Клиническая психология. Предмет, задачи и методы клинической психологии
К.П. – это наука изучающая психологические особенности личности больного, его взаимоотношения с медицинским персоналом, методы и способы диагностики, функционирования психики.
К.П. включает в себя:
· психологию больного (психологическое изучение больных соматическими, неврологическими и психическими заболеваниями);
· психология лечебного взаимодействия (соц.-психологические аспекты медицины);
· норма и патология психической деятельности;
· патопсихология;
· психология индивидуальных различий (дифференциальная психология);
· возрастная клиническая психология;
· семейная К.П.;
· психология девиантного поведения;
· психологическое консультирование;
· неврозология;
· психосоматическая психология.
Медицинская психология – нейропсихология, патопсихология.
Задачи –
1. Изучение структуры психопатологических состояний и патопсихологических особенностей психических процессов.
2. Изучение локализации ВПФ.
3. Изучение взаимовлияния психосоматических и соматопсихологических аспектов в формировании различных патологических состояний.
4. Изучение психопрофилактики, психокоррекции, психотерапевтических методов помощи больным.
5. Изучение и оптимизация морально-психологического климата в медицинских коллективах и его влияние на лечебный процесс.
Методы К.П. – базируются на методах тех дисциплин, которые входят в раздел.
Клинические методы из медицинской психологии – беседа, наблюдение, клиническое интервьюирование.
Патопсихологические методы из патопсихологии – подразумевают изучение структуры психических процессов и применяют в зависимости от цели либо личностные опросники (СМИЛ, Кеттел, Леонгард, Стреляу), либо когнитивные (ВПФ память, внимание в разных видах деятельности, изучение мышления – структура логики).
Проективные методы изучения глубинных структур психики через опосредованную систему предлагаемых заданий (ТАТ, Люшер, Роршах).
Нейропсихологические методы – с помощью их изучается локализация ВПФ.
Патопсихология – закон о болезни – раздел К.П., изучающий закономерности распада психической деятельности и свойства личности человека при разных заболеваниях.
Предмет патопсихологии; анализ нарушений психического развития.
Патопсихология – раздел клинической психологии, изучающий закономерности распад психической деятельности и свойств личности человека при тех или иных заболеваниях.
Анализ патологических изменений строится на основе сопоставления с формированием и протеканием психических процессов, состояний и свойств личности в норме.
Сравнение патопсихологии и нормы, я является основным отличием патопсихологии от психопатологии. В психопатологи происходит изучение патологии психики на основе общеклинических категорий (симптомы, синдромы) и их закономерная схема в рамках тех или иных психических болезней.
При клинических или психопатологических исследованиях описывают и систематизируют проявление нормальных психических процессов, а патопсихология изучает характер протекания и особенности структуры психических процессов, которые приводят к наблюдаемым в клинике симптомам.
Патопсихология изучает в основном расстройства экспериментально-психологическими методами.
Прикладное значение патопсихологии – использование данных, полученных в эксперименте для дифференциальной диагностики в расстройствах психики, для установления степени выраженности психического дефекта (утрата ранее имевшегося качества личности). Оценка эффективности ранее проводимого лечения.
Анализ нарушений психического развития.
1. Умственная отсталость – олигофреническая – приобретенная в течение первого года жизни или наследственная. Интеллектуальная недостаточность.
Критерии олигофрении: -тотальное слабоумие с задержкой развития всех психических функций (мышление, эмоции, речь, тонкая моторика).
Перманентный характер (стабильность).
Степени олигофрении:
А) глубокое слабоумие – идиотия – полное отсутствие познавательных способностей.
Б) средняя степень – имбицильность – слабое развитие мышления, речи, но сохранены навыки самообслуживания.
В) легкая степень – дебильность – характеризуется недостаточной способностью к абстрагированию, отсутствует креативное поведение.
1. Инфантилизм – замедленный темп психического, а иногда и физического развития. Характеризуется нормальным умственным развитием, высоко развита речь, на фоне легковерия и наивности.
2. Ранний детский аутизм – см.Корннера. Формирование и сохранность познавательных способностей, нарушается коммуникационное поведение ребенка. Не испытывает потребности в общении, задержка в развитии речи. Употребление неологизмов.
3. Гиперкинезы – гиперактивность – страдает процесс обучения, т.к. снижена активность внимания, т.е. страдает произвольность поведения.
4. Девиации – нарушение поведения – заострение форм отрицания, эмансипации, крайняя форма протеста – суицид.