Развивают в нас те самые силы

С помощью которых мы побеждаем их.

Вы взяли в руки эту книгу

С целью научиться побеждать.

Конкуренция, ее давление на вас, в любом случае, явление временное, а потому не следует уделять ей слишком много вашего внимания. Через некоторое время многие из ваших сегодняшних конкурентов сойдут с дистанции, придут другие. Это происходит потому, что:

1) Большинство танцоров, начавших заниматься в 5 – 9 лет, по достижении 17 – 19 лет, как правило, находят другие интересы и ценности в жизни: профессия, учеба, личная жизнь, развлечения;

2) С возрастом многим становится все труднее работать над собой, появляется лень и консерватизм;

3) Некоторые начинают видеть в танце другой смысл, чем видели раньше, кто-то увлекается еще больше, а кто-то, наоборот, разочаровывается;

4) У многих возникают серьезные проблемы с подбором пары, поскольку в паре необходима равная доля целеустремленности у обоих партнеров. Начинается трудный поиск, наполненный многочисленными пробами и ошибками. Все это отнимает и силы, и время;

5) Многие теряют надежду чего-либо достичь, поскольку, взрослея, начинают более реалистично оценивать свои возможности.

Все это может и с вами произойти, будьте внимательны к себе. И если вы твердо решили добиться результата, все это не должно оказывать влияния на вас.

В связи с этим, не имеет смысла испытывать каких-либо отрицательных эмоций по отношению к конкурентам, нет смысла их бояться. Ведь вы не знаете, каково им, может быть, у них все гораздо хуже, чем у вас и вы узнаете об этом позже. Будьте терпимы к ним и сострадательны. Если вы достаточно уверены в себе, в своих целях, в силе своих убеждений, ценностей и воли, посочувствуйте тем, кому все это еще придется воспитывать в себе.

Очень многие танцуют на энтузиазме своих родителей. Стоит лишь родителям потерять интерес или контроль над своим ребенком, и одни танцоры теряют интерес к танцам, другие волю к тренировкам, третьи уверенность в цели.

На самом деле, мало танцоров, зрело принявших решение танцевать. Вот они-то и есть ваши настоящие соперники. Но встретитесь вы с ними во взрослом танцевании, дай Бог, в ¼ Чемпионата России. И даже среди них найдутся те, кто в скором будущем тоже перестанет танцевать.

Поэтому не следует ориентироваться на то, с кем вы сейчас соревнуетесь, боретесь за результат, кого вам нужно обойти на следующем турнире. Кто стоит на вашем пути – вопрос очень и очень относительный.

Боретесь вы, прежде всего, со слабостью собственного тела и духа, за развитие и совершенство, чтобы обойти самого себя.

В танцевальном спорте нет критериев времени, скорости, веса, выносливости, выражаемых в цифрах, как в других видах спорта. Есть только техника танца, которую всем нам, хоть и по-разному преподают, но одну и ту же. На вашем результате скажутся лишь только качество работы вашего тренера, ваша личная ответственность и работоспособность, и ваши индивидуальные физические данные, делающее ваше исполнение неповторимым.

Нельзя сравнить в танце двух разных по физическому строению людей так же, как, например, в плавании. Можно лишь увидеть разницу в чистоте, точности, одухотворенности танца, в целостности, гармонии пары и линий, в естественности и осмысленности. А это все – ваша личная работа над собой, никак не зависящая от того, как танцуют ваши соперники.

Делайте все как можно лучше, и вы получите то, что заработали на данный момент времени.

Если вы сделали что-то однажды,

То во второй раз вам это будет сделать легче,

А в десятый – совсем легко.

Тренер

Содержание

Препрасьон (от автора)

Личное кредо тренера

Как устроен клуб

Методики преподавания – особенности работы с разными возрастами и категориями танцоров

· Соушл-Дэнс

· Спортсмены

· Дети

Техника латиноамериканского танца в единичных действиях

· Описание единичных действий

· Открытая и закрытая позиции

· Устойчивость и красивые линии ног.

· Сильный и гибкий корпус

· Соединение единичных действий

· Элегантные ноги. Сильная и красивая стопа.

· Элегантные и свободные руки.

· Классическая основа - выворотность ног и растяжка.

· Чистота и скорость на поворотах и вращениях.

· Гармония и удобство в паре. Взаимодействие и ведение.

Ведение группы – виды групп, особенности построения работы с группой

· Планирование

· Имидж тренера

· Знакомство

· Содержательная часть

· Стиль работы тренера

Ведение индивидуального занятия

Восприятие танцора

Построение карьерной стратегии для танцоров

Предстартовые волнения

Отношения с родителями танцоров

Когда пары уходят или приходят…

Судейство

Режиссерская кухня

· Что такое «роль»

· Определение сверхзадачи

· Средства актерской выразительности в танце

· Анализ музыки

· Построение либретто и хореографии на основе либретто.

На приеме у психолога – примеры консультирования.

О моей психологической практике и терапевтическом кредо.

В помощь тренеру

· Программа психологических тренингов для тренеров

· Инструкция для танцоров: что делать на тренировке

Препрасьон

То, что я пишу на этой странице – безусловно, от меня, от автора. А вот дальше, на протяжении всех остальных страниц до самой обложки – точно не от меня J.

Дело в том, что все это не придумано вчера, и придумано не вчера, и не мной, и ни каким-либо определенным человеком. Все это собрано тысячами людей в различных областях человеческого знания и классифицировано в разных науках. А затем десятком других людей из этих самых наук изъято самое ценное и добавлено в смесь из разных областей человеческой деятельности и по-новому организовано.

Я лишь интерпретирую все эти знания, пропущенные через мой мозг, опыт, жизнь, добавляя свои наблюдения, метафоры, остроты, иллюстрируя, таким образом, текст. И чужие афоризмы. Поскольку некоторые люди говорят так, что после их слов ничто уже не кажется более точным, емким, передающим самую суть.

Пробуйте на вкус и наблюдайте: подходит ли это вам. Берите из этого все, что вам подходит, и без сожаления отвергайте чуждое.

Эта книга является развитием и продолжением первых двух частей книги «Что нужно знать, чтобы стать первым».

Здесь я рассматриваю основные вопросы, волнующие начинающих и опытных тренеров, собранные мною из психологической практики работы с тренерами.

Поскольку жизнь моя еще не кончилась, а опыт все растет и растет, я снова пишу о режиссуре танца – новые материалы, развитие старых тем.

Из второй части, возможно, у читателя сложилось впечатление, что в актерском мастерстве достаточно влиять и гипнотизировать, для того, чтобы стать первым. Но это лишь один из нескольких самых необходимых аспектов любого высшего мастерства в любом виде деятельности, основа харизматических качеств личности. Для начала пути очень важно умение обратить на себя внимание. Однако это не то, что приведет наверх. Наверх приводит трудолюбие и техника, аналитический подход и методика, системность и взаимосвязанность мышления и действий. Об этом и пойдет речь.

Вторая часть моей книги разделена на «психологию танцевального спорта» и «психологию вообще», я имею ввиду ту часть, которая называется «Общая концепция достижения цели». Сама по себе она является отдельной книгой, а включенная в эту серию, она обработана специально для танцоров.

В этой же, новой, книге я продолжаю знакомить моих читателей с «психологией вообще» и включаю сюда мою новую книгу «Сценарий вашей жизни». По содержанию этот текст является переложением на простой человеческий язык основ гештальт-терапии – одного из самый ведущих современных методов психологической помощи.

Надеюсь, что это дополнение поможет более полно осмыслять не только жизненный, но и профессиональный собственный опыт моим читателям.

Из предыдущей моей книги вы узнали о том, каков имидж, амплуа и стратегия «человека-успеха». Это всего лишь образец, может быть, картинка, и, по сути, там ничего нет о том, как прийти к тому, чтобы вы стали тем, кем вы хотите стать, учитывая все ваши индивидуальные качества и черты, приоритеты, вашу личную историю.

Во второй книге описано, как добиться успеха, какими чертами важно обладать, для того, чтобы это было возможно в любой из сфер жизни. А так же о том, как выстраивать свою стратегию и свою тактику. Однако (и это совершенно естественно), вы можете не обладать такими чертами и, мало того, можете столкнуться с серьезными препятствиями на пути к тому, чтобы обрести новые навыки для воплощения в жизнь своих самых сокровенных представлений о том, какой она должна быть.

Легко сказать «будь собой». Однако, человек встречает тысячу препятствий на пути к себе, начиная со смутного представления о том, что же такое «я» и «собой», и где оно находится. Продолжается этот тернистый путь трудностями в попытках разобраться между огромным количеством приобретенных установок о том, какими вы должны быть. И эти установки лишают вас ориентации в реальном мире. И заканчивается ваше стремление к совершенству привычными механизмами психологических манипуляций с самим собой, другими людьми и миром вокруг себя.

Эти механизмы призваны обеспечить равновесие в жизни, но, на деле, являются лишь компенсацией нашей обычной неспособности полагаться только лишь на самих себя, на свои личные ценности и приоритеты, свои интересы и только свои желания и потребности. По причине незнания самих себя и всех этих подробностей своей личной жизни. Обратите внимание: так же часто, как вы говорите «да знаю я себя!», вы теряетесь «не знаю, что со мной произошло…»

И эти препятствия обусловлены, в первую очередь, вашей личной историей и вашим жизненным сценарием. И если личную историю изменить никак нельзя, то жизненный сценарий вполне подвластен каждому.

Прежде, чем начать чтение этой книги, попробуйте определить, какую цель вы ставите перед собой: найти формулы для понимания того, что с вами происходит, или для описания и аргументации своих жизненных позиций, как имеющих право на существование, или вы хотите открыть для себя перспективы, увидеть больше, чем вы привыкли видеть?


Личное кредо тренера

Для того, чтобы эффективно решать проблемы любых взаимоотношений в рамках танцевального спорта, сложностях тренировочного и карьерного процессов, важно располагать как можно более точной и полной информацией об интересах каждой из сторон этой системы. И здесь для тренера важно, в первую очередь, видеть свою личную позицию по отношению к разным аспектам танцевального спорта, и как можно более правдиво.

БОльшая часть конфликтов и трудностей возникает, как правило, из-за неверных представлений об интересах разных участников этого процесса, и степени их ответственности за результаты или проблемы.

Итак, в чем состоит тренерский интерес и позиция в танцевальном спорте.

Как правило, самый главный тренерский интерес – это его признание как специалиста учениками, их родителями, коллегами, судьями, арендодателями помещения, в котором он работает, широкой танцевальной общественностью. И это признание может складываться не только из тех результатов, которых достигают его ученики. Не менее

значимыми для этого являются следующие моменты:

· методичность подачи тренировочного материала;

· психологическая атмосфера, которую тренер создает в клубе;

· умение строить отношения с родителями;

· умение строить отношения со спортсменами;

· величина заработка тренера, которая отражается на его внешности и образе жизни;

· умение планировать и продвигать карьерную стратегию учеников;

· умение поддерживать трудолюбивых учеников и стимулировать менее азартных;

· умение регулировать отношения в парах между спортсменами;

· умение выстраивать отношения с ассистентами и коллегами, с которыми данный тренер сотрудничает;

· умение защищать интересы своих спортсменов в конкурентной атмосфере турниров.

Эти и многие другие, более мелкие детали, делают тренера конкурентно способным и успешным. Опытные и талантливые тренеры обладают навыками эффективного поведения в каждом из перечисленных моментов, а молодым педагогам приходится этому учиться на собственных ошибках, а так же пользоваться помощью более опытных коллег, или специалистов в области психологии бизнеса, орг-консультантов, консультантов по проблемам отношений.

Здесь я хочу пояснить термин «эффективное поведение». В гештальт-терапии не принято пользоваться словосочетаниями «правильная модель поведения» или «неправильная модель поведения», поскольку эти представления сильно зависят от контекста. Вернее будет полагать, что существуют те модели поведения, которые ведут к достижению целей и удовлетворению потребностей индивидуума, то есть эффективные, или наоборот, такие модели поведения, которые дезориентируют или создают препятствия, то есть неэффективные.

Возвращаюсь к интересам тренера.

Престиж, конкурентоспособность и признание, конечно же, не единственный интерес тренера в его работе. Второй значимый интерес тренера – это материальная компенсация, заработная плата. Тренеры, которые сильно завышают оплату своих услуг, рискуют остаться без работы. Тренеры, которые сильно занижают стоимость занятий или делают скидки по причине личной заинтересованности в спортсмене, рискуют создать себе ситуацию, в которой их труд не принесет серьезных плодов, поскольку они позволяют спортсменам и их родителям недооценивать свое мастерство. Здесь важно найти ту сумму, которая бы адекватно отражала как преподавательский уровень тренера, так и специфику того контингента, с которым он работает. А так же она должна отражать ту конкурентную ситуацию, в которой он находится на данном этапе своего профессионального развития.

Под спецификой контингента я понимаю ту прослойку спортсменов, с которой данный тренер работает наиболее эффективно. Например, один тренер великолепно работает с детьми первых трех лет обучения, а другой хорошо справляется только с взрослыми танцорами Д – В класса, третий прекрасно ведет группы, четвертый может быть эффективным только при работе с малой группой или индивидуально.

Каждый тренер должен отдавать себе отчет в том, что именно у него получается лучше всего, а где – его проблемная область. Третий значимый интерес тренера – это его личные, человеческие отношения с учениками и их родителями. И это есть самое краеугольное, острое и трудное место тренерской карьеры. Дело в том, что многим довольно трудно найти тот момент, где кончается бизнес и начинается интимный, в широком смысле этого слова, контакт, не разрушая при этом ни того, ни другого. И здесь точно нет общих рекомендаций для всех, этот вопрос индивидуален постольку, поскольку крайне индивидуальны те личные и профессиональные запросы, которые присутствуют у конкретного тренера к конкретному спортсмену или его родителям в конкретной ситуации. Здесь вам может помочь только личный опыт и работа с психологом.

И четвертый, не менее значимый интерес тренера – это способность и возможность творчески реализоваться в своей работе. Если ваша работа с танцорами вам представляется некоторой рутиной, где нет возможности воплотить свои творческие идеи о видении танца, если таковые вообще присутствуют J, то тогда вряд ли вам вообще будет комфортно в этой среде. И тем более трудно, если в условии не-творчества приходится еще и решать проблемы взаимоотношений. Основная трудность здесь в том, что если у самого тренера присутствует некреативное отношение к работе, то включается определенный психологический феномен, при котором чрезвычайно трудно заметить творческую инициативу, исходящую от самих спортсменов и их родителей.

Многим тренерам по собственному опыту известно, что развитие отношений, в которых существует много неизвестности, недоговоренности, необоснованных ожиданий, рано или поздно приводит к недоразумениям и конфликтам. И здесь принципиально важным становится не столько как разрешить эти конфликты, сколько как предотвратить их, учитывая, что тренеру, как и любому другому человеку, встречается в работе множество самых разных людей с самыми разными позициями. Таким образом, важным становится то, как строить отношения с людьми и как предупреждать развитие конфликтных ситуаций.

В первую очередь, тренеру необходимо разобраться с собственной позицией в собственной педагогической роли. Здесь я предлагаю некоторую концепцию, основанную на гештальт-подходе. Эта концепция уже не раз доказала свою эффективность.

В гештальте существует понятие о том, что совмещение нескольких социальных ролей по отношению к одному и тому же человеку не приводит к эффективности ни в одной из них. Например, сочетание роли родителя и тренера по отношению к одному и тому же ребенку или даже взрослому.

Прежде всего, сочетание ролей неэффективно потому, что дезориентирует всех участников этих отношений в их обязательствах и правах друг к другу. А это, в свою очередь, рождает массу необоснованных ожиданий, перекладывание ответственности друг на друга, и как следствие – возникновение претензий.

Заблуждением было бы считать, что этим страдают в основном родители, когда они пытаются влезать в тренировочный процесс. Очень часто можно видеть тренеров, пестующих своих учеников, как собственных детей.

Еще одним заблуждением будет полагать, что такая позиция тренера приведет к наиболее высоким результатам спортсменов или к их признательности. И, я полагаю, что ваш собственный опыт в этом еще более убедителен, чем мои слова.

Поэтому главная задача тренера в выстраивании эффективных отношений состоит в том, в первую очередь, чтобы самому не смешивать роли. И тогда это будет хорошим способом не создавать прецедентов, не провоцировать родителей и спортсменов и сотрудников на соответствующее поведение, и не поддерживать чужих и своих собственных иррациональных моделей поведения.

Конечно, для того, чтобы находиться четко в рамках тренерской роли, а не быть частично няней, а частично капризным ребенком для своих танцоров, сотрудников и родителей учеников, тренеру необходимо понимать, чем собственно роль тренера отличается от других ролей.

Характеристика роли тренера.

Тренер – это, в первую очередь, продавец своих услуг. Он точно знает, какая услуга сколько стоит и принимает оплату только деньгами, поскольку деньги – универсальное мерило для любых товаров и услуг. Бартер для тренера – мера исключительная, поскольку в бартере чрезвычайно трудно отмерить эквивалентность взаимных услуг. И здесь точно есть опасность создать почву для необоснованных ожиданий.

Кроме этого, тренер – это человек, обладающий строго определенной, узкоспециализированной и достаточно глубокой профессиональной квалификацией в той сфере услуг, которую он предлагает.

В компетенцию тренера входит:

· знание спортивных требований к танцорам тех возрастных и квалификационных категорий, с которыми он работает;

· знание возрастных психофизиологических особенностей спортсменов;

· знание методики преподавания с учетом вышеперечисленных условий;

· определение режимов и графиков тренировок, соревнований, спортивных сборов;

· навыки организации тренировочного процесса.

Это значит, что:

· никакие родители не могут учить его, как работать с тем или иным классом или возрастом;

· тренер точно знает, что от тех или иных нагрузок может быть такая-то реакция;

· его методика преподавания максимально эффективна для данного возраста;

· его график тренировок рассчитан на максимальный успех;

· он отлично знает, как должен быть организован тренировочный процесс и полноценно справляется с его организацией.

Все, что сверх этого – харизма и личный стиль тренера – не относится к обязательному уровню профессионализма, позволяющему работать со спортсменами.

В компетентность тренера не входит:

· Определение эмоционального состояния и состояния здоровья спортсмена;

· Прогнозирование развития спортивной карьеры танцора;

· Решение семейных, финансовых, учебных и прочих личных проблем танцора.

Это значит, что тренер:

· Не должен отвечать за то состояние, с которым танцор пришел на тренировку;

· Не должен знать, станет ли данный танцор чемпионом;

· Не должен заниматься решением вышеперечисленных проблем танцора и его семьи.

Учитывая все названные позиции и условия, тренер четко очерчивает свою позицию и фигуру в клубе по отношению к каждому из остальных участников системы. Однако, как правило, возникает много нюансов, не отраженных в этих списках, поэтому ниже я разделяю текст на отдельные значимые темы, где приведены подробности и уточнения.

Как устроен клуб

Изначально при своем становлении клуб представляет собой довольно простую структуру, которая по мере развития усложняется в связи с поставленными руководителем целями:

· Коммерческая (благосостояние работников)

· Спортивная (растить чемпионов)

· Творческая (продвижение творческих проектов в сфере искусства).

Если руководитель преследует только одну цель, то клуб имеет, как правило, одно - два направления деятельности. Если же значимыми выбираются несколько целей, система сильно усложняется и поддерживает несколько направлений деятельности.

Например.

Если клуб ориентирован на достижение финансовой выгоды, то, как правило, это большая школа танцев для начинающих разных возрастов. Ее может начать вести один тренер, хорошо владеющий одним – двумя направлениями танца. По мере развития школы руководитель может приглашать других специалистов по этим же направлениям или вводить в клуб новые танцевальные направления. Таким образом, система расширяется.

Если же руководитель такого клуба заинтересован в том, чтобы его тренеры повышали уровень мастерства, организуется иерархия тренеров, система поощрения и мастерклассы. Таким образом, школа превращается в пирамиду.

Далее у руководителя может возникнуть идея участия в спортивных или культурно-массовых проектах, как соревновательного направления, так и демонстрационного и коммерческого. И тогда формируются новые направления работы: подготовка самостоятельных проектов, или постановка конкурсных программ, или организация соревнований, а так же членство в различных спортивных, и других организациях.

Если постепенно для руководителя становится важным престиж его клуба и его танцоров, то спортивная сторона приобретает все большее значение и клуб, соответственно, погружается в эту сферу с головой со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Другим способом развивать престижность клуба является участие в коммерческих проектах, и тогда в клубе выделяются продюсерский и менеджерский отделы.

С течением времени руководитель может прийти к выводу, что какая-то сторона его клуба развивается лучше и быстрее, приносит больший доход и престиж клубу и соответствует его интересам. И тогда он может сконцентрировать работу клуба вокруг одного узкого направления. Произойдет специализация.

Такова общая картина развития клуба.

Любое направление в развитии клуба может быть очень перспективным, и это зависит, в первую очередь от личных качеств руководителя и его склонности к тому или иному направлению.

Наибольшее развитие, как правило, получают те клубы, которые выбирают оригинальный подход в уже существующем направлении или создают новое направление.

Для некоторых руководителей важна не сама система клуба и ее развитие, а становление отдельных танцоров. И тогда он сам выступает в роли продюсера. Таким образом, он, скорее, развивает самого себя и создает карьеру и престиж больше самому себе, нежели клубу, которым он руководит. Вследствие этого, как правило, клуб, как система, распадается и хиреет, а фигура руководителя приобретает статус продюсера в общественных танцевальных кругах.

Изнутри система клуба может выглядеть следующим образом.

Основные направления деятельности формирует и продумывает руководитель. Он так же может являться главным тренером. В настоящее время довольно распространенное явлением, когда руководитель исполняет еще несколько функций: судьи, постановщика, кадрового работника, менеджера, продюсера, психолога и пр.

И тогда здесь тоже всплывает вопрос о совмещении ролей.

Я знаю по собственному опыту, что если я вижу какую-либо проблему и ее решение довольно отчетливо, то проще решить ее самой, чем доверить человеку, который плохо себе представляет мою позицию. И я думаю, что это – одна из причин для многих руководителей не передавать полномочия по решению каких-то проблем помощникам или специалистам других областей. Однако это не самый прогрессивный подход.

Точно, что довольно трудно найти помощника, который бы справился со своими обязанностями, так же хорошо, как это делали вы. Однако, если такой помощник полностью поддерживает вашу точку зрения на процесс работы и ее результаты, а к тому же легко и с охотой обучается, то с его помощью вы можете сильно облегчить свою работу и заняться вещами более квалифицированными, творческими, перспективными.

Умение делегировать полномочия – это всегда очень хорошая черта для успешного руководителя.

Наши рекомендации