Учащихся класса _школы.
№ | Фамилия, имя | экстра-интроверсия | эмоциональная устойчивость-неустойчивость | Тип темперамента |
Подсчитывается количество и процент испытуемых в группе по каждому изучаемому свойству и по типу темперамента в целом. Обобщенные данные заносятся в сводную таблицу.
Общие показатели экстра‑ интроверсии и нейротизма
Учащихся _______класса _______школы
Свойства темперамента и тип темперамента | количество человек | % |
интроверсия | ||
экстраверсия | ||
эмоциональная устойчивость | ||
эмоциональная неустойчивость | ||
флегматик | ||
меланхолик | ||
Холерик | ||
сангвиник |
Анализ и интепретация результатов. На основе анализа индивидуальных данных можно выявить особенности свойств темперамента школьников в изучаемой группе.
Отметьте, какие свойства и типы темперамента преобладают у школьников.
2. Соответствуют ли выявленные в эксперименте данные о темпераменте и его свойствах вашим наблюдениям. Опишите проявления темперамента в поведении, деятельности, общении, эмоциональных реакциях, мимике, жестах учеников.
3. На основе полученных данных о свойствах темперамента составьте психолого-педагогические рекомендации для школьниковпо формированию индивидуального стиля деятельности и общения.
Методика 3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан)
Данная методика может использоваться для всех возрастов, она основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Испытуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них некоторых качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики.
Здоровье | Ум, способности | Характер | Авторитет | Умелые руки | Внешность | Уверен- ность | |||||||
Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя часть которой будет означать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:
1) здоровье;
2) ум, способности;
3) характер;
4) авторитет у сверстников;
5) умение многое делать своими руками, умелые руки;
6) внешность;
7) уверенность в себе.
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества. После этого крестиком (+) отметьте, какой уровень развития этого качества вы хотели бы иметь, были бы удовлетворены собой».
Методика может проводиться как фронтально – с целым классом, так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться правильно ли применяются предложенные значки. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время работы вместе с чтением инструкции – 10-12мин.
Обработка результатов. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная – «здоровье» не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
1 По каждой из шести шкал определить:
а. уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы «0» до знака «+»;
б. высоту самооценки – от «0» до знака « - »;
Результаты отразите в таблицах.
Уровень притязаний:
Фамилии учащихся | Ум, способности | Характер | Авторитет | Умелые руки | Внешность | Уверен- ность |
1. 2. 3. 4. | ||||||
Средний балл по классу |
Самооценка:
Фамилии учащихся | Ум, способности | Характер | Авторитет | Умелые руки | Внешность | Уверен- ность |
1. 2. 3. 4. | ||||||
Средний балл по классу |
Уровень притязаний.
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки.
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку и также свидетельствует о личностном неблагополучии. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности, качества позволяет не прилагать никаких усилий.