Q Ну, кажется, мы обсудили все методики
Вовсе нет! Осталось рассмотреть еще способы исследования собственно соматогнозиса, то есть «схемы тела» (Хомская, 1987; Схема нейропсихологического обследования, 1973).
q Какие приемы используются для исследования соматогнозиса?
Обычно испытуемого просят показывать части тела по речевой инструкции, объем которой может варьировать. Иначе говоря, испытуемого просят показывать части тела по одной, по две, по три. Вот примеры инструкций: «Покажите, пожалуйста, ухо!», «Покажите плечо и подбородок!», «Покажите нос, затылок, подбородок!». Отметим один нюанс: предъявляя инструкции большого объема, нужно разъяснить испытуемому, что он должен показывать части тела не одновременно, а последовательно. Если попытаться показать три части тела одновременно, наверняка потерпишь неудачу!
q Надо ли в этом задании исключать зрительный контроль?
Нет, это не обязательно.
q А можно ли вводить в инструкцию латеральные характеристики, например, просить испытуемого показать левое ухо, правое плечо и левый локоть?
Это не запрещено, но вы должны отчетливо понимать, что такими дополнениями усложняете задание. Ведь испытуемому придется продемонстрировать хорошую ориентировку не только в топологических характеристиках «схемы тела», но и в координатных. Вместе с тем такой прием может быть очень полезен для выявления именно в соматической сфере симптомов одностороннего пространственного игнорирования.
Q Как же выглядят нарушения «схемы тела»?
Больной не может показать части тела; он в состоянии повторить инструкцию, но не справляется с соотнесением речевых стимулов и обозначаемых ими областей телесного пространства.
Q А могут ли нарушения соматогнозиса проявляться и в жалобах больного?
Это вполне возможно. Больные с выраженными нарушениями «схемы тела» могут жаловаться на необычные изменения размера головы, туловища, конечностей (они кажутся им ненормально маленькими или огромными), на изменение числа конечностей. Такие жалобы заслуживают пристального внимания.
q При каких поражениях мозга возникают нарушения в пробах соматогнозиса?
Во-первых, при поражении теменных отделов правого полушария (особенно верхнетеменных). Поскольку церебральная организация психических функций в правой гемисфере мозга представлена достаточно диффузно, не исключено появление симптомов нарушений «схемы тела» и при поражении теменно-затылочных отделов, а также глубинных подкорковых образований.
Q При обсуждении зрительного восприятия вы говорили, что для исследования соматогнозиса можно использовать и некоторые рисуночные методики?
Совершенно верно. Речь идет о рисунке человека. Как правило, при нарушениях восприятия собственного тела теряется и возможность адекватной передачи обобщенного образа человеческого тела посредством графической деятельности. Рисунок человека, выполненный больным с нарушениями соматогнозиса, носит хаотический характер, делается фрагментарным и диспропорциональным; части тела могут меняться местами или вообще отсутствовать. Такие особенности рисунка достаточно типичны для поражения теменных и теменно-затылоч-ных отделов правого полушария.
q Рисунок человека — очень популярная методика. Она ведь используется и в качестве проективного теста?
Вы, вероятно, имеете в виду тест «Дом—дерево—человек» (Потемкина, Романова, 1991). Он применяется для исследования индивидуальных особенностей эмоционально-личностной и мотивационной сферы в норме, а также их изменений при аффективных и личностных расстройствах, других психических заболеваниях. Использование рисунка человека в контексте нейропсихологического обследования имеет иную смысловую нагрузку, иную цель — уточнение структурного состава и факторной детерминации синдрома нарушений ВПФ, а также топики мозгового поражения.
Рекомендуемая литература
Бабаджанова Н.Р. Нарушение тактильных функций у больных с поражением теменных долей мозга: Автореф. дис.... канд. психол. наук. <— МГУ, 1984.
Балашова Е.Ю. Нарушения пространственных функций при сосудистых и атрофических деменциях позднего возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — МГУ, 1995.
Зверева Н.В., Каримулина Е.Г. Методика исследования тактильной деятельности у детей // Ежегодник РПО. Методы психологии. Материалы 2-й Всерос. конференции РПО. — Ростов н/Д, 1997. Т. 3. Вып. 1.С. 118-120.
Московичюте Л.И., Голод В.И. Повторное тестирование: изменение мозговой организации психических функций в процессе научения // Новые методы нейропсихологического исследования. Сб. научных трудов / Под ред. Е.Д. Хомской и др. — М.: ИП АН СССР, 1989. С. 129-136.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. С. 126-127,295-300.
Потемкина О.Ф., Романова Е.С. Графические методы в психологической диагностике. — М.: Дидакт, 1991.
Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
Схема нейропсихологического обследования. — М.: Изд-во Моск. унта, 1973. С. 20-21.
Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 96—106.
ЭрдеиА.К. Исследование функциональной асимметрии тактильного восприятия // Вопр. психол. 1979. № 2. С. 28—35.