагогам. Ее задача – оценка общей одаренности ребенка родителями или учителями.
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплексу методик для специалистов (психологов и педагогов).
Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций.
Первая и основная функция – диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку, «портрет развития его дарований».
Вторая функция – развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Инструкция.Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно оцениваемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
• 5 баллов – оцениваемое свойство хорошо развито, четко выражено, проявляется часто в поведении и в различных видах деятельности;
• 4 балла – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
• 3 балла – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
• 2 балла – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому;
• 1 балл – четко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
• 0 баллов – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Лист ответов
Лист вопросов
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов, обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, которому необходимо много двигаться.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к систематизации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит впечатляющую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, придерживается выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т. е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событии, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функции предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и т. д.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания, детские энциклопедии и справочники) больше, чем художественные книги (сказки, детективы и др.).
74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем рисунке, игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроение.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку развития у ребенка следующих видов одаренности:
1) интеллектуальной;
2) творческой;
3) академической (научной);
4) художественно-изобразительной;
5) музыкальной;
6) литературной;
7) артистической;
8) технической;
9) лидерской; 10) спортивной.
Список литературы
Абовский Н. П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. М., 1998.
Абрамян Д. Н., Мадатян М. Р. Кризисы развития и некоторые психологические характеристики творческой личности: Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Личность в системе общественных отношений. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. Ч. 1. М., 1983. С. 5–6.
Аверина И. С., Шебланова Е. И. Современные лонгитюдные исследования одаренности // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 134–139.
Агабабян А. Р., Арутюнян Н. Д. К вопросу взаимосвязи креативности с личностными характеристиками // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2007. С. 598–599.
Аганисьян В. М. Изучение креативности у взрослых // Новые исследования в психологии. 1978. № 1. С. 9-14.
Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
Азарян А. Г. Экспериментальное исследование принятия оригинального решения в условиях неопределенности: Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. Ч. 3. М., 1983. С. 489–490.
Айзенк Г. Проверьте свои способности. М., 1972.
Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта – битва за разум. М., 2002.
Алдер Г. CQ, или Мускулы творческого интеллекта. М., 2004.
Александров А. А. Психогенетика. СПб., 2004.
Александров А. Д. Выступление на сессии АН СССР // Вестник АН СССР. 1981. № 6. С. 44–46.
Алексеев Н. Г., Юдин Э. Г. О психологических методах изучения творчества: Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971. С. 151–203.
Алиева Е. Г. Творческая одаренность и условия ее развития: Психологический анализ учебной деятельности. М., 1991. С. 7–17.
Аллахвердов В. М. Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб., 2001.
Альтшуллер Г. С. Алгоритм решения изобретательских задач: Проблемы научного и технического творчества. Материалы к симпозиуму. М., 1967.
Альтшуллер Г. С. Как научиться изобретать. Тамбов, 1961.
Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.
Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением. Минск, 1994.
Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобразительного творчества // Вопросы психологии. 1956. № 6.
Ананьев Б. Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера: Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956. С. 96.
Ананьев Б. Г. Формирование одаренности. Склонности и способности. Л., 1962. С. 15–37.
Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства. Психология художественного творчества: Хрестоматия. Минск, 1999.
Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Кн. 2. Гл. 13.
Андреева Т. В. Способы реализации творческого потенциала личности в досуге (на примере архитекторов). Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитиии современной психологии: Тезисы докладов научно-практической конференции. СПб., 1995.
Андреева Т. В. Биографический метод в исследовании творческого становления личности // Психология: итоги и перспективы (30 лет факультету психологии СПбГУ). Вып. 2. Ч. 2. СПб., 1996.
Андреева Т. В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия: Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1998. С. 203–215.
Анисимова А. Ю. Особенности соотношения интеллектуальных и творческих способностей // Ананьевские чтения, 2005: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 431–432.
Анохин П. К. О творческом процессе с точки зрения физиологии. Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. М., 1983. С. 259–262.
Апраксина О. К вопросу о диагностике музыкальных способностей // Музыкальное воспитание в школе. М., 1976. Вып. 2.
Арановский М. Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора. К постановке проблемы: Вопросы музыкального стиля. Л., 1978. С. 140–156.
Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970.
Артемов В. А. Курс лекций по психологии. Харьков, 1958.
Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1977.
Аршавский Г. А., Ротенберг В. С. Поисковая активность и ее влияние на экспериментальную и клиническую патологию // Журнал высшей нервной деятельности. 1976. № 2. С. 424–428.
Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1965.
Асратенкова И. В., Комкова А.И., Корнева И. А., Лебединский В. М. Выявление генотипических особенностей у спортсменов в разных видах спорта // Сборник трудов Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры: Итоговая научная конференция. 2004. 14–15 декабря. СПб., 2004. С. 92–94.
Асратенкова И. В., Ахметов И. И., Дружевская А. М. и др. Разработка и применение молекулярно-генетических методов для отбора учащихся в детско-юношеские спортивные школы: Сборник научных трудов Санкт-Петербургского НИИ физкультуры. СПб., 2005. С. 113–117.
Ассовская А. В., Цветкова Л. А., Яничева Т. Г. Изучение креативности младших школьников // Ананьевские чтения, 97: Тезисы научно-практической конфренции. СПб., 1997. С. 56–58.
Астауров Б. Человек с большой буквы и эволюционная генетика человечности // Новый мир. 1971. № 10.
Афанасьева О. В. Творчество: свобода и необходимость: сущность творчества. Пути повышения творческой активности. М., 1995.
Бабаева Ю. Д. Динамический подход к идентификации одаренности: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 1.
Бабаева Ю. Д., Лейтес Н. С., Марютина Т. М. Психология детской одаренности. М., 2000.
Баженов Н. Н. Психиатрические беседы на литературные и общественные темы. М., 1903.
Баженов Н. Н. Символисты и декаденты. Психиатрический этюд. М., 1899.
Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925.
Балл Г. А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 25–34.
Банзелюк Е. И. Диагностические показатели креативности и их динамика: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 1. С. 80–81.
Банзелюк Е. И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6–9 лет // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 55–60.
Банюхова А. Е. Проявление креативности в зависимости от статуса в группе и типа профессии. Психология XXI века: Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. СПб., 2008. С. 220.
Барабошкина А. В., Ляховицкая С. С., Фирсов Л. А. О методике приемных испытаний в детские музыкальные школы. К проблеме музыкальных способностей: Проблемы способностей. М., 1962.
Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб., 2002.
Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб., 2006.
Басин Е. Я. Творческая личность художника. М., 1988.
Басин Е. Я. Двуликий Янус: о природе творческой личности. М., 1996.
Батищев Г. С. Диалектика творчества. М., 1984.
Батюшков Ф. Д. Творчество: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1901. Башич Э. Задачи и перспективы изучения детского творчества: Музыкальное воспитание. М., 1975. С. 226–231.
Башмаков А. И., Владимиров А. И., Грачев В. А. и др. Технологии и средства развития творческих способностей специалистов. М., 2002. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
Белова Е. С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста П. Торренса // Психологическая диагностика. 2004. № 1. С. 21–40.
Белова Е. С., Ищенко И. П. Одаренность и дошкольное детство в ракурсе психологических исследований // Дошкольное воспитание. 1994. № 9. С. 54–57.
Белова Е. С., Ищенко И. П. Исследование особенностей развития творческого мышления у детей 5–6 лет // Школа здоровья. 1995. Т. 2. № 3. С. 21–30.
Белова С. С. Когнитивное моделирование и феномены творчества: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 1. С. 137–138.
Белова С. С. Творчество: психологические и компьютерные модели // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2008. № 4. С. 112–119.
Беляев Д. К. Социальное и биологическое в человеке // Политическое самообразование. 1982. № 2. С. 33–41.
Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1900.
Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 2006.
Березовский Б. Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 94–100. Берк Л. Е. Развитие ребенка. СПб., 2006.
Беркенблит М., Петровский А. Фантазия и реальность. М., 1968.
Бернштейн С. М. О природе научного творчества (по зарубежным материалам) // Вопросы философии. 1966. № 6.
Бернштейн С. М. Психология научного творчества // Вопросы психологии. 1965. № 3.
Берхин Н. Б. Особенности литературно-творческой деятельности старших школьников // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1971. № 1. С. 113–116.
Берхин Н. Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 155–160.
Бехтерев В. М. Творчество с точки зрения рефлексологии. В кн.: С. О. Грузенберг. Гений и творчество. Л., 1924.
Библер В. С. Научная интуиция и ее логический подтекст: Проблемы научного и технического творчества: Материалы симпозиума. М., 1967. Библер В. С. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М., 1975. Бинсвангер Л. Бытие – в – мире. М., 1999.
Бирюков С. Д. Традиционные маркеры одаренности: дифференциально-психологический анализ структуры показателей: Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия. М., 2000. С. 12–29.
Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978. Блинова М. П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л., 1974. Блох М. А. Творчество в науке и технике. Пг., 1920.
Богданов Н. Н. «…И меж детей ничтожных мира…» (психопатология и творчество) // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 115–121.
Богоявленская Д. Б. Целеполагание как центральная проблема психологии творчества // Новые исследования в психологии. 1978. № 1. С. 3–7.
Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981.
Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983а.
Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества: Исследование проблем психологии творчества. М., 1983б. С. 182–195.
Богоявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 35–41.
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
Богоявленская Д. Б. Парадоксы современной психологии творчества: Материалы Международного конгресса по креативности и психологии искусства. Пермь. 2005. 1–3 июня. М., 2005. С. 50–52.
Богоявленская Д. Б. Измерение креативности – описание индивидуальности: Психология индивидуальности: Материалы Всероссийской конференции. М., 2006. С. 87–90.
Богоявленская Д. Б. Как можно посмотреть на предмет с разных сторон: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 1. С. 106.
Богоявленская Д. Б. Этапы диагностики творческих способностей детей: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 1. С. 107.
Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.
Богоявленская Д. Б., Тюрин П. Т. Опыт построения методики исследования активности в изобразительной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 156–159.
Богпомочева О. А. Жизненная перспектива у одаренных подростков: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 1. С. 107.
Бодалев А. А. О направлении и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 119–124.
Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.
Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися? М., 2003.
Боно Э. Латеральное мышление. СПб., 1999.
Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. М., 1976.
Борев Ю. Б. Эстетика. М., 1990.
Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994.
Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2003. № 2.
Бородай Ю. М. Воображение и теория познания: критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения. М., 1966.
Бочкарев Л. Л. Исследование структуры музыкальности в современной психологии (обзор литературы) // Психологический журнал. 1986. № 4. С. 138–148.
Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.
Бочкарев Л. Л., Дженков В. А. Диагностика и формирование пригодности к музыкально-исполнительской деятельности: Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны. Клайпеда, 1985.
Брунер Дж. Процесс познания. М., 1977.
Брушлинский А. В. Воображение и познание // Вопросы философии. 1967. № 11. Брушлинский А. В. Воображение и творчество: Научное творчество. М., 1969. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
Букреев И. С. Психологические предпосылки формирования творческой индивидуальности студента-дирижера: Автореф. дис…. канд. наук. М., 1983.
Булка Н. И. Вербальная креативность: адаптация теста П. Торренса: Психология XXI века: Тезисы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб., 2002. С. 8–9.
Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. СПб., 2002.
Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М., 2005.
Буторина О. В. Кросскультурное исследование креативности в управленческом потенциале руководителя: Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб., 2003. С. 276–278.
Буш Г. О. Основы эвристики для изобретателей. Рига, 1977. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.
Валуева Е. А. Характеристики задач в экспериментальных исследованиях творческого мышления: Психология – наука будущего: Материалы Международной конференции молодых ученых. М., 2007. С. 77–80.
Вальден П. И. О техническом творчестве // Производительные силы России. 1916. № 2.
Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности. М., 1998.
Васильев И. А. Теоретическое и экспериментальное изучение интеллектуальных эмоций: Автореф. дис. канд. наук. М., 1976. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 2000. Венгер Л. А.Педагогика способностей. М., 1973. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. М., 1972.
Виданова Ю. И. Психическое выгорание в процессе профессионализации административных работников // Вестник СПбГУ. Серия 6: Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Международные отношения. 2007. Вып. 4. C. 364–369.
Вильчек В. М. Алгоритмы истории. М., 1989.
Виноградов Е. С. О физических факторах интеллекта // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 108–114. Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 63–71. Вишнякова Н. В. Креативная психопедагогика. Минск, 1995.
Водопьянова Н. Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е. С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 1997. Вып. 2 (№ 13). С. 84–90.
Воробьев В. В. Общество невропатологов и психиатров: Отчеты за 1901–1902 гг. М., 1902.
Воронин А. Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) // Психологическое обозрение. 1995. № 1. С. 31–33, 75–87.
Воскобойников В. М. (сост.) Как определить и развить способности ребенка. СПб., 1996.
Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера. В кн.: Якобсон П. М. Психология сценических чувств актера. М., 1936. С. 197–211.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1950.
Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.
Высотская Н. Е. Индивидуальные особенности фиксированной установки в связи с подвижностью нервных процессов: Психофизиологические особенности спортивной деятельности. Л., 1975. С. 116–120.
Высотская Н. Е. Изучение индивидуальных качеств, влияющих на успешность овладения профессией артиста балета: Автореф. дис. канд. наук. Л., 1976.
Высотская Н. Е., Ильин Е. П., Ильина М. Н., Леппик Э. А., Фетискин Н. П. Психофизиологические предпосылки высокой двигательной активности человека: Психофизиология спортивных и трудовых способностей человека. Л., 1974. С. 108–112.
Высотская Н. Е., Сухарева А. М. Психофизиологические особенности учащихся хореографического училища: Психофизиология спортивных и трудовых способностей человека. Л., 1974. С. 159.
Гаврюшкина Н. В. Креативность в связи с личностными свойствами и поведенческая активность: Дипломная работа. СПбГУ, факультет психологии. 2001.
Гаджиев Ч. М. Организация коллективного изобретательства: Исследование проблем коллективного творчества. М., 1983. С. 266–279.
Галин А. Л. (сост.) Психология творчества: Методические рекомендации. Вып. 1. Новосибирск, 1986.
Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды. Новосибирск, 1989.
Галкина Т. В., Алексеева Л. Г. Диагностика и развитие креативности: Развитие и диагностика способностей. М., 1991. С. 170–178.
Гальперин П. Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 80–84.
Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. СПб., 1875.
Гарнец О. Н., Гильбух Ю. З. Исследование гибкости мыслительных действий у школьников. Сообщение 1: Возрастные различия // Новые исследования в психологии. 1979. № 1. С. 31–36.
Гарнец О. Н., Гильбух Ю. З. Исследование гибкости мыслительных действий у школьников. Сообщение 2: Связь гибкости и ригидности мышления с другими личностными свойствами // Новые исследования в психологии. 1979. № 1. С. 36–41.
Гасимова В. А. Креативность, обработка информации и внимание // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2007. С. 6–8.
Гаспарова Е. М. Психологические особенности смены содержания игровой деятельности на рубеже раннего и дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. наук. М., 1985.
Гейвин Х. Когнитивная психология. СПб., 2003.
Гельмгольц Г. Об отношении естествознания к системе наук вообще: Популярные научные статьи Г. Гельмгольца. СПб., 1866.
Геодакян В. А. Эволюционная логика дифференциации полов в филогенезе и онтогенезе: Автореф. дис. д-ра наук. М., 1987.
Герсамия И. Е. К проблеме психологии творчества певца. Тбилиси, 1985.
Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта: Психология мышления. М., 1965. С. 433–457.
Гильбух Ю. З. Сопротивляемость «атмосфере» посылок как отличительная черта творческой личности: Психология технического творчества. М., 1973.
Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.
Гильбух Ю. З. Умственно одаренный ребенок. Киев, 1992.
Гильбух Ю. З., Гарнец О. Н., Коробко С. Л. Феномен умственной одаренности // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 147–154.
Гиндлис Н. Л. Творческий потенциал: предопределенность или становление: Материалы IV съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 1. С. 233.
Гирш В. Гениальность и вырождение. Одесса, 1895.
Глотов О., Глотов А., Иващенко Т., Петров М. Генетическая предрасположенность к физической работоспособности гребцов: Современные проблемы физической культуры и спорта: Материалы Всероссийской научной конференции. СПб., 2003. С. 275–277.
Глотова Г. А. Творчески одаренная личность. Проблемы и методы исследования. Екатеринбург, 1992.
Глухова Р. И., Воробьева А. Л. Исследование некоторых психофизиологических показателей умственной работоспособности у детей: Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1974.
Гнатко Н. М. Проблема креативности и явление подражания. М., 1994.
Голицын Г. А. Информационный подход в психологии творчества: Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. С. 210–231.
Голицын Г. А., Георгиев М. Н., Петров В. М. Показатели межполушарной асимметрии творческого процесса в изобразительном искусстве // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 148–153.