Повышение психологической готовности к деятельности в различных, в том числе осложненных, ситуациях
7. Развитие акмеологических инвариантов профессионализма.
Доказательное обоснование акмеологических категорий «профессионализм личности», «профессионализм деятельности», «акмеологические инварианты профессионализма», «личностно-профессиональное развитие», «профессиональное мастерство», «акмеологический уровень личности» позволило приступить к разработке важнейшей на данном этапе развития этой науки акмеологической категории – «профессионал». Заметим, что импульсом тому послужила не только логика создания понятийного аппарата науки, но и акмеологические исследования профессионализма личности.
Как и в случае с категорией «профессионализм», определение сущностных характеристик категории «профессионал» во многом зависит от специфики предмета науки, в которой она разрабатывается. Профессионалами в обыденном понимании называют тех, кто занят какой-либо профессией и только ей. В некоторых исследованиях философского содержания[ категория «профессионал» рассматривается с разных позиций, не сводимых только к виду профессиональной деятельности:
♦ соответствия профессиональной деятельности;
♦ осознания своей личностной ценности как специалиста, мастера;
♦ системы отношений («профессионал» всегда красив и своим отношением к делу, и отношением к окружающим, и отношением к жизни в целом...»);
♦ специальных личностно-профессиональных качеств (уверенность, собранность, способность принимать верные и нестандартные решения и пр., мудрость и бесконфликтность);
♦ высокого качества и результативности деятельности;
♦ контроля и самоконтроля.
Некоторые качества профессионала, очевидно «списанные» с конкретной личности авторами данной книги, даже романтизируются: «...профессионал своим бодрым жизненным состоянием, энергией, прекрасным и благожелательным состоянием своего духа благотворно действует на окружающих, тем самым вызывая энтузиазм своих коллег, вдохновляя их на более продуктивную и производительную деятельность».
Акмеологические исследования показали, что к раскрытию содержания категории «профессионал» следует подходить с системных позиций, ведь профессионал – это прежде всего личность, обладающая определенными свойствами, качествами, умениями, направленностью, системой отношений. С акмеологической точки зрения профессионал – это субъект деятельности, обладающий такими характеристиками ума, воли, чувств или, если хотите смотреть более обобщенно, такими психическими свойствами, которые представляют устойчивую структуру, позволяют ему на высоком уровне продуктивности выполнять ту деятельность, в которой он зарекомендовал себя как большой специалист.
Все эти характеристики и качества, осмысленные и обобщенные на основе идей акмеологии, и должны найти свое отражение в формулировании данной категории. Хотелось бы заметить, что в акмеологии с самого начала категория «профессионал» тесно связывалась с другой базисной акмеологической категорией – «профессионализм», содержание которой нами было представлено выше. Поэтому те свойства профессионала, которые связаны с деятельным аспектом, проявлением мастерства и пр., не будут рассматриваться особо, они переносятся в данное определение. Внимание хотелось бы сконцентрировать на особых отличительных личностных характеристиках профессионала и прежде всего на направленности личности.
В частности, по мнению ряда исследователей, профессионала «от рядового представителя профессии» в первую очередь отличают характеристики его ценностно-смысловой сферы. «Именно ценностно-смысловая сфера профессионала и возможность соотносить свою деятельность с жизненными смыслами является той высшей организующей инстанцией, которая либо способствует расцвету творчества, либо разрушает его, а вместе с этим и личность профессионала» \
Представитель той или иной профессии действует преимущественно из определенности целей, мотивов и средств деятельности. Его, прежде всего, интересуют вопросы – зачем? для чего? как правильно или неправильно? достаточно или нет? и пр. Иными словами, они остаются лишь предметно-направленными и будут с легкостью перескакивать с одного предмета на другой, увлекаясь их многообразием... в такой деятельности отсутствует личность, совершающая деяние.
Настоящий профессионал, помимо этих, ставит и иные, более значимые для него вопросы – «ради чего и во имя чего я это делаю», то есть о смысле деятельности, соотнося свою деятельность с жизненными смыслами. Деятельность профессионала всегда связана с переживанием его жизненных смыслов. Профессионал активно ищет и находит все новые смыслы в своей профессиональной деятельности.
Смыслы и ценности профессионала могут быть разнообразными, но всегда имеют позитивную индивидуальную или общественную направленность. Наиболее значимыми из них являются ценность образования и высокопродуктивного профессионального труда, отреф-лексированного ценностным и смысловым содержанием, которые являются важнейшими общечеловеческими ценностями.
Имеющиеся тесные связи между категориями «профессионализм личности» и «профессионал» обусловливают ведущую роль в направленности личности профессионала системы личностью-профессиональных стандартов, ориентирующих не только на высокое качество выполнения деятельности, но и соответствующие данному качеству личностные позиции, которые, в свою очередь, оказывают сильное влияние на систему личностных норм регуляции поведения и отношений профессионалов. Эти стандарты и нормы делают настоящих профессионалов личностями необычными в позитивном смысловом понимании и даже в какой-то степени исключительными.
Нами неоднократно отмечалось, что настоящих профессионалов своего дела отличает не только высокое качество и производительность труда, но и стабильность его важнейших показателей. Это свидетельствует о важной регулирующей роли стандартов или эталонов качества деятельности, которые сформировались у них в процессе овладения секретами мастерства при формировании профессионализма, находящихся под пристальным личностным самоконтролем. Их отличительной особенностью является то, что устойчивые высокие стандарты деятельности в соответствии с методологическим принципом единства личности и деятельности трансформируются в высокие личностные стандарты, которые в обыденном понимании представляются некими емкими оценочными суждениями – «недостойно настоящего профессионала», «профессионализм не позволяет...» и пр. и начинают выступать как единое целое свойство. Иными словами, они для профессионала проявляются в существенных добровольно принятых и неукоснительно соблюдаемых ограничениях, в том числе и этического характера. Акмеологические исследования показывают, что у профессионалов, как правило, существует некая внутренняя система личностной регуляции не только деятельности, но поведения и отношений, которая представляет некое интегрированное единое целое. В этом смысле профессионал своего дела относится к категории «модальной личности», то есть типу личности, возникающему как результат действия системы социализации, внешнего и внутреннего контроля.
Проявлением модальности личности может служить сам факт осознания своей профессионально-статусной принадлежности. Наличие отношений, характерных для модальных личностей, проявляется также в факте оценочного, сравнительного отношения человека к себе как к представителю определенной группы, стремление сформировать у себя необходимые качества и умения, понимание своих возможностей как представителя данной группы. При этом у модальных личностей формируются четкие и непротиворечивые эталоны-образцы деятельности, поведения и отношений, характерные для данной модальной или статусной группы. В психологических исследованиях было показано, что активизация личностных норм и повышение их регуляторной роли осуществляется при условиях:
♦ когда человек при следовании требованиям данной нормы знает о последствиях его действий для других людей;
♦ когда личностная норма требует от человека именно таких действий;
♦ когда человек способен произвольно в полном соответствии с личностными смыслами контролировать свои действия и их результаты;
♦ когда человек признает личностную ответственность за свои действия и поступки в соответствии с данной нормой.
Существующие личностные нормы обычно соотносятся с представлением человека о самом себе, своем личностно-профессиональном статусе, месте и роли в системе отношений и взаимодействий. Следование личностным нормам, как правило, связано с чувством гордости, высокой самооценкой и самоуважением, уверенностью в правильности своих действий и позиций, а также высоким самоконтролем. Это в свою очередь способствует повышению социального статуса личности. Отмеченные личностные нормы, безусловно, влияют на мотивацию профессиональной деятельности и достижений. У профессионалов она всегда высокая, но в то же время реалистичная вследствие их адекватной самооценки и хорошего самоконтроля.
Нормативная личностная регуляция весьма динамична, каждое новое личностное или профессиональное достижение является основой для коррекции или изменения системы норм в сторону повышения уровня, а нередко даже и ужесточения. В результате чего стремление к «согласию с нормами» может привести, как ни неожиданно это звучит, к возникновению глубоких внутриличностных конфликтов, потому что это «согласие» может являться тормозом к развитию. Возникающая при этом фрустрация приводит к разрушению побудительной мотивации и формированию новой, которая в свою очередь корригирует существующие у личности нормы и стандарты деятельности и поведения. Хотелось бы подчеркнуть, что у настоящего профессионала эти процессы носят прогрессивный характер: формируются новые, более высокие стандарты качества деятельности, которые возвышают, но и ужесточают нормативную этическую регуляцию поведения и отношений. В резулыате формируются представления о себе в виде образа «Я-профессионал», гармонично сочетающего адекватную оценку «Я» в настоящем и «Я» в будущем, настраивающего на дальнейшее личностно-профессиональное развитие.
Таким образом, профессионализм предъявляет к субьекту труда определенные жесткие обязательства, отражающие не только требования уровня качества деятельности, но и влияющие на его личность и систему отношений. Иными словами, профессионал, несмотря на существенно большие возможности, большую востребованность, всегда имеющееся право произвольного выбора, все же во многом ограничен:
♦ рамками своего статуса;
♦ добровольно принятыми этическими нормами поведения и отношениями;
♦ высокими стандартами деятельности и профессиональными достижениями.
Психологически это звучит парадоксально, потому что получается – большие возможности «ограничивают свободу», но такова реальность. Наблюдения за выдающимися профессионалами своего дела показывают, что внутренняя нормативность для них является мощным регулятором, они просто не могут себе позволить произвольно работать хуже. При этом возникающее в силу каких-то причин отклонение от стандартов или принятых этических норм, как правило, сразу же негативно сказывается на высокой продуктивности их деятельности, особенно ее креативности. Правда, исключением может являться ролевое поведение, соответствующее выбранному имиджу, что особенно характерно для профессионалов в публичной деятельности – искусстве и политике.
Высокие профессиональные и личностные стандарты, опора на профессиональные, нравственные и этические нормы обусловливают у профессионалов высокий уровень самоконтроля. Самоконтроль выполняет множество важных функций. Как рефлексивная система обратных связей, он обеспечивает высокую эффективность и надежность деятельности и профессиональных взаимодействий, обеспечивая необходимую коррекцию в соответствии с принятыми эталонами или нормами. Особую роль самоконтроль играет в личностно-профессиональном развитии, ориентируя субъекта труда на высокие профессиональные и личностные стандарты. Высокий уровень самоконтроля формирует у профессионала такое важнейшее личностно-профессиональное качество, как ответственность.
При обсуждении психологических и акмеологических особенностей профессионалов хотелось бы остановиться еще на одном их важном свойстве – самоэффективности. Проблема самоэффективности находится в поле самого пристального внимания психологов, а в последнее время и акмеологов, которые полагают, что возможен методический перенос данных психологических знаний при решении акмеологических задач.
Самоэффекгивность рассматривается как проявление «власти Я», как убежденность личности в своих возможностях мобилизовать имеющиеся ресурсы для осуществления контроля за событиями, оказывающими влияние на жизнедеятельность, в том числе и связанные с прогрессивным личностно-профессиональным развитием. Было показано, что самоэффективность является важным свойством настоящего профессионала, причем ее роль особенно велика не только в обеспечении высокой эффективности и надежности профессиональной деятельности, но и в формировании мотивации достижений, выборе личностных и профессиональных стандартов и траекторий профессиональной карьеры.
Обобщение сказанного о психологических и акмеологических характеристиках профессионала и особенно его направленности позволяет дать содержательное определение этой важной акмеологической категории – «профессионал».
Профессионал – это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, самоэффективности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятелыюстной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение.
Данная акмеологическая категория имеет определенное содержательное сходство с категорией «профессионализм личности» однако у нее более широкий, обобщенный характер. Предложенная формулировка этой важнейшей акмеологической категории позволяет определить пути становления и развития субъекта деятельности как профессионала. Заметим, что развитие профессионала и профессионализма личности и деятельности может осуществляться как самостоятельно, так и с опорой на различные психологические и акмеологические подходы, методы и технологии.
При решении задач развития профессионализма всегда одними из центральных являются вопросы, что этому развитию помогает, а что – мешает? Если перефразировать сказанное, то для этого необходимо выявить условия и факторы, способствующие или препятствующие развитию профессионализма и становлению профессионала. В случае, когда некие условия и факторы способствуют прогрессивному развитию личности и профессионализма, их называют акмеологиче-скими. В настоящее время сложились следующие операциональные определения этих базовых акмеологических категорий.
Акмеологические условия – значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого уровня прогрессивного развития зрелой личности и особенно ее профессионализма.
Акмеологические факторы – основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты прогрессивного развития личности и ее профессионализма.
Как следует из данных определений, акмеологические условия и факторы в какой-то степени близки по своему содержанию, но не тождественны. Акмеологические условия имеют скорее объективный характер по отношению к будущему профессионалу, в то время как значительное число акмеологических факторов субъективны. В то же время, если речь идет о личностно-профессиональном развитии, акмеологические факторы могут быть только субъективными (индивидуальные предпосылки меры успешности профессиональной деятельности – мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость и пр.), а также субъективно-объективными, связанными в первую очередь с организацией профессиональной среды и взаимодействий, качеством управления, профессионализмом руководителей и пр. Таким образом, они обладают разной «силой» или степенью значимости на различных этапах становления и развития профессионализма. В психолого-акмеологических исследованиях в качестве значимых акмеологических условий/назывались задатки, общие и специальные способности субъекта труда, состояние общества в период его становления, условия семейного воспитания и образования, доступ к культурным ценностям и пр., что составляет содержание условий так называемого предстартового периода развития профессионализма. Акмеологические исследования показали, что важнейшими акмеологическими факторами являются также стремление к самореализации, высокие личностные и профессиональные стандарты, высокий уровень профессионального восприятия и мышления, престиж профессионализма, а также все субъективное, способствующее росту профессионализма.
Отмеченные категории и понятия являются на сегодняшний день базовыми для акмеологии. Работа по уточнению имеющихся и обоснованию новых акмеологических категорий продолжается. Этот процесс носит естественный характер, потому что категориальный строй любой науки зависит от состояния ее развития, а акмеология – наука, динамично развивающаяся, поэтому нет сомнения в том, что в скором времени она обогатится новыми категориями, понятиями и определениями.
Отмеченные базовые акмеологические категории не единственные. В дальнейшем по ходу обсуждения проблем акмеологии будут обоснованы и представлены и другие, в частности
♦ акмеологический, акмеографический и акмеоцентрический подходы;
♦ акмеограмма;
♦ акмеологические критерии и показатели;
♦ акмеографические описания,
♦ акмеологические технологии;
♦ акмеологическое воздействие.
ВЕРШИНЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА (ИЛИ ЕГО "АКМЕ ") И ИХ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1. Феномен "акме" и его главные характеристики
План
1. "Акме" как одно из основных понятий новой науки.
2. Более широкое и более узколокальное понимание "акме" при прослеживании развития человека на ступени взрослости.
3. "Микроакме" как промежуточные вершины в развитии человека, предваряющие достижение им "макроакме".
4. Основные характеристики "акме" человека.
5. "Псевдоакме" как антипод подлинной вершины в развитии человека.
6. "Акме" в развитии малых и больших общностей людей и их главные характеристики.
7. "Псевдоакме" в развитии общностей.
Ключевые слова: "акме", "макро- и микроакме", основные характеристики "акме" человека и общностей людей, "псевдоакме", развитие;
— развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов;
— "макроакме " — наивысший уровень о развитии, достигнутый человеком или общностью людей; "микроакме"— вершины, предваряющие достижение макроакме людьми или большими или малыми общностями;
— основные характеристики акме человека и общностей людей — сущностные особенности вершины в их содержательном, пространственно-временном, материальном и идеальном выражении, которых достигают в своем развитии как отдельный человек, так и общность людей.
Как известно, при нормальном развитии человека его младенчество, детство, отрочество, юность — этапы в его развитии, предшествующие его вступлению во взрослость и подготавливающие при их нормальном прохождении полноценную реализацию им себя на ступени взрослости в качестве физически здорового человека, законопослушного гражданина, надежного супруга, в воспитательном отношении умелого родителя, творчески проявляющего себя специалиста-профессионала в конкретной области труда.
Взрослость во всех названных проявлениях своей природной и социальной сути человеком, таким образом, оказывается вершиной в его развитии, после которой следует пожилой возраст, старость, для которых характерно поступательное снижение уровня физического здоровья, ослабление гражданской активности, сокращение объема и содержания родительских обязанностей, выключение из сферы профессионального труда.
При таком понимании, "акме" - это вся ступень взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость.
Вместе с тем в акмеологии понятие "акме" используется и в более узколокальном значении, когда имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии его здоровья, когда его поведение как личности оказывается отмеченным наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит свое выражение в максимально возможном для него и получающим материальное или духовное воплощение конкретном результате его творчества.
Наконец, в работах, в которых рассматривается развитие человека в онтогенезе, особенно когда хотят подчеркнуть роль самого человека в выстраивании своего развития по оптимальному варианту, термин "акме" употребляется еще в одном значении — пиков или оптимумов, которых человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных ступенях. Некоторые исследователи эти пики или оптимумы в развитии, всегда имеющие и очень определенные содержательные характеристики, и конкретные формы воплощения, предваряющие достижение человеком на ступени взрослости большого "акме" или "макроакме", называют малыми "акме" или "микроакме".
Когда более углубленно анализируют достигаемые людьми "акме", то, во-первых, стараются определить его содержательные характеристики и, прежде всего, по каким направлениям, своего развития тот или иной конкретный человек его достиг: развиваясь физически, проявляя себя как личность, действуя как профессионал или при совокупном объективировании на высоком уровне всех этих характеристик развития.
Во-вторых, устанавливается, образно говоря, величина достигнутого "акме" или его калибр. Далее также выделяются такие его показатели, как время достижения "акме" человеком и его продолжительность.
Как противоположность подлинному "акме", в котором находит выражение наивысший уровень развития человека, проявляющийся в оптимальном для него состоянии здоровья, в имеющих неординарное для него положительное значение поступках и деяниях, являющихся вкладом в ценности жизни и культуры, у некоторых людей может наблюдаться псевдоакме или за кажимостью "акме" не быть действительного, подлинного "акме".
Как было показано выше, "акме" может быть у малых и больших общностей людей. И в нем тоже в каждом случае прежде всего, обнаруживаются и фиксируются содержательные характеристики, а именно: что из сущностных особенностей общности оказывается развитым наиболее сильно.
У организованной, выступающей как относительно единое целое общности людей, занятых общей деятельностью, при прослеживании ее действительно поступательного развития, как правило, обнаруживаются и такие характеристики, как калибр или величина "акме", время его достижения и продолжительность действования на уровне "акме".
И у общностей, как и у отдельных людей, их развитие необязательно идет по наиболее часто встречающемуся ординарному варианту. И необязательно этот процесс, происходящий в общности и означающий ее развитие, оказывается оптимальным для нее и непременно выводит ее на уровень "акме". Он опять же при стечении определенных объективных и субъективных обстоятельств может означать не прогресс, не движение общности по восходящей, а, наоборот, регресс и заканчивается ее распадом или исчезновением. И как в случае с развитием человека, одним из вариантов ущербного развития общности выступает достижение ею псевдоакме.
Резюме
В формировании и развитии отдельного человека как индивида, личности и субъекта, как и при развитии общности людей, решающих своей деятельностью социально необходимые задачи, всегда имеют место периоды движения по восходящей, относительно ровного плато, отступления назад.
Вершины в развитии, когда человек достигает наиболее высокого уровня в состоянии своего здоровья, когда в своих поступках наиболее проявляет усвоенные им основные ценности жизни и культуры, а в своих деяниях в главной для него области труда устойчиво проявляет профессионализм, свидетельствуют, что он достиг в этом своем развитии "макроакме".
И для нормально развивающихся общностей людей, выполняющих социально ценные функции, такое достижение макроакме тоже характерно.
Предваряют это достижение человеком или общностью людей большого "акме", как правило, микроакме. И им, как и большим "акме", присущи очень конкретные и определенные характеристики.
За "акме" в жизнедеятельности и отдельного человека, и общности и в ее результатах при поверхностной оценке их может быть принята иллюзия "акме" или псевдоакме.
Контрольные вопросы и задания
1. Что означает "акме" в развитии человека?
2. Назовите наиболее общие характеристики "акме" человека.
3. Как вы определите "микроакме" в развитии в отличие от "макроакме"?
4. Какое содержание вкладывается в понятие "акме", когда анализируют развитие малых и больших общностей?
5. Назовите наиболее общие характеристики "акме" в развитии общностей.
6. Как вы определите и обоснуете отличие настоящего "акме" от псевдоакме?
7. Имея в виду жизненный путь человека от рождения и до превращения его в мастера-профессионала, какие наиболее вероятные микроакме были у него на этом пути?
8. Н.И. Лобачевский создал неэвклидову геометрию, а его сослуживцы математики решили, что он сошел с ума. А как считаете вы: было ли открытие, сделанное Н.И. Лобачевским, выражением его профессионального "акме"? И вообще с точки зрения акмеологии, как вы оцените эту ситуацию?
Список литературы
Ананьев С.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
Бодолев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М., 1998.
Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб., 2001.
Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М., 2001.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
2. "Акме" в профессиональном развитии человека
План
1. Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии.
2. Виды профессионального "акме".
3. Критерии профессионального "акме" в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности.
4. Условия достижения профессионального "акме".
Ключевые слова: профессиональное "акме", профессионализм, профессиональная компетентность, профессионал, профессиональное развитие, профессионализация, профессиог-рамма, акмеограмма (профессиональная).
— "Акме" в профессиональном развитии(профессиональное "акме") — это психическое состояние, означающее высший уровень для человека в его профессиональном развитии, который приходится на данный отрезок времени;
— профессионализм — интегральная психологическая характеристика человека труда, отражающая и фиксирующая уровень соответствия человека требованиям профессии;
— профессиональная компетентность — интегральная профессиональная способность человека, означающая его подготовленность к решению определенного класса профессиональных задач;
— профессионал — человек, усвоивший ценностные ориентации в профессии, выполняющий профессиональную деятельность на уровне требований профессии, осознанно развивающий свою личность средствами профессии;
— профессиональное развитие — процесс накопления качественных и количественных, прогрессивных и регрессивных изменений в психике человека как профессионала;
— профессионализация — процесс становления профессионала, приближающий человека к эталону специалиста;
— профессиограмма — документ, фиксирующий требования профессии к деятельности и личности специалиста;
— акмеограмма — документ, отражающий возможную индивидуальную траекторию продвижения человека к его профессиональному "акме".
Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии
"Акме" в профессиональном развитии (профессиональное "акме") — это психическое состояние, означающее высший для данного человека уровень в его профессиональном развитии, который приходится на данный отрезок времени.
Профессиональное "акме" — это психическое состояние, означающее максимальную мобилизованность, реализованность всех профессиональных способностей, возможностей и резервов человека на конкретном этапе жизни (при отсутствии перенапряжения и использования предельных возможностей организма).
Профессиональные "акме" как формы достижения человеком высоких уровней в его профессиональном развитии изучали и описывали Б. Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Дер-кач, В.Г. Зазыкнн, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.
Профессиональное "акме" — это кульминация, пик, оптимум в профессиональном развитии человека на данном отрезке жизненного пути. Б.Г. Ананьев под кульминацией понимал момент наивысшей продуктивности творчества и наибольшей значимости созданных человеком ценностей1 ( См.: Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды // Человек как предмет познания в 2-х томах. Том I. М.. Т. 1.С. 117).
Фазы кульминации зависят, по Б.Г. Ананьеву, от времени и объема деятельности с момента старта, а старта — от уровня методов профессиональной подготовки.
Состояние "акме" можно соотнести с том, что в литературе называют "интенсивностью бытия"2. (ГримакЛ.П. Резервы человеческой психики. М., 1987. С. 103.)
"Акме" в профессиональном развитии может не совпадать по времени с "акме", достигаемыми человеком как индивидом, как личностью (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев). "Пики" в развитии человека как индивида, как личности, как субъекта профессиональной деятельности могут происходить в разное время (хотя "акме", подъемы в развитии одних сфер психики могут стать источником, катализатором для появления "акме" в других сферах).
Виды профессионального "акме"
Каждый человек в течение жизни может достигать профессиональных "акме" разной степени общественной и личностной значимости.
Общественно и объективно значимые профессиональные "акме" — это высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, признанный профессиональным сообществом как социально приемлемый результат, заметно превышающий нормативный уровень. Такого рода результаты труда означают обычно уровень профессионального мастерства и переход от него к уровню профессионального творчества, когда человек выходит за пределы профессионального опыта, включая в профессиональную деятельность новые задачи, новые приемы и технологии, достигает принципиально новых профессиональных результатов, вносит свой индивидуальный творческий вклад в опыт профессии. Общественно значимые профессиональные "акме" могут представлять собой выдающиеся достижения (теоретические концепции и открытия) или включать отдельные творческие находки, передовой опыт новатора. У человека наряду с крупными достижениями могут иметь место и спады, паузы в творчестве, низкие результаты, слабые места в деятельности, но о профессионалах судят обычно по тем наивысшим результатам, которые они достигали.
Личностные, субъективно значимые профессиональные "акме"— это достаточно высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, заметно превышающий ранее достигаемые им результаты. Эти достижения порой незаметны для профессионального сообщества и не признаны им, но осознаются и оцениваются самим человеком как максимально возможный для него в данный отрезок времени уровень профессионализма.
Индивидуальные субъективно значимые профессиональные "акме" означают мобилизацию усилий человека, победу над собой, превышение человеком своих предыдущих профессиональных результатов, достижение нового для себя уровня профессионализма, способность человека придать своему профессиональному развитию восходящий прогрессивный характер. Хотя субъективно значимые профессиональные "акме" не всегда признаются профессиональным сообществом как важные для профес-
сии достижения, тем не менее для конкретного человека небезразлично, как сообщество оценивает его возможности к новым успехам и подъемам в труде ("я уже прошел свой пик и рано или поздно об этом все узнают", — сказал о себе специалист).
Таким образом, показателями общественно значимого профессионального "акме" являются профессиональные достижения, заметно превышающие результаты высоких профессионалов в данной области. Показателями субъективно и личностно значимого профессионального "акме" являются профессиональные достижения, превышающие предыдущие результаты в труде данного человека. Эти виды профессиональных "акме" могут не совпадать. Наличие субъективно значимого "акме" не всегда признается социумом как объективно важные достижения. Признание успехов данного человека выдающимися, объективно значимыми не означает, что человек достиг своего субъективного максимума и "акме".
Профессиональные "акме" могут различаться по числу их вершин, пиков, подъемов.
Возможны:
— большое "акме" как главное достижение всей жизни челове-ка, пик профессиональных результатов, как уровень, превышающий все ранее достигнутые конкретным человеком показатели успеха в профессии (это "акме" называют одновершинным);
— малые "акме" как неоднократные профессиональные достижения конкретного человека — предшествующие большому "акме", следующие за ним или заменяющие его (эти "акме" называют многовершинным).
Профессиональные "акме" могут отличаться друг от друга:
— по разной временной длительности и временным границам, охватывая дни, недели, месяцы, реже — годы;
— по масштабности, "калибру" (А.А. Бодалев), включая одну или несколько видов профессиональной и социальной деятельности человека.
Профессиональные "акме" различны по своему месту в общем ходе профессионального развития:
— профессиональные "акме" могут следовать за периодом спада, застоя (что может означать период скрытого развития) или за периодом стабилизации, плато в развитии;
— профессиональные "акме" могут сами приводить к спаду, опустошенности, истощенности, кризису в развитии;
— профессиональные "акме" могут стать основой новых "акме", подъемов, инноваций.
Профессиональные "акме" могут не совпадать по своей внутренней структуре и включать:
— высокий уровень стабильных профессиональных результатов (плато), равномерно длящиеся достижения;
— несколько фаз, "скачков" резкой активизации деятельности.