Технология анализа данных в психодиагностике
ОвГ Анализ данных - это направление исследований в области } компьютерных наук, которое позволяет преобразовать и привести исходный фактический материал (наблюдения, события, примеры, результаты экспериментов и т. п.) к наиболее удобной для восприятия форме с целью принятия профессиональных решений в той или иной предметной области.
В наст^цГ'в!^ любой предметной области «ручным» способом, не на компьютере, представляется маловероятным.
К основным категориям анализа данных относятся объекты или явления, обладающие определенными признаками, классы, к которым эти объекты или явления могут быть отнесены, а также решающие или диагностические правила, определяющие принадлежность объектов или явлений к классам.
Под многомерным признаком понимается Y= (У„ Y2, Ут) m-мерный вектор показателей (признаков, переменных) Уи Уъ"' ^различных типов: количественных, то есть скалярно измеряющих в определенной шкале степень проявления изучаемого свойства объекта, ранговых, показывающих порядок объекта в ряду анализируемой совокупности объектов, номинальных (или классификационных), разбивающих множество исследуемых объектов на несколько классов.
Глава 1. Психометрическая парадигма конструирования тестов и шкал
Результаты измерения этих показателей характеризуют объект Д.— (Хц, Ха,..., Х1т), где / = 1,....п по каждому из п объектов исследуемой совокупности, образуют последовательность многомерных наблюдений или исходную таблицу данных для проведения анализа.
Структура и свойства экспериментально-психологических данных
При конструировании психодиагностических методик и шкал объектами ХьХ2,..., Х„ являются множество испытуемых, а в качестве признаков выступают различные варианты ответов испытуемых на тестовые задания.
Структураэкспериментально-психологическихданныхможетбыть изображена с помощью двух форм: табличной и геометрической. Табличная форма представления служит основой для дальнейшей обработки данных на компьютере, а геометрическая используется для большей наглядности и понимания происходящего процесса.
Табличная форма имеет вид таблицы экспериментальных данных (ТЭД) типа «объект-признак».
Таблица 1.3
Объекты (испытуемые) | Исходные признаки | |||||
У\ | ъ | Ч | Ут | |||
X, | хп | хп | *ч | Х\Ш | ||
х2 | хг\ | хгг | хц | ХЪп | ||
х, | Х;\ | хп | ХИ | Х)т | ||
хп | Хп\ | Х„2 | Хщ | Х„т |
Здесь приняты следующие обозначения: ХЪХЪ ..., Хп - множество испытуемых; Уи У2, Ут -исходное множество признаков (заданий теста); х}ь...,хпт- множество ответов испытуемых на тестовые задания.
Графическая форма предполагает наличие системы координат и указание точек с координатами, заданными в этой системе координат. В качестве системы координат принимаются исходные признаки Уи Y2, Ут, а множество испытуемых ХьХЪ ...,Хп являются точками в пространстве признаков. Координатами, соответственно, являются хп,...,хпт- множество ответов испытуемых на тестовые задания. На рис. 1.1 представлена графическая форма для двух (т = 2) и трех (т = 3) признаков.
2 Зак 4548 33
Компьютерная психодиагностика*
Гг
. | |||
X | X ' X, | ||
Рис. 1.1. Графическая форма экспериментально-психологических данных
Основнымсвойствомэкспериментально-психологическихданных является то, что исходные признаки Уи УъУт> как правило, измеряются в номинальных и порядковых шкалах." Это означает, что между возможными вариантами ответов испытуемых нельзя априорно установить ни количественных отношений, ни отношений порядка. В этом смысле втеории измерений номинальные (классификационные) шкалы считаются простейшими и самими «бедными». Если возможные варианты ответов испытуемого на тестовые задания обозначить числами, то эти числа будут иметь смысл только абстрактных символов, обозначающий каждый вариант ответов, и никакие другие отношения между указанными числами, кроме их равенства, значения не имеют. При сравнении двух испытуемых по признаку, измеренному в номинальной шкале, можно сделать единственный вывод о совпадении или несовпадении значения признака.
Для того чтобы номинальные измерения стали доступны для применения широкого спектра различных методов многомерного количественного анализа данных, проводят так называемую процедуру дихо-томизацш, то есть процедуру преобразования исходных показателей в набор признаков с двумя градациями. Для этого при анализе признаков каждую отметку номинальной шкалы считают отдельным самостоятельным признаком. Он принимает всего два значения - А и В, и разность (А-В) уже может интерпретироваться как степень важности несовпадения данного признака при сравнении двух объектов. Чаще всего применяют значения А = 0 и В = 1, то есть признак равен либо О, либо 1, а степень важности признака Кзадается весом IV на который умножается У, Такие признаки называются двоичными, бинарными, булевыми, а в психодиагностике часто используется термин «дихотомические признаки».
Глава 1. Психометрическая парадигма конструирования тестов и шкал
Психодиагностические методики с ответами на тестовые задания типа «оценивания» задают порядковые шкалы. Для таких шкал существен лишь порядок градаций на шкале, и для них считаются допустимыми любые монотонные преобразования, не нарушающие этот порядок. Методологически строгим является применение к порядковым признакам методов обработки, результат которых инвариантен относительно допустимых преобразований порядковой шкалы. Поэтому количественный анализ порядковых переменных, как и дихотомических, имеет свою специфику [Дюк, 1994].
Описанные выше особенности экспериментально-психологических данных следует учитывать при выборе диагностической модели и методов эмпирико-статистической оценки ее параметров. В этой диагностической модели должнавопределенной и конкретной форме выражаться связь измеряемого вектора признаков с тестируемым свойством.