Строение психологии, ее основные отрасли. Связь психологии со смежными науками
Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики. Научная психология тяготеет к обобщениям, рациональна и осознанна. Житейская психология – конкретна, носит интуитивный характер, приобретается путем проб и ошибок. Психология занимает центральное место между философскими, естественными и социальными науками. В центре внимания человек, связь с другими науками, также служащими человеку: медицина, анатомия, биология, история, социология. Структура современной психологии:1.классификация на основе конкретных видов деятельности (психология труда, спорта, торговли, творчества),2.на основе психологических аспектов развития (возрастная, сравнительная и аномального развития),3.на основе психологических аспектов отношений людей в социуме (социальная психология). Особое место занимает общая психология. Ее структура: познавательные процессы, психология личности, индивидуально-психологические особенности личности, эмоционально-волевая сфера личности.
Задачи психологии. Методы современной психологии. Характеристика эмпирических методов психологической науки.
Методы психологии – основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей. Выделяют 4 группы методов изучения психики:1.Организационные (сравнительный, сравнительно-возрастной, лонгитюдный, комплексный),2.Эмпирические (наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные, психодиагностические, анализ продуктов деятельности),3.Методы обработки данных (количественный, качественный), 4.Интерпритационные. Эмпирические методы исследования в психологии:1.наблюдение (систематическое, случайное, включенное) +естественность наблюдаемого – нельзя повторить, вмешаться, использовать сложную аппаратуру; 2.эксперимент (лабораторный, естественный, на который ссылаются) +можно повторить, вмешаться и использовать сложную аппаратуру – неестественность испытуемого.
Понятие личности.
Личность - конкретный человек в системе его устойчивых социально-психологических характеристик. Личностью можно стать только в социальной среде. Личность выполняет определенные функции – роли (дочь, студентка и т.д.). Личностью не рождаются, а становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации. Социализация – процесс формирования личности в определенных социальных условиях.
Психологическая структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности.
Структура личности – относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности, как целостного образования. Рубинштейн предлагал: направленность, познавательные процессы, индивидуально-психические свойства.
Платонов К.К.: 1) направленность ( мировоззрение, убеждение, идеалы, интересы, склонности, желания, влечения) – совокупность мотивов.
2) опыт - знания, умения, навыки, привычки.
3) познавательные процессы - (память, мышление, воображение, восприятие, ощущение, эмоции и воля).
4) биопсихические свойства – (темперамент, половые, возрастные, патологические особенности).
5) характер (формирование зависит от 4 групп)
6) способности (-||-)
Фрейд выделил в человеке 3 компонента: id (источник довольствия) инстинкт агрессии и сексуальности, еgo (уравновесить требования ид и суперэго), superego (требования общества, нашедшее отражение в морали, запретах, законах).
Эрик Берн выделил 3 состояния: родитель ( 2 типа: критикующие, поддерживающие )(запись событий от рождения до 5 лет, наставления, предостережения объяснение, как и, что делать), дитя (запись внутренних событий, собственных реакций приятные и неприятные эмоции на события) и взрослый (примерно к 5 годам запись родителя и дитя прекращается и начинается становление взрослого, именно здесь собираются, перерабатываются события и принимаются решения, взрослый постоянно развивается в обоих направлениях).
Активность личности. Потребности и мотивы и их иерархия.
Источником активности личности являются ее потребности. Потребность – состояние известной нехватки, который организм старается восполнить. Эбрах Маслоу предложил мысль, о потребностях разных уровней, которые достигаются постепенно. (1 уровень – физиологические потребности; 2 уровень – потребность в безопасности; 3 уровень – потребность в любви и сообщности (потребность находится рядом с людьми, быть принятым и признанным ими); 4 уровень – потребности в уважении и самоуважении (желание достичь успеха, мастерства, силы, независимости и свободы; стремление к завоеванию престижа, уважения, превосходства, признания, значимости); 5 уровень – потребность к самоактуализации (потребность стать таким, каким человек может быть в идеале)). Мотивы – это побуждения к деятельности.
Мотивы бывают осознанные и неосознанные, мы осознаем далеко не все мотивы, которые побуждают нас к деятельности. Неосознанные мотивы: влечения и установки. Осознаваемые мотивы: побуждения, мировоззрения, идеалы, интересы.