Формы организации восстановительного обучения
ü Распорядок дня включает индивидуальное занятие, групповое занятие, свободное время для общения с родными, педагогом и другими больными, организованный отдых.
ü Объем рабочего материала. Работа более эффективна при использовании малого объема материала, который строго отобран по параметрам частотности, сложности, эмоциональной насыщенности, знакомости и близости больному и пр. Ограничение объема материала сужает поле и направляет поиск, позволяет сделать внимание более устойчивым.
ü Роль «картинки» в восстановительном обучении – разного рода иллюстративный материал. Это объект и предмет действия больного.
ü Трудотерапия. Организация выполнения общего задания. В процессе достижения общего результата просто необходимо общаться, что больные и начинают делать.
ü Удовлетворение эмоциональных потребностей: устройство выставок, совместный просмотр фильмов, хоровое пение и пр.
Социо-психологический аспект реабилитации больных с афазией.
Групповые занятия. Задачи. Методы.
При афазии наблюдаются изменения в личности больного, они являются реакцией на резкое изменение личностного и социального статуса, связанного с изменением позиции больного в семье, в рабочем коллективе; на нарушения взаимоотношений с окружающими. Нарушение коммуникативных возможностей приводит к возникновению у больного отрицательных эмоциональных реакций, замкнутости, страха речи. Классическая форма занятий – индивидуальный урок – не может полноценно решить ряд задач нейропсихологической реабилитации: преодоление страха речи, восстановление вербальных и невербальных форм коммуникации, эмоциональной стороны поведения и пр. Достигнутые на индивидуальных занятиях результаты не переносятся в сферу общения за пределы урока. Эффективной формой восстановления личного и социального статуса больных являются групповые занятия. Они обеспечивают восстановление речи через реализацию разных видов деятельности – деятельность общения, трудовой и учебной деятельности.
Цель: восстановление речи, личностного и социального статуса больного, преодоление психологического барьера в общении с окружающими, преодоление дефектов психологического контакта.
Научные основы: представления в психологии о принципиальной роли речи в формировании и развитии психических процессов и в организации их протекания, о взаимосвязи речи с внеречевой деятельностью человека (Выготский, Леонтьев); положение о речи как о продукте социальной среды и ее развитии путем межличностного общения (Выготский, Леонтьев); представления о социальности личности как основной ее характеристике, о формировании и проявлении личности в коллективе (Леонтьев).
Что дает группа:
1. обеспечивает нужную речевую среду: максимально приближена к нормальной, не упрощена, способствует реализации менее произвольных, более сохранных, эмоциональных и выразительных форм и функций речи.
2. активизирует механизмы подражания, поддержки, взаимопомощи, соревнования, сотрудничества и пр., которые повышают эффективность восстановительного обучения, способствуют социальной реадаптации больных, их реабилитации как личности.
Методы
Делятся на две группы, в основе деления – степень активности методов, намеренности и произвольности их воздействия на речь больных, а также разные задачи, которые решаются этими методами.
1 группа: направленное воздействие на речь, на ее активность, намеренность – беседа, «драматизация» (ролевые игры), кинометодика, речевые игры.
2 группа: непрямое, опосредованное воздействие на речь. Включает еще 2 группы методов: 1) методы, воздействующие на речь через другие познавательные процессы (восприятие, зрительно-предметные образы, мышлене и пр.) – рисование, классификация, узнавание сенсибилизированных предметных изображений (пиктограммы); 2) методы, воздействующие на восстановление коммуникативной функции речи через трудотерапию и музыку – трудотерапия, терапия занятости, метод организации отдых и проведения праздников.
Требования к методам
1. Учет сохранности у больных социального опыта и потребности в восстановлении личностного и социального статуса
2. подход к афазии как к причине дезинтеграции всей психической сферы больного ® методы системного воздействия
3. восстановление прежде всего способностей общей коммуникации больных
4. методы обеспечивают проявление поддержки, взаимопомощи, соревнования, сотрудничества и пр., что способствует повышению мотивации к коммуникации
5. методы должны способствовать созданию благоприятного фона на занятиях и преодолению отрицательных личностных установок больных (неуверенность в себе, страх речи и пр.)
6. методы должны быть направлены не только на восстановление речи, но и на восстановление др. психических процессов, а также на общую, личностную и социальную реабилитацию больных.
Более подробное описание методов.
Беседа
Решает комплекс задач:
- реабилитационных (организация и сплочение группы, создание положительного эмоционального фона, снижение или преодоление страха речи)
- специальных речевых (растормаживание речи, обучение слушанию и пониманию вербального и ситуационного контекста, условия для активизации непроизвольного вербального поведения, закрепление вербального материала)
Виды беседы:
ü фронтальная (педагог с группой, общая тема)
ü фронтально-локальная (педагог и стихийные подгруппы, разные аспекты общей темы)
ü локальная (искусственные подгруппы, разные темы, педагог контролирует)
По форме: подготовленная (метод введения в контекст, больные заранее продумывают тему) и неподготовленная.
Драматизация (ролевая игра)
Решает задачи:
- развитие речевой активности
- оживление упроченных в прошлом опыте вербальных связей
- растормаживание автоматизированных речевых комплексов
- восстановление способности вступать в речевой контакт в контексте ситуации
- восстановление коммуникативных умений (задать вопрос, ответить на вопрос, вступить в беседу)
Суть: разыгрывание ситуаций «у врача», «в магазине» и пр.
Кинометодика
Совместный просмотр и обсуждение диафильма. Просмотр ооочень медленный, покадровый: рассматривают кадр, слушают текст, читают текст, отвечают на вопросы по кадру. Затем – просмотр фильма целиком. После этого – общее обсуждение, коллективный пересказ.
Решает задачи:
- активизирует групповую речь
- использование опоры на зрительно представленную сюжетную линию и ее вербальную интерпретацию
- реализация группового сотрудничества
Речевые игры
Задача – восстановление экспрессивной и импрессивной речи на непроизвольном уровне.
Речевое лото – подбираем карточки предметы или действия к большой сюжетной картине.
Речевое домино – на карточках предметы, это субъекты и объекты деятельности, больному для осуществления хода надо подобрать предикат.