Требования к уровню усвоения дисциплины
БИЗНЕСА И ПРАВА
Пищик В.И.
Учебно-методический комплекс
по дисциплине
«Конфликтология»
Для студентов очной формы обучения
Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс по дисциплине _______ разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для бакалавров ________
Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой _______ и утвержден Учебно-методическим советом _________________(протокол № от ) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольных работ, требования к уровню освоения программы.
Составитель:
Рецензент:
Электронный вариант УМК расположен по адресу: F:\ \Учебно-методические материалы
содержание
1 Рабочая программа дисциплины...
1.1 Цель и задачи изучения дисциплины.
1.2 Требования к уровню освоения дисциплины.
1.3 Аудиторная работа.
1.3.1 Лекции.
1.3.2 Практические занятия.
1.3.3 Интерактивные занятия………………………………………………………
1.4 Самостоятельная работа.
1.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1.5.1 Перечень основной литературы..
1.5.2 Перечень дополнительной литеры………………………………………….
1.5.3 Информационное обеспечение дисциплины..
2 Модульная структура дисциплины…………………………………………
3 лекционные занятия..
3.1 План и содержание лекционных занятий………………………………………………
……………………………
4 Практические занятия..
4.1 План и содержание практических занятий……………………………………………………..
4.2 План и содержание интерактивных практических занятий.
5 Контроль овладения компетенциями………………………………………
5.1 Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями………………………………………………………………………………
5.2 Перечень тем учебных проектов……………………………………………………….
6 методические указания по выполнению практических работ..
6.1 Методические рекомендации по выполнению учебных проектов.
6.2 Перечень рекомендуемой литературы ………………………………………………………….
7 самостоятельнАЯ работА студентов..
7.1 План и содержание самостоятельной работы………………………………………………….
7.2 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы…………..
8 аттестация.
8.1 Примерные вопросы к промежуточному тестированию………………………………
8.2 Практические задания……………………………………………………………………
8.3 Вопросы и задания к итоговой аттестации……………………………………………..
Контактная информация преподавателя..
Рабочая программа дисциплины
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель: формировать у студентов адекватное представление о возможностях практического применения основных положений конфликтологии, психологии личности и социальной психологии в сфере общения и межличностного взаимодействия в конфликтной ситуации.
Задачи курса:
- дать студенту достаточно полное представление о роли и сущности конфликта, о конфликтологии как комплексном научно-исследовательском направлении, о процессе конфликтного взаимодействия в современном обществе, об источнике и субъектах конфликта, о психологическом разрешении различного рода конфликтных ситуаций, о способности их своевременного урегулирования;
- помочь студенту овладеть конкретными знаниями в области конфликтологии, освоить структуру и возможности системного и прикладного обеспечения эффективной работы с людьми;
- помочь получить практические навыки работы в условиях конфликтных ситуаций и их предупреждения и разрешения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения дисциплины студенты должны:
Иметь представление:о роли и сущности конфликта, о конфликтологии как комплексном научно-исследовательском направлении, о процессе конфликтного взаимодействия в современном обществе, об источнике и субъектах конфликта, о психологическом разрешении различного рода конфликтных ситуаций, о способности их своевременного урегулирования.
Знать:структуру и возможности системного и прикладного обеспечения эффективной работы с людьми
Уметь:провести анализ структуры, динамики, причин конфликта, применить адекватный способ урегулирования конфликта.
Овладеть компетенциями:
пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);
проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9);
реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);
осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);
самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);
просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).
реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).
АУДИТОРНАЯ РАБОТА
Лекции
№ п/п | Тема лекции | Краткое содержание | Кол. часов О/З/С | ||
Введение в конфликтологию. . | История зарождения и развития конфликтологического знания. Объект и предмет конфликтологии. Эволюция конфликтов. Общенаучные принципы исследования конфликтов, методологические принципы конфликтологии. Методы изучения конфликтов. | ||||
Конфликт как тип трудной ситуации. | Основные типы трудных ситуаций. Поведение человека в трудной ситуации. Структура конфликтоустойчивости личности. Модели поведения в конфликте. Типы конфликтных личностей (по С.М. Емельянову). Основные стратегии поведения в конфликте. Основные способы разрешения противоречий в конфликтном взаимодействии. | ||||
Причины конфликтов. | Классификация причин конфликтов. Объективные факторы возникновения конфликтов. Организационно-управленческие причины конфликтов. Социально-психологические причины конфликтов. Личностные причины конфликтов. | ||||
Классификация конфликтов. | Общая типология конфликтов. Классификация конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия. Классификация конфликтов по С.М. Емельянову. | ||||
Структура конфликта. | Конфликт как система и процесс. Соотношение понятий «конфликт» - «конфликтная ситуация». Структурные элементы конфликта: участники конфликта, информационные модели конфликтной ситуации, предмет конфликта, объект конфликта, микро- и макросреда. | ||||
Функции и динамика конфликта. | Деструктивные и конструктивные функции конфликта. Основные периоды и этапы динамики конфликта. Регрессия сознательной сферы психики в процессе эскалации конфликта. Формирование образа врага в конфликте. Модели развития конфликтного взаимодействия. Динамика частоты конфликтов в зависимости от их длительности и интенсивности. | ||||
Разрешение конфликтов – завершение конфликтов: критерии, формы, факторы. | Формы завершения конфликта: затухание, разрешение, урегулирование, устранение, перерастание в другой конфликт. Условия и факторы разрешения конфликтов. Этапы разрешения конфликта. Основные тактики воздействия на оппонентов в конфликте. Принципы психологического посредничества (по Н.В. Гришиной). Тактики взаимодействия третьей стороны с оппонентами при урегулировании конфликта. Факторы эффективности участия третьей стороны в конфликте. Деятельность психолога по урегулированию конфликта. | ||||
ИТОГО: |
Практические занятия
№ п/п | Тема занятия | Краткое содержание | Кол. часов О/З/С | ||
Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия – внутриличностные конфликты. | Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия – внутриличностные конфликты.
| ||||
Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия – семейные конфликты. |
| ||||
Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия – конфликты между социальными группами. |
| ||||
Предупреждение конфликтных взаимоотношений. | 1.Управление конфликтом. 2.Технологии предупреждения конфликтов. 3.Алгоритм компетентного управления конфликтом. 4. Стресс и предупреждение конфликта. | ||||
Анализ структуры конфликта. | АР: Построение схемы структурных элементов конфликта (анализ конкретной конфликтной ситуации). СР: Построение схемы системно-информационного анализа конфликта (на примере конкретной конфликтной ситуации) | ||||
Анализ динамики конфликта. | А.Р.: Построение схемы движения конфликта во времени. С.Р.: Выбор и описание конкретной конфликтной ситуации (личный опыт, художественная литература) | ||||
Анализ конфликтной ситуации с помощью трансактного анализа Э.Берна | АР: выбор и аргументация трансакций (анализ кейсов), определение индекса наличия конфликта. СР: проработка теоретического материала по теме практической работы. | ||||
Изучение эмоциональных состояний (разрушающих переживаний), сопровождающих конфликтное взаимодействие. | АР: Создание модели переживаний личности в конфликтном взаимодействии (по А.Эллису). СР: Проработка теоретического материала, посвященного изучаемой теме | ||||
Изучение шаблонов иррациональных убеждений, сопровождающих конфликтное взаимодействие | АР: изучение собственных иррациональных переживаний, мешающих конструктивному взаимодействию в конфликтной ситуации(по А.Эллису). СР: Проработка теоретического материала, посвященного изучаемой теме | ||||
ИТОГО: | - |
Интерактивные занятия
№ п/п | Тема занятия | Краткое содержание | Кол. часов О/З/С | ||
Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия – внутриличностные конфликты. | Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия – внутриличностные конфликты.
| ||||
Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия – семейные конфликты. |
| ||||
Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия – конфликты между социальными группами. |
| ||||
Предупреждение конфликтных взаимоотношений. | 1.Управление конфликтом. 2.Технологии предупреждения конфликтов. 3.Алгоритм компетентного управления конфликтом. 4. Стресс и предупреждение конфликта. | ||||
Анализ структуры конфликта. | АР: Построение схемы структурных элементов конфликта (анализ конкретной конфликтной ситуации). СР: Построение схемы системно-информационного анализа конфликта (на примере конкретной конфликтной ситуации) | ||||
Анализ динамики конфликта. | А.Р.: Построение схемы движения конфликта во времени. С.Р.: Выбор и описание конкретной конфликтной ситуации (личный опыт, художественная литература) | ||||
Анализ конфликтной ситуации с помощью трансактного анализа Э.Берна | АР: выбор и аргументация трансакций (анализ кейсов), определение индекса наличия конфликта. СР: проработка теоретического материала по теме практической работы. | ||||
Изучение эмоциональных состояний (разрушающих переживаний), сопровождающих конфликтное взаимодействие. | АР: Создание модели переживаний личности в конфликтном взаимодействии (по А.Эллису). СР: Проработка теоретического материала, посвященного изучаемой теме | ||||
Изучение шаблонов иррациональных убеждений, сопровождающих конфликтное взаимодействие | АР: изучение собственных иррациональных переживаний, мешающих конструктивному взаимодействию в конфликтной ситуации(по А.Эллису). СР: Проработка теоретического материала, посвященного изучаемой теме | ||||
ИТОГО: | - |