ТЕМА: Природа конфликтов и пути их разрешения
Слово конфликт многие понимают по-разному. Для одного это крик, оскорбления, рукоприкладство, а для другого недоброжелательный взгляд или опоздание на пять минут.
КОНФЛИКТ (conflictus лат. - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. Конфликтные ситуации сопровождают нашу жизнь от рождения до самого последнего дня. Однако не каждая из них перерастает в конфликт.
Конфликт начинает развиваться, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой (в реальности или в воображении).
Причинами конфликтов могут быть несовпадения религиозных, профессиональных, идеологических или личностных ценностей.
Иногда к конфликтной ситуации приводит нечеткое или неравномерное распределение обязанностей, нагрузки, оплаты, а также невыполнение каких-либо действий или обязательств. Неправильное понимание информации, использование слухов или неточных фактов, нарушение конфиденциальности тоже может служить причиной конфликтов.
Никто не хочет конфликтовать (сознательно). Досада, раздражение, гнев, головные боли, боли в области сердца, и т.п. остаются как у того, кто победил, так у того, кому пришлось подчиниться. Возникает бессонница, во время которой переживается конфликтная ситуация, какое-то время трудно сосредоточиться, заняться текущими делами. У некоторых поднимается артериальное давление. Другие, чтобы заглушить досаду, употребляют спиртное или наркотики, срывают зло на членах своей семьи или подчиненных.
Многие мучают себя угрызениями совести. Дают себе слово быть сдержанней, осмотрительней, но проходит какое-то время, и все начинается сначала.
Каждый последующий конфликт возникает по все меньшему поводу.
Когда конфликты становятся частыми, люди мучительно ищут выход. Одни начинают ограничивать общение. В первый момент как будто помогает. Но потребность в общении сродни потребности в воде. У человека, попавшего в условия полного одиночества, развивается психоз, во время которого появляются слуховые и зрительные галлюцинации. С галлюцинаторными образами начинается общение, которое, конечно же, не может быть продуктивным и ведет к гибели человека. Наукой установлено, что именно из-за этого умирают люди, оставшиеся одинокими.
Часто потребность в общении берет свое, и тогда человек вступает в контакт с кем попало, лишь бы не быть в одиночестве. У многих развивается замкнутость, застенчивость. Уже не ты выбираешь, а тебя выбирают.
Вторые (в основном это сильные личности, занимающие командные должности) требуют беспрекословного подчинения, как в семье, так и на работе. Тогда они перестают улавливать постепенно нарастающее недовольство тех, кто зависит от них.
Когда исчерпываются возможности для подавления, они, иногда с болью, иногда с удивлением, замечают, что их все оставили. Им кажется, что их предали.
Третьи, не пытаясь наладить общение, меняют своих партнеров, увольняются с работы, разводятся. Но от себя, от своего неумения общаться, никуда не уйдешь. На новом месте все начинается сначала.
Четвертые полностью уходят в работу, часто выбирая такую, которая не требует контактов с другими людьми. Но и это тоже временный выход, потому что потребность в общении остается неудовлетворенной.
Выделяют четыре видаконфликтов: внутренний (внутриличностный) конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда перед человеком встаёт проблема выбора.
Это спор между" хочу" и "нельзя"; между "должен" и "не хочу"; это борьба потребностей и установок, желаний и ограничений, необходимости и возможностей.
Задержаться на работе, как того требует производственная необходимость, или спешить домой, где срочно требуется Ваше присутствие? Если "за" и "против" для Вас равны, и невозможно сделать выбор, Вы столкнулись с внутриличностным конфликтом.
При потере трудоспособности, вследствие тяжелого заболевания, это может выразиться в растущем несоответствии между потребностями и возможностями.
Если медсестре одновременно дают поручения старшая медсестра, врач и заведующий отделением, это может вызывать эмоциональное напряжение.
Противоречивые требования родителей могут способствовать развитию невроза у ребенка.
Неумение разрешать внутриличностные конфликты ведет к нарастанию эмоционального напряжения. Человек либо разряжается на окружающих, тогда конфликт перерастает в межличностный, либо "уходит" в болезнь.
Межличностный конфликтвозникает тогда, когда люди имеют разные ценностные ориентации, взгляды, позиции, а также тогда, когда рабочее место не обеспечено необходимыми средствами, неравномерно распределяется нагрузка (например, сестра, работающая на ставку, выполняет ту же работу, что и сестра, работающая на 1,5 ставки).
Если межличностный конфликт не разрешается тем или иным путем, его участники обращаются за поддержкой. Конфликт перерастает в межгрупповой или в конфликт между личностью и группой.
Конфликт между личностью и группойможет быть следствием межличностного конфликта, когда один из участников его нашел поддержку своей позиции. Это может быть конфликтом между пациентом и медперсоналом, медперсоналом и родственниками пациента и т.д.
Этот вид конфликта может возникнуть и тогда, когда личность приходит "со своим уставом в чужой монастырь". Это также конфликт между руководителем и подчиненными, когда руководитель занимает авторитарную позицию, не считаясь с мнением, желанием, потребностями работников.
Межгрупповой конфликт может возникнуть между различными формальными и неформальными группами (например, дневная смена медицинского персонала может обвинить ночную смену в том, что та плохо ухаживает за больными).
Формы поведения в конфликтных ситуациях
Продуктивная или конструктивная фаза конфликта характеризуется тем, что оба оппонента осознают цель, предмет и средства совместной деятельности, правильно оценивают свои возможности и свое состояние и способны на правильную оценку состояния и реакций оппонента.
Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способами решения проблемы, продуктивностью совместной деятельности превышает некий критический порог, и совместная деятельность становится неуправляемой.