Требования к уровню усвоения дисциплины

БИЗНЕСА И ПРАВА

Пищик В.И.

Учебно-методический комплекс
по дисциплине

«Конфликтология»

Для студентов очной формы обучения

Ростов-на-Дону

Учебно-методический комплекс по дисциплине _______ разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для бакалавров ________

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой _______ и утвержден Учебно-методическим советом _________________(протокол № от ) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольных работ, требования к уровню освоения программы.

Составитель:

Рецензент:

требования к уровню усвоения дисциплины - student2.ru

Электронный вариант УМК расположен по адресу: F:\ \Учебно-методические материалы

содержание

1 Рабочая программа дисциплины...

1.1 Цель и задачи изучения дисциплины.

1.2 Требования к уровню освоения дисциплины.

1.3 Аудиторная работа.

1.3.1 Лекции.

1.3.2 Практические занятия.

1.3.3 Интерактивные занятия………………………………………………………

1.4 Самостоятельная работа.

1.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.5.1 Перечень основной литературы..

1.5.2 Перечень дополнительной литеры………………………………………….

1.5.3 Информационное обеспечение дисциплины..

2 Модульная структура дисциплины…………………………………………

3 лекционные занятия..

3.1 План и содержание лекционных занятий………………………………………………

……………………………

4 Практические занятия..

4.1 План и содержание практических занятий……………………………………………………..

4.2 План и содержание интерактивных практических занятий.

5 Контроль овладения компетенциями………………………………………

5.1 Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями………………………………………………………………………………

5.2 Перечень тем учебных проектов……………………………………………………….

6 методические указания по выполнению практических работ..

6.1 Методические рекомендации по выполнению учебных проектов.

6.2 Перечень рекомендуемой литературы ………………………………………………………….

7 самостоятельнАЯ работА студентов..

7.1 План и содержание самостоятельной работы………………………………………………….

7.2 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы…………..

8 аттестация.

8.1 Примерные вопросы к промежуточному тестированию………………………………

8.2 Практические задания……………………………………………………………………

8.3 Вопросы и задания к итоговой аттестации……………………………………………..

Контактная информация преподавателя..

Рабочая программа дисциплины

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель: формировать у студентов адекватное представление о возможностях практического применения основных положений конфликтологии, психологии личности и социальной психологии в сфере общения и межличностного взаимодействия в конфликтной ситуации.

Задачи курса:

- дать студенту достаточно полное представление о роли и сущности конфликта, о конфликтологии как комплексном научно-исследовательском направлении, о процессе конфликтного взаимодействия в современном обществе, об источнике и субъектах конфликта, о психологическом разрешении различного рода конфликтных ситуаций, о способности их своевременного урегулирования;

- помочь студенту овладеть конкретными знаниями в области конфликтологии, освоить структуру и возможности системного и прикладного обеспечения эффективной работы с людьми;

- помочь получить практические навыки работы в условиях конфликтных ситуаций и их предупреждения и разрешения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление:о роли и сущности конфликта, о конфликтологии как комплексном научно-исследовательском направлении, о процессе конфликтного взаимодействия в современном обществе, об источнике и субъектах конфликта, о психологическом разрешении различного рода конфликтных ситуаций, о способности их своевременного урегулирования.

Знать:структуру и возможности системного и прикладного обеспечения эффективной работы с людьми

Уметь:провести анализ структуры, динамики, причин конфликта, применить адекватный способ урегулирования конфликта.

Овладеть компетенциями:

пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9);

реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Лекции

№ п/п Тема лекции Краткое содержание Кол. часов О/З/С
Введение в конфликтологию. .   История зарождения и развития конфликтологического знания. Объект и предмет конфликтологии. Эволюция конфликтов. Общенаучные принципы исследования конфликтов, методологические принципы конфликтологии. Методы изучения конфликтов.
Конфликт как тип трудной ситуации.   Основные типы трудных ситуаций. Поведение человека в трудной ситуации. Структура конфликтоустойчивости личности. Модели поведения в конфликте. Типы конфликтных личностей (по С.М. Емельянову). Основные стратегии поведения в конфликте. Основные способы разрешения противоречий в конфликтном взаимодействии.
Причины конфликтов.   Классификация причин конфликтов. Объективные факторы возникновения конфликтов. Организационно-управленческие причины конфликтов. Социально-психологические причины конфликтов. Личностные причины конфликтов.  
Классификация конфликтов.   Общая типология конфликтов. Классификация конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия. Классификация конфликтов по С.М. Емельянову.  
Структура конфликта.   Конфликт как система и процесс. Соотношение понятий «конфликт» - «конфликтная ситуация». Структурные элементы конфликта: участники конфликта, информационные модели конфликтной ситуации, предмет конфликта, объект конфликта, микро- и макросреда.      
Функции и динамика конфликта.   Деструктивные и конструктивные функции конфликта. Основные периоды и этапы динамики конфликта. Регрессия сознательной сферы психики в процессе эскалации конфликта. Формирование образа врага в конфликте. Модели развития конфликтного взаимодействия. Динамика частоты конфликтов в зависимости от их длительности и интенсивности.    
Разрешение конфликтов – завершение конфликтов: критерии, формы, факторы.   Формы завершения конфликта: затухание, разрешение, урегулирование, устранение, перерастание в другой конфликт. Условия и факторы разрешения конфликтов. Этапы разрешения конфликта. Основные тактики воздействия на оппонентов в конфликте. Принципы психологического посредничества (по Н.В. Гришиной). Тактики взаимодействия третьей стороны с оппонентами при урегулировании конфликта. Факторы эффективности участия третьей стороны в конфликте. Деятельность психолога по урегулированию конфликта.    
ИТОГО:

Практические занятия

№ п/п Тема занятия Краткое содержание Кол. часов О/З/С
Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия – внутриличностные конфликты.   Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия – внутриличностные конфликты.
  1. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта.
  2. Условия возникновения внутриличностного конфликта.
  3. Типология внутриличностных конфликтов.
  4. Последствия внутриличностных конфликтов.
  5. Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов.
 
Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия – семейные конфликты.  
  1. Причины и психотравмирующие последствия супружеских конфликтов.
  2. Причины и показатели семейных трудностей.
  3. Типология трудных семейных отношений.
 
Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия – конфликты между социальными группами.  
  1. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов.
  2. Трудовые конфликты.
  3. Межэтнические конфликты и их разрешение.
  4. Политические конфликты.
  5. Межгосударственные конфликты
   
Предупреждение конфликтных взаимоотношений.   1.Управление конфликтом. 2.Технологии предупреждения конфликтов. 3.Алгоритм компетентного управления конфликтом. 4. Стресс и предупреждение конфликта.    
Анализ структуры конфликта.   АР: Построение схемы структурных элементов конфликта (анализ конкретной конфликтной ситуации). СР: Построение схемы системно-информационного анализа конфликта (на примере конкретной конфликтной ситуации)    
Анализ динамики конфликта.   А.Р.: Построение схемы движения конфликта во времени. С.Р.: Выбор и описание конкретной конфликтной ситуации (личный опыт, художественная литература)    
Анализ конфликтной ситуации с помощью трансактного анализа Э.Берна АР: выбор и аргументация трансакций (анализ кейсов), определение индекса наличия конфликта. СР: проработка теоретического материала по теме практической работы.    
Изучение эмоциональных состояний (разрушающих переживаний), сопровождающих конфликтное взаимодействие.   АР: Создание модели переживаний личности в конфликтном взаимодействии (по А.Эллису). СР: Проработка теоретического материала, посвященного изучаемой теме    
Изучение шаблонов иррациональных убеждений, сопровождающих конфликтное взаимодействие АР: изучение собственных иррациональных переживаний, мешающих конструктивному взаимодействию в конфликтной ситуации(по А.Эллису). СР: Проработка теоретического материала, посвященного изучаемой теме    
ИТОГО: -

Интерактивные занятия

№ п/п Тема занятия Краткое содержание Кол. часов О/З/С
Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия – внутриличностные конфликты.   Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия – внутриличностные конфликты.
  1. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта.
  2. Условия возникновения внутриличностного конфликта.
  3. Типология внутриличностных конфликтов.
  4. Последствия внутриличностных конфликтов.
  5. Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов.
 
Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия – семейные конфликты.  
  1. Причины и психотравмирующие последствия супружеских конфликтов.
  2. Причины и показатели семейных трудностей.
  3. Типология трудных семейных отношений.
 
Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия – конфликты между социальными группами.  
  1. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов.
  2. Трудовые конфликты.
  3. Межэтнические конфликты и их разрешение.
  4. Политические конфликты.
  5. Межгосударственные конфликты
   
Предупреждение конфликтных взаимоотношений.   1.Управление конфликтом. 2.Технологии предупреждения конфликтов. 3.Алгоритм компетентного управления конфликтом. 4. Стресс и предупреждение конфликта.    
Анализ структуры конфликта.   АР: Построение схемы структурных элементов конфликта (анализ конкретной конфликтной ситуации). СР: Построение схемы системно-информационного анализа конфликта (на примере конкретной конфликтной ситуации)    
Анализ динамики конфликта.   А.Р.: Построение схемы движения конфликта во времени. С.Р.: Выбор и описание конкретной конфликтной ситуации (личный опыт, художественная литература)    
Анализ конфликтной ситуации с помощью трансактного анализа Э.Берна АР: выбор и аргументация трансакций (анализ кейсов), определение индекса наличия конфликта. СР: проработка теоретического материала по теме практической работы.    
Изучение эмоциональных состояний (разрушающих переживаний), сопровождающих конфликтное взаимодействие.   АР: Создание модели переживаний личности в конфликтном взаимодействии (по А.Эллису). СР: Проработка теоретического материала, посвященного изучаемой теме    
Изучение шаблонов иррациональных убеждений, сопровождающих конфликтное взаимодействие АР: изучение собственных иррациональных переживаний, мешающих конструктивному взаимодействию в конфликтной ситуации(по А.Эллису). СР: Проработка теоретического материала, посвященного изучаемой теме    
ИТОГО: -

Наши рекомендации