Технология анализа данных в психодиагностике

ОвГ Анализ данных - это направление исследований в области } компьютерных наук, которое позволяет преобразовать и привести исходный фактический материал (наблюдения, со­бытия, примеры, результаты экспериментов и т. п.) к наи­более удобной для восприятия форме с целью принятия профессиональных решений в той или иной предметной области.

В наст^цГ'в!^ любой предметной области «ручным» способом, не на компьютере, представляется маловероятным.

К основным категориям анализа данных относятся объекты или явления, обладающие определенными признаками, классы, к которым эти объекты или явления могут быть отнесены, а также решающие или диагностические правила, определяющие принадлежность объектов или явлений к классам.

Под многомерным признаком понимается Y= (У„ Y2, Ут) m-мер­ный вектор показателей (признаков, переменных) Уи Уъ"' ^различ­ных типов: количественных, то есть скалярно измеряющих в опреде­ленной шкале степень проявления изучаемого свойства объекта, ранговых, показывающих порядок объекта в ряду анализируемой со­вокупности объектов, номинальных (или классификационных), раз­бивающих множество исследуемых объектов на несколько классов.

Глава 1. Психометрическая парадигма конструирования тестов и шкал

Результаты измерения этих показателей характеризуют объект Д.— (Хц, Ха,..., Х), где / = 1,....п по каждому из п объектов исследуе­мой совокупности, образуют последовательность многомерных наблю­дений или исходную таблицу данных для проведения анализа.

Структура и свойства экспериментально-психологических данных

При конструировании психодиагностических методик и шкал объектами ХьХ2,..., Х„ являются множество испытуемых, а в качестве признаков выступают различные варианты ответов испытуемых на те­стовые задания.

Структураэкспериментально-психологическихданныхможетбыть изображена с помощью двух форм: табличной и геометрической. Таб­личная форма представления служит основой для дальнейшей обра­ботки данных на компьютере, а геометрическая используется для боль­шей наглядности и понимания происходящего процесса.

Табличная форма имеет вид таблицы экспериментальных данных (ТЭД) типа «объект-признак».

Таблица 1.3

Объекты (испытуемые)     Исходные признаки
У\ ъ   Ч   Ут
X, хп хп     Х\Ш
х2 хг\ хгг   хц   ХЪп
             
х, Х;\ хп   ХИ   Х)т
             
хп Хп\ Х„2   Хщ   Х„т

Здесь приняты следующие обозначения: ХЪХЪ ..., Хп - множество испытуемых; Уи У2, Ут -исходное множество признаков (заданий те­ста); х}ь...,хпт- множество ответов испытуемых на тестовые задания.

Графическая форма предполагает наличие системы координат и ука­зание точек с координатами, заданными в этой системе координат. В ка­честве системы координат принимаются исходные признаки Уи Y2, Ут, а множество испытуемых ХьХЪ ...,Хп являются точками в пространстве признаков. Координатами, соответственно, являются хп,...,хпт- мно­жество ответов испытуемых на тестовые задания. На рис. 1.1 представ­лена графическая форма для двух (т = 2) и трех (т = 3) признаков.

2 Зак 4548 33

Компьютерная психодиагностика*

Гг

.      
  X X ' X,  
     

Рис. 1.1. Графическая форма экспериментально-психологических данных

Основнымсвойствомэкспериментально-психологическихданных является то, что исходные признаки Уи УъУт> как правило, измеря­ются в номинальных и порядковых шкалах." Это означает, что между возможными вариантами ответов испытуемых нельзя априорно уста­новить ни количественных отношений, ни отношений порядка. В этом смысле втеории измерений номинальные (классификационные) шка­лы считаются простейшими и самими «бедными». Если возможные варианты ответов испытуемого на тестовые задания обозначить чис­лами, то эти числа будут иметь смысл только абстрактных символов, обозначающий каждый вариант ответов, и никакие другие отношения между указанными числами, кроме их равенства, значения не имеют. При сравнении двух испытуемых по признаку, измеренному в номи­нальной шкале, можно сделать единственный вывод о совпадении или несовпадении значения признака.

Для того чтобы номинальные измерения стали доступны для при­менения широкого спектра различных методов многомерного количе­ственного анализа данных, проводят так называемую процедуру дихо-томизацш, то есть процедуру преобразования исходных показателей в набор признаков с двумя градациями. Для этого при анализе призна­ков каждую отметку номинальной шкалы считают отдельным самосто­ятельным признаком. Он принимает всего два значения - А и В, и раз­ность (А-В) уже может интерпретироваться как степень важности несовпадения данного признака при сравнении двух объектов. Чаще всего применяют значения А = 0 и В = 1, то есть признак равен либо О, либо 1, а степень важности признака Кзадается весом IV на который умножается У, Такие признаки называются двоичными, бинарными, булевыми, а в психодиагностике часто используется термин «дихото­мические признаки».

Глава 1. Психометрическая парадигма конструирования тестов и шкал

Психодиагностические методики с ответами на тестовые задания типа «оценивания» задают порядковые шкалы. Для таких шкал суще­ствен лишь порядок градаций на шкале, и для них считаются допусти­мыми любые монотонные преобразования, не нарушающие этот по­рядок. Методологически строгим является применение к порядковым признакам методов обработки, результат которых инвариантен отно­сительно допустимых преобразований порядковой шкалы. Поэтому количественный анализ порядковых переменных, как и дихотомичес­ких, имеет свою специфику [Дюк, 1994].

Описанные выше особенности экспериментально-психологических данных следует учитывать при выборе диагностической модели и мето­дов эмпирико-статистической оценки ее параметров. В этой диагнос­тической модели должнавопределенной и конкретной форме выражать­ся связь измеряемого вектора признаков с тестируемым свойством.

Наши рекомендации