Предмет изучения психологии. Психика. Сознание. Структурные основы психики. Методы исследования психической деятельности
Предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.
Традиционно дают определение понятию психики - как свойства живой высокоорганизованно? материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективны? мир в его связях и отношениях.
Психика - это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своем; единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях i отношениях
Структура психики человека
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупны труппы психических явлений, а именно:
1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.
Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных форма психических явлений.
Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психическог процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельност в состоянии бодрствования человека.
Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениям нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные— активные пассивные переживания; волевые— решение, исполнение, волевое усилие; и т. д.
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведен] и деятельности человека.
В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый пот( сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различи!: видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относитель устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной и пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния; При одн' психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, п другом — трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу:
они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времеш словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.),
Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например вниман проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности. 2) эмоциональн состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное" печальное, гневное, р дражительное и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоя* личности, которое называют вдохновением.
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойс личности.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образован обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведеь типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляем практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответств^ группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, мо:
25.. Психология личности. Понятие «человек», «личность», «индивидуальность», «индивид». Психологическая структура личности. Индивидуальные типологические свойства личности.
Понятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.
Понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке наприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Быть личностью - значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - это значит постоянно строит самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, в помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.
Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество, как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существования отдельных представителей человечества выражается понятием »индиви»
«Индивид» единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто - и фейлогенеза человека, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в сваю очередь образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для развития, подобно тому, как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе ценностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Итак, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека.
Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность», индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.
Мотивация, темперамент, способности, характер - основные параметры индивидуальности.
Эмоциональность, активность выступают как вторичные функции темперамента. Активность, саморегуляции проявляются как характеристики способностей. А в характере выделяются важнейшие компоненты: саморегуляция (воля) и побуждения.
26. Психологические особенности спортивной деятельности
Основные виды спортивной деятельности всегда связаны с определенными двигательными действиями--физическими упражнениями. Их отличительной особенностью является специальная направленность на решение задач физического воспитания (развитие и совершенствование физических качеств человека). Одновременно физические упражнения способствуют совершенствованию и морально-волевых качеств личности. В связи с этим физические упражнения стали специальным предметом психологического исследования и изучения: без точного анализа психологических основ - физических упражнений нельзя разработать рациональные методы обучения и спортивной тренировки. Тех, кто когда-то начал заниматься спортом, гораздо больше, чем тех, кто сделал карьеру в спорте. Очевидно, спортивная деятельность является достаточно трудной, и владение ею на высоком уровне доступно далеко не каждому. Овладение спортивной деятельностью связано с освоением ее психологической структуры, в которой выделяют три блока: мотивацию, средства и результаты деятельности.
Мотивация спортивной деятельности. Это блок, без которого деятельность просто не может начаться. Представим себе: жил-был типичный школьник, ходил в школу, гулял с друзьями во дворе, смотрел телевизор — мультфильмы, кино, иногда спортивные соревнования. О спорте имел весьма слабое представление. И вдруг — решил стать спортсменом. Каков психологический механизм такого решения? Это механизм мотивации. Мотивация — совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.
Потребность, или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано с возникновением внутреннего напряжения, более или менее выраженного дискомфорта, от которого можно избавиться лишь удовлетворив соответствующую нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения.
27 психологическая систематика видов спорта
Современный спорт многообразен. Многообразие его выражается: 1) в большом количестве видов спорта; 2) в большом числе соревновательных упражнений, входящих в отдельные виды спорта; 3) в исключительном разнообразии содержательной и процессуальной стороны спортивной деятельности (биомеханические, энергетические, средовые и психологические особенности).
Для организации психологического анализа спортивной деятельности принято группировать все виды спорта и соревновательных упражнений. Предлагая свою систематику, автор использовал независимые от вида спорта положения, выражающие характер взаимодействия спортсменов в процессе соревновательной деятельности, при этом главной целью было рассмотреть взаимодействия, регламентированные соответствующими правилами соревнований. Исследования показали, что конкретные формы взаимодействия спортсменов зависят от особенностей вида спорта, и это определяет, главным образом, психологическую специфику. Существует две основные формы взаимодействия: 1) по отношению к противнику — противоборство; 2) по отношению к партнерам — взаимодействие.
Противоборство характеризуется наличием прямого или косвенного психологического (может быть, и физического) контакта между спортсменами и отличается конфликтностью взаимоотношений. Оно может иметь различную степень остроты, которая зависит от особенностей спорта, значимости соревнований и индивидуально-психологических особенностей спортсменов-участников.
Взаимодействие партнеров протекает как сотрудничество, взаимная помощь, поддержка, согласование и координация совместных усилий.
Эффективность взаимодействия зависит от умений и навыков взаимодействия, сплоченности, психологического климата команды, совместимости и др.
Эти две основные формы взаимодействия соревнующихся спортсменов составили основание для определения критериев систематики Т.Т.Джамгарова, которые сводятся к следующему:
§ противоборство противников: непосредственное (при жестком, нежестком, условном физическом контакте) и опосредованное (при отсутствии физического контакта). Обязательное условие — наличие психического контакта;
§ взаимодействие партнеров: при совместно взаимосвязанных действиях, при совместно синергических действиях, при совместно-последовательных действиях и при совместно-индивидуальных действиях.
В результате разработки систематики многообразие видов спорта было сведено до девяти групп (см. схему 3). Виды спорта, отнесенные к одной группе, действительно имеют много общего в психологическом отношении, несмотря на различия по другим показателям. Например, для видов спорта девятой группы характерна однонаправленная психическая активность. Психическая структура соревновательной деятельности гимнаста, прыгуна с трамплина на лыжах и слаломиста включает в себя: максимальную концентрацию внимания, настройку перед выходом на старт, приемы самоконтроля за ключевыми составляющими техники, умение противостоять сбивающим факторам.
28. факторы и принципы повышения активности учащихся на занятиях по физической культуре и спорту
Активность учащихся зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьника.
В процессе обучения используются разнообразные приемы: комментирование, описание, сообщение, объяснение, указание, рассказ. Например, построение учащихся на горе в одну шеренгу. Перед выбором места занятий вместе с учениками проанализировали дистанцию. Ученики отметили, что на дистанции, которая в нашей школе является постоянной, (где выполняются зачеты по лыжным гонкам), есть участки с различным рельефом. На каждом уроке проводится инструктаж по технике безопасности. Учащиеся сами комментируют какие травмы могут быть и как их избежать. После этого ставится задача: «Выбрать склон, похожий на участок нашей дистанции, имеющий спуск». Вместе с учащимися выбираем склон. Задаются вопросы: «Что может помешать при спуске пройти дистанцию на зачете быстро?» Ответы могут быть разные: «Падение, низкая скорость» и т.д. Предлагаю для «преодоления» этих препятствий выработать правильную стойку при спуске. Вызывается ученик из строя, ему задаются вопросы: «Что необходимо сохранить лыжнику, чтобы во время движения не упасть? Ответ: «Равновесие».
Выясняется, что при спуске ноги вместе сводить нельзя; чтобы сохранить наиболее устойчивое положение, необходима стойка ноги врозь (вспоминаем, что матрос на раскачивающейся палубе в море слегка расставляет ноги, чтобы не упасть); колени слегка надо согнуть, туловище немного наклонить вперед, руки к туловищу не прижимать; палки под мышками не зажимать, чтобы не сковывать движение рук и плеч; руки должны быть готовы сохранять равновесие.
Положительный настрой в начале урока при постановке познавательных задач поддерживается в дальнейшем при организации выполнения учебных задний. Ученик должен знать не только то, что он выполняет, но и как надо выполнить. Учащиеся самостоятельно учатся творческому выполнению заданий, способам и приемам учебной деятельности. Например, при установке снарядов и подготовке инвентаря дается возможность старшим в группах решать не только приготовить и установить оборудование в зависимости от содержания урока и указанных условий, но и определить, где и как наиболее целесообразно разместить снаряды, инвентарь и самих занимающихся.
Зная, как нужно работать в этом или ином случае, учащиеся с меньшей затратой времени и сил, с большей эффективностью усваивают новые знания и умения. Все это способствует развитию познавательного интереса, вызывает желание узнать больше, укрепляет веру в собственные силы. Например: в одном случае дается учащимся инструктаж, как лучше выполнить упражнение, в другом - необходимо вспомнить связь с ранее изученным материалом, объяснить допущенные ошибки, осмыслить движения (задания), выделить в них главное.
Для осуществления самоконтроля на уроке применяются специальные карточки с некоторыми типичными ошибками. Такой анализ ошибок позволяет выявить, кто из учеников не умеет еще осуществлять контроль и самоконтроль, кому стоит помогать.
При взаимооценке используются сравнения. Например, демонстрируется одно и то же движение в разных вариантах, в одном из них допущена техническая неточность. Ученики должны назвать ошибки, определить причины, вызвавшие их, указать, как исправить.
Создание положительного эмоционального фона так же способствует созидательной активной деятельности на уроках. Как правило, он формируется у учащихся еще до начала урока и должен сохраниться на всем его протяжении. Эмоциональный фон может меняться по ходу занятий.
Зависит он, прежде всего, от самочувствия учеников, их интереса к предмету, к физическим упражнениям, от настроения, от оценок их деятельности. Существует несколько методов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих положительные эмоции у учащихся, выполняющих физические упражнения.
Использование игровых и соревновательных методов повышает эмоциональный фон урока.
29. Компоненты тренировочного процесса
Рассматривая тренировочный процесс как развивающуюся динамическую систему, нужно помнить о том, что он представляет собой совокупность компонентов, которые выполняют специфические для каждого компонента задачи и является сложной по организации структурой, представляющей единое целое. За последние три десятилетия написано много трудов на предмет структурной организации тренировочного процесса как отечественными, так и зарубежными специалистами в области теории и методики физической культуры и спорта. В тоже время многие авторы постоянно находятся в поиске путей дальнейшего развития теории спортивной тренировки.
а) комплекс основных показателей, характеризующих состояние организма юного спортсмена, как до выполнения нагрузок, так и после их реализации;
б) совокупность рациональных и эффективных педагогических методов воздействия на спортсмена;
в) надежная и информативная система контроля состояния занимающегося.
Следует выделить основные компоненты тренировочного процесса, которые нужно рассматривать комплексно 1) физическая подготовка (главное содержание заключается в развитии физических способностей и индивидуальных качеств спортсмена); 2) техническая подготовка (сущность ее состоит в том, чтобы спортсмен овладел рациональной техникой спортивной деятельности, что обеспечит ему экономное и оптимальное использование физических способностей и качеств); 3) тактическая подготовка (ее главное содержание заключается в развитии способности применять технические навыки и умения в определенных ситуациях спортивной деятельности); 4) психологическая подготовка (спортсмен должен уметь как на тренировках, так и в соревнованиях реализовывать свои физические способности, тактические концепции, технические навыки и умения, несмотря на постоянно повышающиеся уровни и плотность результатов в быстро меняющихся условиях спортивной деятельности); 5) воспитание личностных качеств (для реализации успешной спортивной деятельности и достижения высоких спортивных результатов спортсмен должен обладать значительным уровнем развития личностных качеств).
30. Спортивный коллектив и этапы его формирования
Что такое коллектив
Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определённым образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. В отличие от других социальных общностей коллектив характеризуется следующимиосновными чертами:
1. устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени;
2. отчётливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу;
3. относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива;
4. структурированностью - определённой степенью чёткости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива;
5. организованностью, то есть упорядоченностью, подчинённостью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности;
6. открытостью-то есть готовностью к принятию новых членов.
Социально-психологический климат коллектива - это характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.
Социально-психологический климат коллектива связан с определённой эмоциональной окраской психологических связей между членами коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.
Часто объектом вымещения агрессивности фрустрированного человека становятся другие члены его группы, которые раздражают его и не способны дать ему отпор. Такое агрессивное поведение называется «смещенным», так как объектом акта агрессии становится не фрустратор, а некто другой, случайно оказавшийся рядом.
Если в силу сложившихся обстоятельств агрессия оказалась вымещенной на каком-либо объекте или по истечении значительного периода времени вызванная ею внутренняя психологическая напряженность сама собою спала, то следующей типичной психологической реакцией, наступающей за агрессией, является апатия. Быстрота ее возникновения вслед за агрессией и глубина могут быть индивидуально различными, по-разному проявляться в различных социальных группах.
Изучение и диагностика межличностных и межгрупповых отношений, выявления структуры межличностных отношений и особенностей восприятия и понимания людей друг другом в группе - задача тренера команды. Социальный статус каждого члена группы определяет характер восприятия индивидом группы, т.е. его отношение к окружающим. По всему выше сказанному делаем вывод о том, что социальный статус члена группы определяет характер восприятия им группы.
Личность - одна из базовых категорий психологической науки. Человек как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, из которых Юрген Хабермас, выдающийся социальный философ, в качестве основных предложил выделить три мира: внешний мир, социальный мир («наш мир», мир, в который вместе со мной входят и другие люди), внутренний мир («мой мир», индивидуальность и неповторимость «моего» существования).
К факторам, обусловливающим межличностные контакты в спортивной деятельности, относятся:
- успешность или неуспешность деятельности;
- уровень подготовленности спортсменов;
- статусно-ролевые отношения членов команды;
- межличностные отношения;
- индивидуально-психологические особенности спортсменов.
31. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсмена к соревнованиям
Обучение спортсменов универсальным психотехникам, которые обеспечивают готовность к деятельности в экстремальных
условиях подготовки к соревнованиям; способам саморегуляции уровня активации, обеспечивающей эффективную деятельность; способам мобилизации к максимальным физическим и психическим усилиям. Обучение спортсменов приемам моделирования условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных моделей, мысленного воспроизведения отдельных движений в форме идеомоторной тренировки; мысленного воспроизведения ситуации поединка на основе ментальной тренировки, т. е. комплекса психолого-педагогических средств, включающих: распознавание и оценку окружающей ситуации; контроль психофизиологических и поведенческих реакций; приемы внушения и самовнушения, направленные на релаксацию и создание необходимых предпосылок эффективной деятельности.
Как утверждает А.Ц. Пуни, состояние психической готовности к соревнованию - целостное проявление личности спортсмена. Оно представляет собой динамическую систему.