Деятельность а.а. гайворовского в психотехнической лаборатории

Профессор В.М. Ковалгин, занимавшийся вопросами истории психологии, отмечал, что работа А.А. Гайворовского «Развитие круга общежизненного и обшекультурного опыта современного ребенка», излагающая результаты социальных представлений белорусских школьников того времени, интересна, в том числе, и в историческом плане, особенно для сравнения исследований психологии детей конца 20-х годов и нашего времени.

А.В. Петровский в своих исследованиях подчеркивал, что среди психотехнических работ значительное число было посвящено вопросам профессиографии, отбора представителей различных профессиональных групп, изучению утомления и упражняемости [43]. Психологические исследования проводились в Центральном институте труда (ЦИТ) (Г.Х. Кскчссв, А.А. Толчинский, Б.Н. Северный, Н.Д. Левитов и др.), в Украинском институте труда (Ф. Дунаевский), в Казанском институте труда (М. Юровский) и Минском институте труда (А. Гайворовский).

В Государственном архиве Беларуси хранятся анкета и автобиография Александра Александровича Гайворонского. Родился в октябре 1899 г. в Самаре. В 1921 г. закончил психологическое отделение социально-исторического факультета Самарского государственного университета (СГУ). Прежняя учебная и научная деятельность: ассистент кафедры психологии и педологии СГУ; ассистент кафедры психопатологии медфака СГУ; ассистент психотехнической лаборатории.

Научные труды (статьи в различных журналах): «Психолого-педагогические предпосылки обучения взрослых»; «Методы профотбора»; «Единый лекционный план»; «Этика Ф.М. Достоевского»; «Психология взрослого малокультурного человека».

Другой документ содержит представление профессора СМ. Василейского об утверждении на должность ассистента при кафедре педологии педагогического факультета БГУ А.А. Гайворовского.

В отзыве, в частности, указывается, что А.А. Гайворовский «по своей даровитости и усердию в занятиях по указанным дисциплинам, на семинарах был одним из самых активных участников. Его доклады были всегда содержательны и оригинальны. Зачеты по психолого-педагогическим дисциплинам у него проходили всегда весьма успешно. По моему предложению он был оставлен ассистентом на кафедре психологии и педологии. Постоянно помогал мне при проведении экспериментов, проштудировал целый ряд фундаментальных трудов. Гайворовский может успешно работать в БГУ в качестве ассистента по педологии и психотехнике под моим руководством»1.

А.А. Гайворовский внес немалый вклад в развитие психологической науки в Беларуси. Особое значение имела опубликованная под редакцией и с предисловием К.Н. Корнилова книга А.А. Гайворовского «Основы психотехники политпросвет работы (библиотека, клуб, школа взрослых)», которая была издана секцией научных работников БССР в 1928 г. В книге раскрыты основные вопросы политпросвет работы, ее научной организации, даются конкретные практические рекомендации работникам просвещения, касающиеся психологических основ научной организации умственного труда.

Профессор К.Н. Корнилов в предисловии к данной работе писал: «Автора этой книги нужно поблагодарить... за то, что он отозвался в столь нужный момент на запросы времени своим... обширным и... серьезно обоснованным трудом». Книга А.А. Гайворовского была весомым вкладом в психологическую науку именно тогда, когда ощущалась острая потребность в исследовании прикладных проблем психологии, связанных с политическим и культурным просвещением масс, а также с потребностью в научной организации труда людей, занимающихся этим делом.
Большинство работ А.А. Гайворовского посвящено вопросам психологии профориентации и профотбора, а также методам исследования этой проблемы. Так, в 1929 г. им вместе с С.М. Василейским и С.М. Вержболовичем было опубликовано фундаментальное исследование «Из теории и практики профориентации и профконсультации». В книге раскрываются психологические основании профориентации, профконсулкльтации и профотбора, дастся анализ теории тестирования и приемов их практического применения, детально характеризуется методика и техника выявления пригодности человека к профессии. Однако круг научных интересов А.А. Гайворовского не ограничивался лишь вопросами профориентации. Например, вместе с другими исследователями он изучал психологию детей.

А.А. Гайвороиский участвовал в работе Белорусской ассоциации научной организации труда при ЦКК РКИ (Центральная контрольная комиссия рабоче-крестьянской инспекции), являясь, вместе с СМ. Василейским и СМ. Вержболовичем, наиболее активным и в этой ассоциации. В конце 1928 г., после ухода СМ. Василейского, штат сотрудников лаборатории изменился. Лаборатория с этого года работала в следующем составе: ведущий лабораторией А.А. Гайворовский, ассистент С.М. Вержболович, научный сотрудник В.Г. Иносова. Кроме них в работе лаборатории принимала деятельное, участие группа педагогов и студентов.

В 1928 г. в Минске вышла книга Гайворовского «Психотехника и библиотечное дело». В ней он рассматривает вопросы психологии читателя и методы изучения его личности. Гайворовский поднимал такие проблемы, как исследование круга литературного опыта читателей, изучение их индивидуальности и влияние этой индивидуальности на запросы и интересы людей: что читают и мнение о прочитанном, какая связь между умственной одаренностью и читаемостью. При проведении и следований решались вопросы: какой переработке подвергается содержание прочитанной книги в психике читателя; что остается и его памяти после Прочтенных книг. Также уделялось внимание изучению особенностей типов книг. Книга, как отмечает Гайворовский,— это индивидуальность, она имеет свой облик, характер, темперамент, умственную одаренность, которая связана с одаренностью и талантом самого автора. Книга — это индивидуальность, ждущая своего психо-технического анализа. Особое место занимает в исследовании изучение психологии библиотечных работников, их интересов.

Анализируя психотехнику умственного труда, Гайворовский в своей книге формулирует его общеорганизационные и общетехнические правила. Все они уложены в общенотовскуто формулу: цель, план, расчет. К ним относятся:

1. Выдвижение цели деятельности.

2. Выдвижение плана. Он должен быть эластичным и гибким, так как необходимо учитывать изменчивость жизни.

3. Расчет своих сил и возможностей.

4. Рационализация техники выполнения задач, организация рабочего места.

5. Техника выписок и конспектирования.

А.А. Гайворовским также были сформулированы правила организации умственного труда (гигиена умственной работы, температура воздуха, освещение, гигиена расписания, личная гигиена), общепсихологические правила и положения организации умственного труда, индивидуально-психологические правила их организации. Таким образом, за время существования лаборатории А.А. Гайворовским и другими сотрудниками была проделана большая научно-исследовательская работа.

Наши рекомендации