Задание 7.1 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Цель этого задания заключается в том, чтобы сравнить способы, которые используются при индивидуальном и групповом принятии решений. Вы будете принимать индивидуальные решения; вы будете также членом группы, в которую войдут несколько человек. Преподаватель разделит студентов на небольшие группы.

Решения касаются трех разных личных проблем, которые описаны на следующих страницах. Главный персонаж в каждой ситуации стоит перед выбором одного из двух возможных способов действия. Один из вариантов предпочтительнее, но он всегда связан с большим риском.

1. Прочитайте описание каждой ситуации и определите минимальную вероятность успеха, которую вы считаете приемлемой для того, чтобы главный персонаж воспользовался более желательным вариан-том. Например, если вы считаете, что вариант следует использовать только в том случае, когда он совершенно точно приведет к успеху, то выберите ответ «10 шансов из 10, что этот вариант приведет к успеху». А если вы считаете, что вариант следует попробовать при равных шансах, то выберите ответ «5 шансов из 10». Прочитайте описание каждой ситуации и примите решение.

СИТУАЦИЯ 1 Опытный шахматист С. участвует в национальном шахматном турнире. В одной из первых партий его

соперником оказывается фаворит турнира. С. получил довольно низкий рейтинг по результатам своих выступлений в предыдущих турнирах. Во время игры с фаворитом С. замечает, что можно провести рискованную обманную комбинацию, которая может принести ему быструю победу. В то же время, если эта комбинация не удастся, С. останется в незащищенной позиции, за которой почти неминуемо последует поражение.

Представьте себе, что вы даете советы С. Ниже приводятся вероятности или шансы в пользу того, что обманный маневр С. завершится успешно. Отметьте, пожалуйста, минимальную вероятность успеха, которую вы считаете приемлемой для того, чтобы попытаться провести указанную рискованную комбинацию.

0 шансов из 10, что игра будет успешной (то есть С Обязательно проиграет). -1 шанс из 10.

-2 шанса из 10. -3 шанса из 10. -4 шанса из 10. -5 шансов из 10. -6 шансов из 10. -7 шансов из 10. -8 шансов из 10. -9 шансов из 10.

-10 шансов из 10, что игра будет успешной (то есть С Обязательно выиграет). СИТУАЦИЯ 2

Г. сейчас заканчивает колледж и очень хочет заниматься химией в аспирантуре, чтобы получить степень доктора философии. Она принята в аспирантуру университетом X и университетом V. Университет X имеет во всем мире отличную репутацию в области химии. В то время как степень, полученная в университете X,

означала бы прекрасную подготовку в этой области, требования в этом университете столь высоки, что только часть претендентов на степень получает ее на самом деле. С другой стороны, престиж университета У в области химии значительно ниже, но почти все .поступившие в аспирантуру получают степень докторафилософии, поэтому эта степень ценится гораздо ниже, чем такая же степень, полученная в университете X. Представьте себе, что вам надо дать совет Г. Ниже приводятся веро-ятно'сти или шансы в пользу того, что Г. будет удостоена более престижной степени доктора в университете X. Отметьте, пожалуйста, мини-мальную вероятность, которую вы считаете приемлемой для того, чтобы Г. стоило поступить в аспирантуру университета X, а не университета У.

-0 шансов из 10, что Г. получит степень в университете X. -1 шанс из 10.

-2 шанса из 10. -3 шанса из 10. -4 шанса из 10. -5 шансов из 10. -6 шансов из 10. -7 шансов из 10. -8 шансов из 10. -9 шансов из 10. -10 шансов из 10. СИТУАЦИЯ 3

И. — капитан футбольной команды колледжа X. Колледж X играет против своего традиционного соперника, колледжа У, в последней игре сезона. Идут последние секунды игры, и команда И., то есть колледж X, от-стает на три очка. У команды колледжа достается время, чтобы разыграть только одну комбинацию. Капитан И. должен решить, что лучше — свести игру к ничьей, разыграв почти

абсолютно надежную комбинацию, или попробовать более сложную и рискованную комбинацию, которая принесет победу в случае успеха, но в случае неудачи закончится поражением.

Представьте себе, что вы должны дать совет И. Ниже приводятся вероятности или шансы в пользу того, что рискованная комбинация будет успешной. Отметьте, пожалуйста, минимальную вероятность, которую вы считаете приемлемой для того, чтобы использовать эту комбинацию.

-0 шансов из 10, что рискованная комбинация будет успешной. -1 шанс из 10.

-2 шанса из 10. -3 шанса из 10. -4 шанса из 10. -5 шансов из 10. -6 шансов из 10. -7 шансов из 10. -8 шансов из 10. -9 шансов из 10. -10 шансов из 10.

2. После коллективного обсуждения проблем и принятия групповых решений внесите эти решения в таблицу по образцу табл. 7.1. Затем внесите в нее свои индивидуальные решения.

Таблица 7.1

Ситуация Групповое Индивидуальное Наиболее рискованное
  решение решение решение
       
     
       
     
       
     

Задание 7.1 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ - student2.ru

3. В третьем столбце таблицы для каждой из ситуаций укажите, чье решение было более рискованным (то есть имело более низкую вероятность успешного исхода): групповое, индивидуальное или они не

отличались друг от друга. Есть ли в этих результатах какая-нибудь закономерность? Например, есть ли в таблице строка или столбец решений, которые более рискованны по сравнению с другими? Сравните свои результаты с результатами других студентов группы. Можно ли на основе общих результатов сделать вывод о наличии различий в рискованности индивидуальных и групповых решений? 4. Если между групповыми и индивидуальными решениями существуют очевидные различия, как вы можете их объяснить? Что произошло во время группового обсуждения, что могло заставить вас поддержать решение, отличавшееся от вашего самостоятельного решения?

Наши рекомендации