Аутосоциометрические методы изучения взаимоотношений

Важно подчеркнуть, что исследования межличност­ных отношений в нашей стране характеризуются особым вниманием именно к их личностной, содержательной стороне. В нашей психологии разработаны специальные экспериментальные приемы для изучения осознания и переживания субъектом своих взаимоотношений с дру­гими членами группы, представлений личности о системе внутригрупповых отношений в целом, мотивации этих отношений и др.

Изучение осознания и переживания межличностных отношений

В контексте исследований социально-психологи­ческой рефлексии и перцепции соответствующие методы направлены на выявление адекватности представлений ис­пытуемого о своих взаимоотношениях со сверстниками. Чаще всего специальная экспериментальная процедура монтируется с традиционным социометрическим опросом. В этом случае после реагирования на коммуникативный критерий, в процессе которого выбирается партнер по деятельности, испытуемому предлагается так называемый гностический критерий: вопрос, направленный на выяв­ление представления испытуемого о себе как объекте вы­бора со стороны других членов группы. Любой комму­никативный критерий имеет свою "гностическую пару". Например, при использовании выбора соседа по парте спрашивают: "Кто, по-твоему, выберет тебя, чтобы сидеть вместе?".

В данных случаях можно говорить о комбинации теста выбора с тестом социальной перцепции.

Для изучения осознания и переживания человеком своих взаимоотношений с другими членами группы мы первоначально использовали соответствующую модифи­кацию "выбора в действии", а затем разработали экспериментальные процедуры, получившие название аутосоциометрии.

При использовании варианта "выбора в действии", который может быть определен как "тест действия и социальной перцепции", испытуемые после выполнения экспериментального действия (распределение картинок, поздравительных открыток и т.д.) отвечают на "рефлек­сивный" вопрос: "Как ты думаешь, кто тебе положит или уже положил открытку?"

Аутосоциометрические методы

Под аутосоциометрическими будем понимать такие методы изучения взаимоотношений и их осознания, при которых испытуемые сами "измеряют" взаимоотношения сверстников друг к другу и к себе лично. В соответст­вующем опыте испытуемые производят прямое или кос­венное ранжирование всех сверстников по их положению в системе личных взаимоотношений; прямо или косвен­но выражают свое представление об их отношениях друг к другу; прямо или косвенно определяют свое положение в системе личных отношений: выражают свое отношение к сверстникам; выявляют свое представление об их отно­шении к себе.

Аутосоциограмма

По названию аутосоциограмма совпадает с диагно­стическими и терапевтическими приемами, описанными Лутцем Рёсснером (471), но, по существу, они, как это станет ясно в дальнейшем, совершенно различны.

Опишем основной вариант, который в незначитель­ных модификациях применяется нами в средних и стар­ших классах школы и студенческих группах. Во время подготовки к опыту, кроме соблюдения обязательных для всех социометрических экспериментов правил (установ­ление доброжелательных отношений с испытуемыми, за­воевание их доверия, обеспечение серьезного и положи­тельного отношения к опыту и т.д.), необходимо в общих чертах ознакомить испытуемых с социометрической про­блематикой и социограммной символикой. Далее каждому испытуемому дается бланк, на котором напечатана инст­рукция, список класса (группы), незаполненная круговая социограмма — модификация М. Нортуэй (467), подробно описанная нами (153), и соответствующие условные обо­значения. При этом в устной инструкции необходимо дать рациональное обоснование опыта и повторить то, что напечатано на бланке. Следует подчеркнуть, например, практическую значимость предстоящей работы: резуль­таты опыта помогут классному руководителю правильно распределить учеников по бригадам на производственной практике, расселить по комнатам в лагере или общежи­тии, рекомендовать их на различные общественные посты, объединить для выполнения отдельных заданий.

В другом случае можно представить эксперимент как своего рода интеллектуальную игру-задачу на социально-психологическую наблюдательность. Здесь приводится, к

примеру, такой аргумент: "Где бы Вам ни пришлось ра­ботать или учиться, всегда необходимо вступать в опре­деленные отношения с товарищами по бригаде или сту­денческой группе. Чтобы эти отношения были для Вас благоприятными, каждому необходимо научиться их пра­вильно оценивать, научиться понимать и свое отношение к товарищам, и отношение товарищей друг к другу и лич­но к Вам. Задание, которое Вам предстоит выполнить, показывает, насколько правильно умеете Вы разбираться во взаимоотношениях со сверстниками, и тренирует эту способность. После обработки результатов, а о них ни­кто, кроме меня, не узнает, я побеседую с каждым из Вас в отдельности". Исходя из конкретной ситуации, экспе­риментатор может выдвинуть и другие доводы в пользу проведения опыта.

Далее излагается основная инструкция: "Располо­жите всех своих одноклассников (товарищей по группе) согласно положению, которое они, с Вашей точки зрения, занимают. При этом не опасайтесь ошибки. Речь идет именно о Вашем мнении, а оно, конечно, может быть субъективным.

Номера товарищей, которым симпатизируют очень многие сверстники, поместите в центральный круг чер­тежа; тех, кому симпатизируют многие, во второе кольцо, тех, кому симпатизируют только некоторые, в третье, а номера тех, кто не пользуется симпатиями, в четвертое кольцо.

Не забудьте поставить и свой номер в соответствую­щую точку чертежа. После этого соедините № сверстни­ков, взаимоотношения которых Вы знаете, соответствую­щими линиями: прямая линия, соединяющая номера, оз­начает, что люди взаимно симпатизируют друг другу; ли­ния со стрелкой — симпатию без взаимности; штриховая линия — взаимную антипатию; штриховая со стрелкой — антипатию без взаимности.

Не забудьте обозначить свое отношение к одноклассникам (товарищам по группе) и их отношение к Вам".

В случае необходимости можно после выполнения данной инструкции предложить испытуемым на обратной стороне бланка ответить на вопрос обычного социометрического критерия.

Вариант для младших школьников.Здесь опыт про­водится индивидуально. После устного инструктирования испытуемому дается набор фотоснимков всех однокласс­ников и увеличенный чертеж - социограмма. Для нагляд­ности можно центральный круг, символизирующий наи­лучшее положение, сделать красного цвета, второе коль­цо — зеленого, третье — желтого, четвертое — серого. На этом "поле" испытуемый размещает сверстников согласно своему представлению об их положении.

Вариант для дошкольников.Как и в вышеописанном случае, следует подготовить фотографии всех детей изу­чаемой группы. Вместо социограммы необходимо подгото­вить рисунки или макеты четырех строений, ранжирован­ных по своей привлекательности. Перед опытом важно убедиться, что это ранжирование воспринимается детьми адекватно. Например, берутся макеты (или рисунки) ска­зочного Дворца, современного городского Дома, бревен­чатой Избы и Избушки на куриных ножках, или макеты явно неравноценных по окраске и другим деталям внеш­него вида игровых площадок. Далее испытуемому пред­лагается инструкция: "Перед тобой Дворец, Дом, Изба и Избушка на куриных ножках, а вот фотографии всех де­тей нашей группы. Положи фотокарточки тех детей, ко­торых, как тебе кажется, любят очень многие ребята, во Дворец, тех, кого любят немного меньше, — в Дом; тех, кого любят еще меньше, — в Избу, а тех, кого, как тебе кажется, никто не любит, — в Избушку на куриных нож­ках. Не забудь и свою фотокарточку положить в одно из этих строений".

Наши рекомендации