Технологические приемы формирования экспериментально-психологических данных 79
К. Р. ЧЕРВИНСКАЯ
Компьютерная психодиагностика
/\.
Ксения Ральфовна Червинская кандидат технических наук, старший научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психодиагностики Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, доцент кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета.
•Традиционная психометрическая парадигма конструирования тестов и шкал. •Психосемантическая парадигма конструирования психодиагностических методик. •Конструирование компьютерных психодиагностических методик на основе технологии инженерии знаний.
• Компьютер как организатор стимульного материала. •Компьютерное обучение в медицинской психодиагностике.
Санкт-Петербургский Государственный Университет , Факультет психологии Санкт-Петербургский Психоневрологи^еакий,адститут им. В. М. Бехтерева ЛабЬрато'рия'ЮшничеекоЯ.пеихологии
К.Р.Червинская
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
Учебное пособие
РЕЧЬ
Санкт-ПехевбУШ-
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие научного редактора.................................................................... 7
Предисловие............................................................................................................. 9
Глава1
ТРАДИЦИОННАЯ ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА
КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВ И ШКАЛ .............................................. 15
1.1. Классическая эмпирико-статистическая теория теста.................. 15
ЫЛ1Измерениявпсиходиагностике..................................................... 16
1.1.2. Типы шкал в психодиагностике.................................................. 17
1.1.3. Психометрические свойства теста............................................. 20
1.2. Технология анализа данных психодиагностике............................. 32
Структураисвойстваэкспериментально-психологических
данных..................................................................................................33
1.2.2. Методы анализа данных в психодиагностике...................... 35
1.3. Конструирование тестов и шкал............................................................. 47
1.3.1. Этапы конструирования тестов и шкаа.................................. 47
1.3.2. Компьютерные психометрические системы.......................... 58
Пример конструирования шкалы «Уровень невротизации» (УН)... 60
1.4.1. Формирование информационной базы исследовааия......... 60
1.4.2. Построение диагностической модеел 62
Стандартизация и испытание
диагностической модели....................................................................... 69
Глава2
ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА КОНСТРУИРОВАНИЯ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК.............................................. 72
2.1. Экспериментальная психосемантика................................................. 73
Технологические приемы формирования экспериментально-психологических данных 79
2.2.1. Субъективное шкалирование....................................................... 79
Компьютерная психодиагностика
2.2.2. Ранжирование.............................................................. 84
2.2.3. Сортировка.................................................................. 87
2.2.4. Ассоциативный эксперимент...................................... 88
2.2.5. Семантический дифференциаа................................... 89
2.2.6. Техника репертуарных решеток....................................... 97
2.3. Пример исследования испытуемого с помощью компьютерной
методики «Репертуарный тест»............................................... 107
2.3.11 Компьютерный протокол рееультатов исследования....... 109
2.3.2. Обсуждение результатов исследования........................... 112
Глава3
КОНСТРУИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК НА ОСНОВЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИНЖЕНЕРИИ ЗНАНИЙ...................................... 116
3.1. Компьютерный психодиагностический
инструментарий................................................................. 116
3.1.1. История развития...................................................... 118
3.1.2. Психомееричеекие характеристики......................... 121
3.1.3. Особенности исследоввния испытуемых......................... 123
3.1.4.Роль медицинской психодиагностики при конструировании компьютерных психодиагностических заключений на основе технологии инженерии знаний ... 131
3.2. Технология инженерии знаний.......................................... 135
3.2.1. Основные понятия и определения........................... 135
3.2.2. Извлечение знании.................................................... 148
3.2.3. Концептуальный анализ знанни............................... 167
3.2.4. Методы концептуального анализа знаний............... 192
3.3. Стратегии построения компьютерных интерпретаций результатов тестирования 206
3.4. Компьютерная методика MМР1........................................ 216
3.4.1. Миннесотский многошкальный личностный опросник (MМР1) 217
3.4.2. Проблема автоматизации интерпретации данных MMР1 222
3.4.3. Извлечение знании.................................................... 225
3.4.4. Области применения компьютерной
методики ММРP........................................................... 242
3.5. Компьютерная методика Т. Лири...................................... 243
3.5.1. Проблема автоматизации интерпретации данных опросника Т. Лири 248
3.5.2. Извлечение знании.................................................... 250
3.5.3. Концептуальный анализ знании............................... 252
______________________________Оглавление______________________________
Глава4
КОМПЬЮТЕР КАК ОРГАНИЗАТОР СТИМУЛЬНОГО
МАТЕРИАЛА.............................................................................. 258
4 1. Компьютерная специфика тестовых заданий.................. 258
4 2. Дистанционное тестирование.......................................... 260
4 3. Адаптивное тестирование................................................ 263
4.4. Игровое тестирование...................................................... 266
Глава 5
КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ В МЕДИЦИНСКОЙ
ПСИХОДИАГНОСТИКЕ............................................................. 269
5.1. Современные идеи компьютерного обучения.................. 269
5.2. Обучение интерпретации тестовых данных..................... 280
Приложение1
ПРИМЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПЫТУЕМЫХ С ПОМОЩЬЮ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК.... 288
Методики исследования актуального психического состояния
и факторов риска психической дезадаптации........................ 288
11 Шкала уровня невротической астении (УНА)............ 288
2. Шкала реактивной и личностной тревожности (СЛТ). 289
3. Интегративный тест тревожности (ИТТ)...................... 291
4. Опросник депрессивных состояний (ОДС)................... 292
5. Самооценка депрессивных состояний (СДС)............... 292
6. Опросник невротических расстройств (ОНР)............... 294
7. Опросник невротических расстройств - симптоматический (ОНР-СИ) 295
8. Уровень невротизации и психопатизации (УНП)......... 298
9. Уровень невротизации (УН).......................................... 299
Методики исследования индивидуально-психологических
особенностейличности...................................................... 300
11 Томский опросник психической ригидности (ТОРР............... 300
2. Уровень субъективного контроля (УСК)..................... 301
Методики исследования структуры личности................................. 304
11 Тип поведенческой активности (ТПА)................................. 304
2. Опросник невротических черт личности (НЧЛ).......... 305
3.Патохарактерологический диагностический опросникдля
подростков (ПДО).......................................................... 307
4. Миннесотский многошкальный личностный опросник
(ММР1-566)и(MMР1-383).............................................. 308
____________________Компьютерная психодиагностика____________________
5. Экзаменационная-обучающая система по интерпретации
данныхММР1 (ЭКЗАМЕНАТОР -ММР1)................................... 313