Особенности технической подготовки танцоров

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.

К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.

К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.

В теории и практике спортивных танцев понятие «техническая подготовка» трактуется неоднозначно. В английских публикациях (Пособие Алекса Мура, Уолтер Лайерд - Техника латиноамериканских танцев) под техникой в основном подразумевается исполнение базовых танцевальных фигур в точном соответствии с их описанием в учебниках. Английские классики и авторы многих учебников бального танца часто противоречат друг другу в описаниях некоторых фигур и технических действий, порождая недоумение тренеров-преподавателей и, как следствие, различную трактовку понятий и определений. В тех видах спорта, где присутствует музыкальное сопровождение (художественная гимнастика, фигурное катание, аэробика, спортивные танцы) обязательным компонентом технической подготовки является музыкальная или музыкально-ритмическая подготовка спортсменов. Основы техники всех видов танца тесно связаны между собой, отличие заключается в ритмической структуре движений, в "мелких" движениях кистей рук, работе бедер и других звеньев тела, что вместе с музыкальными акцентами может составлять основы технического мастерства. Такой вид спорта, как танцы, постепенно развивает музыкальный слух и чувство ритма занимающихся. Кроме того, возраст 7 – 9 лет, является благоприятным для развития указанных качеств, а комплексная серия специальных воздействий значительно усиливает этот эффект. В спортивных танцах основной критерий судейства - это музыкальность и ритмичность исполнения заданного танца латиноамериканской или европейской программ, в точном соответствии с ритмическим рисунком в пределах музыкальной фразы и музыкального такта. Согласно правилам соревнований по спортивным танцам, судья имеет право поставить самую низкую оценку той паре, которая исполняет танец, допуская нарушения музыкально-ритмического рисунка, без учета всех остальных технических достоинств танцевального дуэта. Целенаправленное устранение музыкально-ритмических ошибок является наиболее важным направлением начальной подгото Хореографическая подготовленность танцевальной пары, как и в классических танцах, определяет «школу движений», что характерно и для других сложно-координационных видов спорта, где присутствует музыкальное сопровождение, таких как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и акробатика, где основные положения звеньев тела (головы, рук и ног) также принято считать «школой движений».

Во всех видах спорта со сложной координацией движений под музыку на этапе начального обучения выработка навыков «школы движений» считается одним из необходимых условий для воспитания в будущем спортсменов высокой квалификации.

Хореографическая подготовка в спортивных танцах базируется главным образом на классической основе, разработанной в балете. Однако она имеет ряд характерных особенностей, которые определяются, прежде всего, различиями целей и задач, стоящих перед спортсменами-танцорами [137]. Хореографическая подготовка в спортивных танцах является лишь частью учебно-тренировочного процесса и связана с другими видами подготовки танцоров.

Большое значение в технике танцевальных движений имеет также правильное формирование свода стопы для выработки специфической техники «наступания» на паркет при исполнении танцевальных шагов, принятой в спортивных танцах, как, например, «работа стопы», «перекат». Данный аспект занимает не последнее место в спортивной деятельности танцоров. Правильное формирование свода стопы также очень важно и для общего здоровья юного спортсмена, т.к. нерациональная двигательная нагрузка на стопу при исполнении танцев может привести к ее деформации. В практике судейства спортивных танцев проблема «слабой стопы» начинающих танцоров проявляется в финальной части соревнования, когда начинается детальное сравнение лучших шести танцевальных пар, которые прошли через музыкально-ритмический отбор первых туров.

Спортивная подготовка

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в "большой" и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Спортивные танцы – вид спорта, где в последнее время заметно увеличились скорость, амплитуда и динамика при исполнении программы танцев. Правилами соревнований по спортивным танцам одним из критериев высокой судейской оценки указывается динамика перемещений по паркету и скорость танцевальных пар.

Главная задача физической подготовки – это воспитание таких качеств, как выносливость, быстрота, сила, скорость, гибкость. Все эти качества необходимо развивать также и в подготовке танцоров.

Скоростные и динамичные движения, выполняемые с максимальной амплитудой, требуют повышенных физических усилий и проявления выносливости, так как утомление танцоров, замеченное судьями, приводит к снижению спортивного результата [75, 82]. Поэтому на этапе начальной подготовки юных танцоров, в первую очередь надо уделить внимание статическому и динамическому типам выносливости, так как с первых шагов в соревновательной деятельности при исполнении танца, наряду с возрастающей динамикой передвижений по танцевальной площадке, юному танцору необходимо демонстрировать сохранение статических позиций рук и ног. Для повышения скорости передвижений и быстроты двигательных реакций многие авторы рекомендуют использовать звуковой ускоряющийся ритм. Известно, что возрастающая по ритму музыка, помогает танцорам выполнять движения в очень быстром темпе. Объясняется это не только эмоциональным подъемом, но и тем, что танцор не сам создает ускоряющейся ритм движений, а подчиняется тому, что он слышит.

С ростом сложности и интенсивности классификационной программы соревнований по спортивным танцам одновременно возрастают и требования к амплитуде движений. Следовательно, в физической подготовке танцоров необходимо учитывать воспитание такого качества, как гибкость.

«Специальная гибкость», т.е. предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной и профессиональной деятельности. Важно, чтобы каждый спортсмен знал, в каких суставах ему в особенности нужна подвижность (в зависимости от специализации). На этапе начальной подготовки в спортивных танцах необходимо направить внимание на максимальную подвижность в локтевых, коленных и голеностопных суставах, т.к. это обусловлено спецификой основных танцевальных движений. Основные качества, на воспитание которых необходимо обратить внимание при физической подготовке начинающих танцоров это - статическая и динамическая выносливость, скорость, быстрота и специальная гибкость (подвижность в суставах).

Наши рекомендации