Q Ну, кажется, мы обсудили все методики

Вовсе нет! Осталось рассмотреть еще способы исследова­ния собственно соматогнозиса, то есть «схемы тела» (Хомская, 1987; Схема нейропсихологического обследования, 1973).

q Какие приемы используются для исследования соматогно­зиса?

Обычно испытуемого просят показывать части тела по ре­чевой инструкции, объем которой может варьировать. Иначе го­воря, испытуемого просят показывать части тела по одной, по две, по три. Вот примеры инструкций: «Покажите, пожалуйста, ухо!», «Покажите плечо и подбородок!», «Покажите нос, заты­лок, подбородок!». Отметим один нюанс: предъявляя инструк­ции большого объема, нужно разъяснить испытуемому, что он должен показывать части тела не одновременно, а последова­тельно. Если попытаться показать три части тела одновремен­но, наверняка потерпишь неудачу!

q Надо ли в этом задании исключать зрительный контроль?

Нет, это не обязательно.

q А можно ли вводить в инструкцию латеральные характеристи­ки, например, просить испытуемого показать левое ухо, правое плечо и левый локоть?

Это не запрещено, но вы должны отчетливо понимать, что такими дополнениями усложняете задание. Ведь испытуемому придется продемонстрировать хорошую ориентировку не толь­ко в топологических характеристиках «схемы тела», но и в ко­ординатных. Вместе с тем такой прием может быть очень поле­зен для выявления именно в соматической сфере симптомов од­ностороннего пространственного игнорирования.

Q Как же выглядят нарушения «схемы тела»?

Больной не может показать части тела; он в состоянии по­вторить инструкцию, но не справляется с соотнесением речевых стимулов и обозначаемых ими областей телесного пространства.

Q А могут ли нарушения соматогнозиса проявляться и в жалобах больного?

Это вполне возможно. Больные с выраженными нарушени­ями «схемы тела» могут жаловаться на необычные изменения раз­мера головы, туловища, конечностей (они кажутся им ненормаль­но маленькими или огромными), на изменение числа конечнос­тей. Такие жалобы заслуживают пристального внимания.

q При каких поражениях мозга возникают нарушения в пробах со­матогнозиса?

Во-первых, при поражении теменных отделов правого по­лушария (особенно верхнетеменных). Поскольку церебральная организация психических функций в правой гемисфере мозга представлена достаточно диффузно, не исключено появление симптомов нарушений «схемы тела» и при поражении теменно-затылочных отделов, а также глубинных подкорковых обра­зований.

Q При обсуждении зрительного восприятия вы говорили, что для исследования соматогнозиса можно использовать и некоторые рисуночные методики?

Совершенно верно. Речь идет о рисунке человека. Как пра­вило, при нарушениях восприятия собственного тела теряется и возможность адекватной передачи обобщенного образа чело­веческого тела посредством графической деятельности. Рису­нок человека, выполненный больным с нарушениями соматог­нозиса, носит хаотический характер, делается фрагментарным и диспропорциональным; части тела могут меняться местами или вообще отсутствовать. Такие особенности рисунка доста­точно типичны для поражения теменных и теменно-затылоч-ных отделов правого полушария.

q Рисунок человека — очень популярная методика. Она ведь ис­пользуется и в качестве проективного теста?

Вы, вероятно, имеете в виду тест «Дом—дерево—человек» (Потемкина, Романова, 1991). Он применяется для исследова­ния индивидуальных особенностей эмоционально-личностной и мотивационной сферы в норме, а также их изменений при аф­фективных и личностных расстройствах, других психических за­болеваниях. Использование рисунка человека в контексте нейропсихологического обследования имеет иную смысловую на­грузку, иную цель — уточнение структурного состава и фактор­ной детерминации синдрома нарушений ВПФ, а также топики мозгового поражения.

Рекомендуемая литература

Бабаджанова Н.Р. Нарушение тактильных функций у больных с пораже­нием теменных долей мозга: Автореф. дис.... канд. психол. наук. <— МГУ, 1984.

Балашова Е.Ю. Нарушения пространственных функций при сосудистых и атрофических деменциях позднего возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — МГУ, 1995.

Зверева Н.В., Каримулина Е.Г. Методика исследования тактильной де­ятельности у детей // Ежегодник РПО. Методы психологии. Мате­риалы 2-й Всерос. конференции РПО. — Ростов н/Д, 1997. Т. 3. Вып. 1.С. 118-120.

Московичюте Л.И., Голод В.И. Повторное тестирование: изменение моз­говой организации психических функций в процессе научения // Новые методы нейропсихологического исследования. Сб. научных трудов / Под ред. Е.Д. Хомской и др. — М.: ИП АН СССР, 1989. С. 129-136.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. С. 126-127,295-300.

Потемкина О.Ф., Романова Е.С. Графические методы в психологичес­кой диагностике. — М.: Дидакт, 1991.

Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.

Схема нейропсихологического обследования. — М.: Изд-во Моск. ун­та, 1973. С. 20-21.

Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 96—106.

ЭрдеиА.К. Исследование функциональной асимметрии тактильного вос­приятия // Вопр. психол. 1979. № 2. С. 28—35.

Наши рекомендации