Тема «Мотивация танцоров»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Формирование темы сегодняшней лекции было подсказано принципом, предложенным организаторами конгресса: что именно я считаю проблемным в спортивных танцах и чем я хочу поделиться с вами в связи с этим. Мое представление о психологических проблемах тренеров в танцевальном спорте может быть несколько ограниченным ввиду того, что я опираюсь лишь на собственный опыт и собственные знания, поэтому в течение лекции вы можете присылать мне записки с вашими вопросами по этой и другим темам, и в конце лекции я отвечу на них. Для меня важны именно ваши проблемы и ваши вопросы, с тем, чтобы я могла быть вам максимально полезной сегодня, эти 1,5 часа.
Мне кажется, что второе место среди главных психологических трудностей тренеров в спортивных танцах занимает проблема мотивации танцоров на тренировочный процесс. Первое место большинство тренеров отдали взаимоотношениям тренеров и родителей – именно с этой темой я выступала на конгрессе ФТСР этой весной.
Под мотивацией я понимаю желание тренироваться, желание достигать результата, желание делать спортивную карьеру и желание эффективно решать текущие проблемы и задачи, неизбежно возникающие на этом пути. Все то, что определяет, насколько танцоры готовы отдаваться тренировочному процессу и танцевальной карьере всерьез. На мой взгляд, именно мотивация определяет успешность или не успешность танцора. Каждый из вас наверняка сталкивался с ситуацией, когда одаренный танцор, для которого созданы все условия, тренируется спустя рукава или вообще оставляет спортивную карьеру. Вот именно такие случаи создает та или иная мотивация танцора. Я знаю, что для большинства тренеров это один из самых волнующих вопросов, поскольку мы-то с вами как раз всерьез занимаемся спортивными танцами J.
Иногда тренеры принимают низкую мотивацию танцора за отсутствие у танцора условий для эффективных занятий, думая, что мотивация есть, но условия не позволяют. Это такие условия, как большая учебная нагрузка в школе, отсутствие денег, некому привезти на занятия и так далее. В связи с этим я бы хотела в первую очередь озвучить настоящие признаки низкой мотивации танцора, которые помогут вам видеть, что происходит на самом деле с вашими танцорами.
Самое простое правило, позволяющее отследить разницу между мотивированным танцором и немотивированным – это известная поговорка «Кто хочет – тот ищет возможности, кто не хочет – тот ищет причины». Другими словами, если вы видите очень много причин, по которым танцор не может выполнять тренировочные требования и заниматься в необходимом режиме – это означает, что у него низкая мотивация. И наоборот: мотивированные танцоры, и их родители, находят возможность танцевать в самых сложных условиях.
Верно так же другое явление: чем больше тренер создает для танцора специальных (подходящих, благоприятных) условий, тем больше это означает, что высокая мотивация есть у самого тренера, и это дает повод танцору бессознательно снижать мотивацию, отказываться от усилий для достижения целей.
Здесь я хочу заметить, что любые психологические модели поведения обладают следующей закономерностью: если в одном месте чего-то очень много, то в другом этого же очень мало. Общая масса остается всегда одинаковой.
Итак, вот те признаки, по которым мы можем говорить о немотивированности танцоров:
1. Танцор плохо слышит ваши слова, либо слышит с опозданием, часто отвлекается на посторонние явления: чужие разговоры, присутствующих людей, возникающие звуки и так далее. Это так же может означать, что его мотивация танцевать связана не с тем, чтобы он любит танцевальный спорт, а, скорее, с тем, что он любит то, что дает танцевальный спорт: престиж, высокую оценку окружающих, особое мнение значимых для него людей.
2. Движения танцора отличаются вялостью, низкий уровень энергии в теле – самый верный признак низкой мотивации. Тело никогда не врет.
3. Танцор не задает уточняющих вопросов (это может происходить и по другой причине – из-за желания танцора казаться очень понятливым, умным, продвинутым).
4. Танцор регулярно опаздывает на занятия.
5. Забывчивость танцора, проявляющаяся как в танцевальной информации, так и в других явлениях: забывание тренировочных вещей, тренировочных заданий, правил поведения и так далее.
6. и другие причины, из-за которых танцор якобы не может выйти на турнир, прийти на тренировку, выполнить тренировочное требование и так далее.
Если вы видите наличие в поведении танцора несколько из перечисленных признаков – это точно означает низкую мотивацию танцора.
Прежде, чем заниматься повышением мотивации танцора, следует определить причину низкой мотивации. Это важно постольку, поскольку есть причины, которые вы не сможете изменить – когда танцами, например, хочет заниматься мама, а ребенок вынужден ходить из-за этого на тренировки. Тогда, возможно, лучшим выбором будет помочь ребенку и его родителям осознать его немотивированность с тем, чтобы он оставил танцы. Я считаю такой вариант поведения тренера не только гуманным, но и полезным как для самого танцора, так и для коллектива. Однако, если перед вами стоит задача удержать как можно больше ребят в клубе – забудьте об этом варианте, он подходит только для тех тренеров, которые ориентированы исключительно на высокие результаты танцоров, и количество занимающихся в клубе не играет для такого тренера важной роли.
Мотивация не является неизменяемой чертой характера. Тем более – у ребенка, чья психика очень гибка и подвержена самым различным влияниям. На его желание тренироваться влияет несколько факторов:
1. Позиция родителей по отношению к его танцевальной деятельности, его результатам, к его тренерам и танцевальной жизни в целом
2. Позиция и методы работы тренера
3. Результаты занятий и выступлений
4. Отношения в паре
5. Индивидуальный характер, сложившийся благодаря специфике воспитания.
Существует только один пункт из вышеперечисленных, в который тренер не может вмешаться – это индивидуальный склад характера танцора. Даже при искусном владении психологическими приемами, тренер не может повлиять на характер танцора в связи с тем, что те или иные черты в его характере формируются и (главное)поддерживаются той моделью взаимоотношений, которая сложилась в его семье. Согласитесь, что в семье он находится чаще, чем в тренировочном зале. И каждый раз, когда он бывает в семье, его привычные черты характера поддерживаются различными способами поведения членов семьи, и в основном – неосознанно.
Тем не менее, у тренера есть возможность «заходить» на мотивацию танцора еще с нескольких сторон.
Самая, на мой взгляд, важная составляющая – это позиция родителей. Часто оказывается, что тот или иной талантливый танцор оказывается не поддержанным родителями в его стремлениях, и тогда его мотивация медленно угасает. Другой вариант – когда родители чересчур увлечены так называемой «танцевальной политикой» и отравляют мотивацию танцоров рассуждениями о том, что танцевальная карьера делается не в тренировочном зале, а в судейской. Об это я еще скажу подробнее.
Некоторые родители, так же, считают, что их ребенок должен всегда приходить из зала счастливым и довольным, и если он бывает расстроен – это, мол, дурной знак, начинаются претензии к тренеру или сомнения в танцевальном таланте ребенка. Это происходит в том случае, если родители не знают о том, что расстраиваться из-за неудач – это нормальная реакция любого человека на трудности, а так же что спортивная карьера состоит из препятствий, которые необходимо преодолевать, приятно это или нет, если уже было принято решение получить результат от спорта.
Если ребенок воспитан таким образом, что он не привык справляться с трудностями, не привык решать какие-то жизненные задачи самостоятельно (за него это обычно делали заботливые взрослые) – это всегда является угрозой и испытанием для его мотивации, поскольку любая трудность может его остановить навсегда или сильно снизить желание заниматься танцами. А без трудностей, как известно, спорта не бывает. Здесь приходится задавать вопрос танцорам и их родителям: готовы ли вы смиряться с трудностями и терпеливо их преодолевать ради результата? Нужен ли вам этот результат настолько, чтобы вы были готовы смиряться с неприятными моментами?
В такой ситуации тренеру необходимо вовремя отслеживать неверное влияние родителей и проводить с ними разъяснительную работу. Если вы видите, что мотивация танцевать существует в основном у мамы, а у ребенка лишь пассивное сопротивление маминому желанию – посвятите в свои наблюдения родителей. Им важно пояснять, что лучший способ повысить мотивацию танцора – это предоставлять ему самостоятельность, право выбора, уважать его решения и хвалить за самостоятельные достижения.
К сожалению, я не могу в короткой лекции рассказать обо всех тех пагубных моделях родительского поведения, которые снижают мотивацию танцоров тренироваться, ибо их список очень велик и психологическая работа с «испорченными» родителями очень специфична, глубока по содержанию и бывает довольно длительной. Рекомендую направлять таких родителей ко мне на долгосрочную индивидуальную работу J.
Как я уже говорила в своей лекции на Конгрессе ФТСР, одинаково трудны в работе родители, которые души не чают в своем чаде и родители, которых не волнует танцевальная судьба их ребенка.
Второй важный момент, влияющий на мотивацию танцора – это как сам тренер своими действиями может повышать или снижать мотивацию танцоров.
Один из лучших способов снизить мотивацию – это внушить танцору, что результат зависит не от его старания в зале, а от массы побочных эффектов, таких как: уровень партнерши, финансовые возможности (свои и партнерши), настрой родителей, качество судейства, наличие судейской поддержки и так далее.
Еще один хороший способ снижать мотивацию танцоров – это некорректное поведение тренера на занятиях: оскорбительные слова в адрес танцоров, унижающее высмеивание или унижающая критика, особенно – в присутствии других людей; и, конечно, физическое насилие – подзатыльники, удары по коленкам и так далее.
Еще один замечательный тренерский прием – это самому демонстрировать низкую мотивацию, проявляющуюся в опозданиях на занятия, неструктурированности занятий и графика тренировок вообще. Если у тренера нет дисциплины – у танцоров ее тоже не будет, поскольку, хотим мы того или нет, уже сам статус тренера ставит его в позицию авторитета для танцора и это значит, что все то, что делает или не делает тренер, ученик бессознательно копирует.
Чудесный способ снизить мотивацию танцора – это проводить турниры, где танцоры становятся первыми не заслуженно, а потому что они – хозяева турнира. Они могут очень радоваться подаркам и местам, и вы, таким образом, будете какое-то время иметь благодарных и восхищенных учеников и родителей. До тех пор, пока ваши танцоры не начнут соревноваться по-настоящему. Тогда здесь важно определить для себя вашу тренерскую стратегию: насколько долго вы собираетесь работать с данной парой? Вы хотите вести пару от начала до пьедестала или вы готовы снова и снова набирать начинающих? Вы занимаетесь массовостью или качеством? И то и другое редко удается совместить.
Третий, влияющий на мотивацию фактор – результаты турниров и тренировок. О результатах турниров я мало что могу добавить к вашему опыту: опытный тренер прекрасно знает, что пара не должна выходить на турнир, где выступают пары значительно выше их уровня. За исключением турниров по открытому классу, на который танцоров необходимо специально настраивать, объясняя, что это только проба сил и возможность танцевать с «крутыми» на одной площадке. Если родители спрашивают вас, зачем вы отправляете пару на открытый турнир, я советую объяснять, что такой турнир сильно подстегивает и мобилизует ресурсы пары, и по эффекту может стоить многих тренировочных дней. Ведь так оно и есть на самом деле. Именно для мобилизации ресурсов танцоров низкого класса отправляют на открытый турнир.
Что касается результатов тренировок – здесь есть особенности. Тренировка должна быть устроена таким образом, чтобы в ней присутствовали обязательные для повышения мотивации элементы. А именно:
1. Должен быть момент трудности и личной ответственности танцора за преодоление этой трудности. То есть, должно быть тренировочное задание, в котором танцор сталкивается с трудностью и прикладывает усилия, чтобы ее преодолеть.
2. Тренер должен отметить, с чем танцор уже справился, а с чем еще нет.
3. Тренер должен пояснять, что если он хвалит – то хвалит за то, в чем танцор превзошел сам себя, но это еще не значит, что он этим превзошел кого-то другого.
4. Тренер должен стимулировать танцора проявлять собственную инициативу на занятии и задавать вопросы, уточнять задания. Для этого есть самые разные хитрые тренерские приемы. Об этом я подробно работаю на специальных тренингах для тренеров.
5. Тренер должен побуждать танцора анализировать качество своего танца.
Другими словами, один из способов повышать способность танцора осознавать свою мотивацию – это все время возвращать его к его личной ответственности за результат. Здесь я имею в виду как результат на соревнованиях, так и результат каждой тренировки, а так же результат его поведения, взаимоотношений в паре и так далее. Девиз мотивированного коллектива: «Каждый сам отвечает за свои трудности». Это ни в коем случае не подразумевает, что танцор не может обратиться за помощью к тренеру! Тренер обязательно должен быть доступен для помощи! Но это значит, что помощь оказывается танцору только в улучшении его собственного танца и его собственного поведения, а не в том, чтобы изменить поведение и танец его партнера.
Если тренер в своей работе в коллективе или в паре часто находит одних и тех же виноватых или ответственных, то точно всегда найдутся те, кому не достается ответственности. Такие ребята, как правило, привыкают перекладывать ответственность за свои проблемы на других людей или обстоятельства. Поэтому важно, что если делается замечание – оно должно делаться всем. А если это замечание касается только одного танцора – то другим танцорам делаются другие замечания. Если же ситуация такова, что необходимо акцентуировать внимание танцора на его неадекватном поведении или танце – это делается только индивидуально, без свидетелей.
Четвертый важный фактор, влияющий на мотивацию – это отношения в танцевальной паре. Если вы хотите чтобы в вашем коллективе отношения в парах были конструктивными – примите с ними правило, гласящее, что в паре нет правого или неправого, главного и ведомого, главный в паре – тренер. Требовать, чтобы партнерши почитали партнера – это старо и неконструктивно. Разница между партнером и партнершей заключается в том, что у них есть отличающаяся техническая информация: у партнера – вести, у партнерши – слушать. Но это не значит, что партнерша не может задавать инициативу или партнер не должен прислушиваться к танцу партнерши.
Если в паре возникают разногласия, то танцоры немедленно должны подходить к тренеру. Для убедительности вы можете поддерживать вниманием те пары, которые советуются с вами, приносят вам свои проблемы и трудности и подчеркивать, что те пары, у которых есть споры между собой, проигрывают чаще.
Я считаю очень важным доносить до танцоров понимание, что парный танец всегда неудобен, всегда приносит дискомфорт в той или иной своей сфере – именно потому, что все люди очень непохожи друг на друга. Я говорю танцорам: важно быть терпеливым к тому, что в вашем партнере не так, как у вас и использовать вашу разницу не как дестабилизирующий фактор, а как возможность быть разнообразными в танце, дополнять друг друга.
Разница в мотивации танцоров сама по себе может явиться причиной ухудшения взаимоотношений. Конечно, идеальный вариант – это подобрать такую пару, где все критерии, в том числе и уровень мотивации, будет совпадать. Однако, это редко удается. Поэтому важно помогать танцорам находить компромисс между собой, объясняя более активному, что его партнер – индивидуальность вот с такими чертами, его нельзя переделать, а можно только поощрять. А более пассивному говорить о том, что вот такой его партнер и есть – активный, целеустремленный, энергичный, честолюбивый, и это те черты, которые реально ведут к успеху. И так же важно всегда давать понять танцорам, что у них есть самостоятельный выбор: они могут отказаться от данного партнерства и искать более адекватное. Идеальных условий все равно нет, а время можно потерять. Танцоры должны понимать, что препятствий становится меньше только тогда, когда их преодолевают, а не тогда, когда их пытаются избежать. И дело тренера – уведомлять их об этом.
Здесь для меня становится важным, насколько сам тренер подкован в понимании того, что
А) мотивация танцора и его родителей, карьера танцора – это личное дело танцора, а не тренера, тренер может только помочь.
Б) Личная мотивация тренера никогда не заменит мотивацию танцора, вы не сможете на турнире танцевать за него.
В) любой путь, каким бы не пошел танцор, имеет одинаковое количество плюсов и минусов, и то, какую пользу он извлечет из одного или другого направления, зависит не от направления, а от его личной способности извлекать пользу и расти.
Если для тренера эти постулаты являются верными, то он сможет донести их и до танцора. Если же тренер сам склонен избегать препятствий, переносить ответственность за происходящее на обстоятельства и других людей, то он неизбежно будет транслировать свои позиции танцорам, снижая их уровень ответственности и мотивации, хочет он того или нет. Если тренер склонен низко оценивать себя, свою жизнь, свои личностные качества, он обязательно будет мало уважать и других людей, танцоров и, конечно, транслировать им свое самоощущение. На одном из тренингов мама танцора спросила меня: что лучше – заниженная самооценка или завышенная? Здесь я хочу привести свой ответ, поскольку он напрямую связан с сегодняшней темой.
Завышенная и заниженная самооценка – это две стороны одной медали, и то и другое не является ни здоровым, ни полезным для того, чтобы выигрывать и тренироваться.
У человека, который занимается достижением какой-то цели, должно быть реалистичное представление о своих способностях и своих возможностях – только тогда он может рационально ими пользоваться для достижения своих целей. При завышенной самооценке человек отказывается видеть свои слабые стороны, тем самым лишая себя возможности их растить и совершенствовать. При этом он очень хорошо разглядывает недостатки других, и жестко и безжалостно их критикует.
Человек с заниженной самооценкой пытается совершенствовать и растить из своих недостатков сильные стороны, поливая себя беспрестанно самокритикой, в том числе, уничижающей. Однако это бессмысленно. Ни одно растение не расцветет, если его поливать ядом. Обычно, люди, страдающие заниженной самооценкой, как раз этим и занимаются – поливают себя ядом. Не должно быть критики, должно быть знание своих слабых мест и терпеливая работа над ними. И то, и другое явление присутствуют в человеке одновременно, однако на поверхность может выходить одна из сторон как реакция на происходящее: хвалят его или ругают.
Заниженная самооценка в одну секунду превращается в завышенную, если человек достигает результата – тогда его яд обращается на не состоявшихся соперников. И точно также завышенная самооценка моментально становится заниженной, стоит человеку проиграть – весь его яд, направленный на других, обращается внутрь.
Эта информация касается не столько танцоров, сколько тренеров – тех людей, чья жизненная стратегия и представление о себе уже устойчиво, в отличие от танцоров, на которых все еще можно влиять, в том числе и заражая своими собственными проблемами.
Часто бывает так, что тренер сам провоцирует танцоров быть безответственными, немотивированными, своим поведением. Это выражается в том, что тренер сам решает многие проблемы, которые относятся не к его сфере ответственности, а к сфере ответственности танцора и родителей. Я очень подробно рассказывала об этом на конгрессе ФТСР и здесь снова приведу некоторые детали описания сферы ответственности тренера.
В компетентность тренера не входит:
· Определение эмоционального состояния и состояния здоровья спортсмена;
· Прогнозирование развития спортивной карьеры танцора;
· Решение семейных, финансовых, учебных и прочих личных проблем танцора.
Если же тренер берет на себя решение тех проблем, которые не входят в сферу его компетенции, то эти проблемы точно уже не решает сам танцор или его родители. Мало того, тогда и танцоры, и родители уже считают самим собой разумеющимся, что тренер берется за решение этих проблем. Что называется: назвался груздем – полезай в кузов.
Такие истории происходят с теми тренерами, которые боятся потерять коллектив или конкретных танцоров, или неадекватно оценивают свои тренерские возможности (занижают или завышают), или с теми, кто переоценивает свою способность формировать судьбу танцора.
Обычно, у таких тренеров есть собственные, личные, психологические трудности, проявляющиеся аналогичным образом и в их частной жизни. По моему опыту работы психотерапевтом я могу сказать, что пока вы не разберетесь со своими личными проблемами, у вас будут проблемы в коллективе J.
Еще одна проблема – проблема совмещения судейской и тренерской ролей в одном человеке – является в танцевальном спорте причиной очень и очень многих психологических несоответствий, серьезно и глубоко влияющих на ситуацию в танцевальном спорте в целом. Я осознаю, что мои слова могут звучать сейчас не очень корректными, когда в зале практически все присутствующие являются и тренерами, и судьями одновременно. Тем не менее, я считаю обязательным хотя бы осветить эту ситуацию с психологической стороны.
Посмотрите, что происходит, когда тренер и судья являются одним и тем же человеком.
Тренер заинтересован в том, чтобы конкретный танцор тренировался именно у него. Выходя на судейскую панель, он не может абстрагироваться от этого своего интереса. Таким образом, он уже является заинтересованным судьей, хочет он того или нет, даже если представить, что он обладает уникальными нравственными качествами. Итак, этот судья в течение турнира очень заботливо отсматривает на площадке своего танцора. Таких судей, озабоченных судьбой своих танцоров, может оказаться в судейской линейке несколько и тогда адекватность судейства волей-неволей снижается, при условии, что все судьи – честные люди. Какими бы ни были высокими профессионалами данные судьи, на них влияет психологический фактор – привязанность к своему танцору. Согласитесь, если бы судья не был тренером, ему было бы легче быть безупречным профессионалом.
Разумеется, что данное положение вещей не скрыть от родительского и танцорского глаза. Мало того, и танцоры, и родители любят еще и «приукрасить» ситуацию, добавив судьям злонамеренности и корыстности в своих высказываниях о них. Высказывания сии в некоторых клубах принимают форму родительского общения во время ожидания детей во время тренировки. У детей свои тренировки, у родителей – свои, тренировки на тему «кто лучше всех разбирается в танцевальной политике». Мало-помалу, таким образом, формируется атмосфера в клубе, которая сведет на «нет» любые попытки тренера развить в детях мотивацию, поскольку их родители убеждены, что от стараний детей ничего не зависит.
Конечно, идеальный вариант решения этой проблемы – это разделить тренерство и судейство. Однако, до тех пор, пока это величайшее событие в истории танцевального спорта не произошло, лучшим способом снизить влияние данной ситуации на мотивацию танцоров будет пресекать любые обсуждения такого рода в своем клубе. Я убеждена в том, что если вы сможете объяснить родителям важность поддержки в танцорах их личной ответственности за результат и силу пагубного влияния на них подобных разговоров, мотивация танцоров в вашем коллективе сильно возрастет. Для того же, чтобы родители поверили вашим словам, необходимо вам самим быть убежденными в том, что «красоту ничем не замажешь», и что убедительно танцующего танцора невозможно задвинуть в отборочный тур.
Выше я говорила о том, что тренерская работа должна быть построена таким образом, чтобы пробуждать в танцоре личную активность, инициативность и ответственность на занятиях. Каким образом это можно делать?
Любая внутренняя инициатива пробуждается тогда, когда у танцора нет другого выбора, как проявлять инициативу. Попробуйте заменить тренировочные требования, к примеру, тренировочными вопросами, подвигающими танцора к анализу:
Как ты считаешь, что именно ты здесь делаешь правильно, а что неправильно?
Что именно здесь ты пытаешься делать?
Какую тренировочную задачу ты сейчас пытаешься решить?
Что бы ты хотел улучшить в своем танце? – давай поработаем над этим.
Посмотри на себя в зеркало: что ты замечаешь?
Когда вы просматривали видеозапись своего выступления, что вы заметили?
Так же для развития личной ответственности за результат подойдут следующие задания.
Оставьте своих танцоров на турнире понаблюдать за тем туром, в который они не вошли. Пусть расскажут вам, что общего есть в исполнении танцоров, вошедших в следующий тур? Чем прошедшие в следующий тур пары отличаются от них самих? Чего им самим не хватает, чтобы выйти в следующий тур? Каким образом они могут сделать у себя то, что им не хватает?
Самый лучший способ анализировать результаты прошедшего турнира – это подчеркнуть, какие именно ваши тренерские требования не были натренированы к турниру, а какие были выполнены. Любой результат, каким бы он ни был, должен быть полностью прокомментирован с той точки зрения, что сделал сам танцор, а чего он не сделал.
Любая ошибка или победа рассматривается с помощью вопроса: как ты это сделал? С помощью чего? Что именно произошло с тобой, чтобы это получилось?
С этой точки зрения очень важно ни в коем случае не проводить так называемую «тренировку на турнире», когда вы, или родители, подсказывают танцору, что он еще должен делать в танце. Перед смертью не надышишься, в день турнира свой танцевальный уровень уже изменить нельзя. Если же вы будете тренировать танцоров на турнире, во-первых, вы собьете их настрой, во-вторых, внушите ложную надежду о том, что на турнире можно исправить то, что не было сделано в тренировочном зале. В результате снова в зале тренировка не будет иметь должной концентрации, танцоры будут думать, что «вот на турнире-то они дадут жару!».
Если же говорить в общем, что именно должен делать тренер, чтобы поддерживать мотивацию танцора, то об этом можно сказать и так:
Тренер может делать что угодно, но каждый раз задавать себе вопрос: что это даст? Как это прибавит танцору личной ответственности? Как это поможет ему самому отслеживать, что с ним происходит?
Существуют ошибочные способы поддержания мотивации, которыми пользуются некоторые тренеры. Догадываюсь, что здесь таких нет, но там, на улице еще есть люди, которые внушают танцору, что он плохой, плохо тренируется, что партнерша не хочет с ним танцевать из-за того, что он такой плохой. Таким образом, они пытаются мобилизовать в танцоре дополнительные ресурсы. Я не могу сказать, что это не работает – это работает. Однако заканчивается эта история обычно огромной неприязнью к тренеру и сложными комплексами неполноценности у танцоров. В результате заниженной самооценки танцор уже не может использовать всю свою творческую энергию, физические силы, ресурсы для танца, поскольку унижающая критика всегда делает танцора ретрофлексивным. Этот термин означает сильное ограничение импульсов, идущих изнутри.
Есть довольно много способов стимулировать танцоров негативной информацией и негативными эмоциями, заставляя их злиться и доказывать свою полноценность и перспективность. Такие способы, конечно, будят так называемую спортивную злость, но точно убивают творческое начало. И, кроме того, такие способы стимуляции инициируют у танцора внутренний конфликт, в котором он пытается не столько развить в себе новые качества, сколько подавить неугодные. Такая внутренняя борьба отнимает довольно много энергии и танцор со временем в самом буквальном смысле теряет силы, становится неэнергичным, быстро устает, болеет.
Если вы хотите работать со «спортивной злостью», важно научиться не столько провоцировать ее, сколько заражать ею, с юмором, теплом и поддержкой, мягкой и нежной иронией, отмечая каждый мельчайший преодоленный уровень похвалой. Если вы умеете проводить занятия таким образом, чтобы танцор не чувствовал отвращения к себе, или к вам, или к партнеру, или к тренировочным нагрузкам и при этом чувствовал, что он реально изменяет свой танцевальный уровень – то это замечательные условия для формирования высокой мотивации.
Высокая мотивация, как правило, закрепляется успехами. И это не только победы на турнирах, но это ежедневные победы в тренировочном зале. Что-то еще удалось сделать, изменить – и это уже повод для мобилизации энергии для новых достижений.
В заключении я хочу сказать, что мотивация танцоров, если смотреть глубже – это проблема не танцоров J. Танцоры живут со своей пониженной мотивацией и нисколько от этого не страдают. Страдают тренеры и причина их страданий в том, что их действия не приносят должного результата. Здесь есть только одна точная рекомендация – пересмотрите, что вы делаете такого, что ваши танцоры немотивированны:
Каким образом вы берет их ответственность на себя?
Каким образом вы останавливаете их энергию?
Каким образом вы снимаете с них моральную нагрузку?
Как вы своим личным поведением транслируете им низкую мотивацию?
Какова история данного конкретного танцора, приведшая к данному положению вещей?
Как именно родители влияют на данного танцора, и как вы можете помочь им это осознать?
Какая атмосфера в вашем клубе? Какие неписанные нормы витают в ней, и какие правила формируются негласно?
Важно так же помнить, что любая обратная связь, которую вы получаете от вашего танцора или от родителей вашего танцора несут вам информацию о том, что именно происходит, как вы сами влияете на возникновение той или иной ситуации, где вы допустили ошибку и, следовательно, как именно можете ее исправить.
Я знаю, что в широком обществе существует стереотип, что психологическая помощь необходима человеку только в острых, кризисных ситуациях. Должна заметить, что танцевальный спорт – это хроническая острая кризисная ситуация для всех ее участников, это некоторый образ жизни, который точно калечит психику человека, если у него еще не сложилась собственная устойчивая, гармоничная основа для восприятия происходящего в жизни вообще. И точно эта ситуация может сильно развивать и гармонизировать, если у человека есть возможность опереться на адекватное мировоззрение и психологическую поддержку. Я не считаю, что в современном обществе очень много мам и пап, обладающих психологической мудростью именно для такой поддержки и мировоззрения в спортивной среде, поэтому приглашаю вас, как людей заинтересованных, использовать возможности современной психологии и психотерапии для максимального развития ваших танцоров, ваших коллективов и вашей личной стратегии. Постоянное психологическое сопровождение в такой стрессовой среде, как спорт – это такое же эффективное средство, как и постоянные тренировки в тренировочном зале. В конце концов, спорт – это не борьба тел, это борьба характеров, воли, харизматических качеств спортсменов.
На этом заготовленный мной текст закончен, и прежде, чем я начну отвечать на ваши вопросы, я хочу добавить, что текст лекции вы сможете найти на моем сайте, а так же на ресурсах «балрум точка ру» и «дансспорт точка ру». По окончании лекции вы можете взять программы психологических тренингов, мою визитную карточку и приобрести мои книги, а сейчас я готова ответить на ваши вопросы.