Социально-психологическая организация больших и малых социальных групп
Социально-психологическая организация группы — это система условий и средств ее существования и развития.
Для достижения своих целей всякая социальная группа определенным образом организует групповые отношения, регламентирует их, направляет деятельность и поведение членов группы. Для этого создаются специальные органы и широкая система мер воздействия на отклоняющееся /девиантное/ поведение отдельных членов группы.
Регулятивным механизмом жизнедеятельности социальной группы является групповое сознание. Групповое сознание не совпадает полностью ни с общественным, ни с индивидуальным сознанием. Поскольку группа занимает определенное место в системе общественных отношений, в ее сознании отражаются элементы общественного сознания, а поскольку группа состоит из конкретных личностей, часто входящих еще и в другие группы, групповое сознание отличается несистематизированностью, обыденностью, житейским эмпиризмом.
Иерархия взаимоотношений социальной группы называется групповой дифференциацией. Различается формальная групповая дифференциация — взаимозависимость формально-ролевых статусов (директор завода - начальники цехов, участков - бригадиры - рабочие) и неформальная групповая дифференциация. Неформальная групповая дифференциация определяется положением индивидов в группе в зависимости от отношения к ним различных членов группы. Неформальная дифференциация группы выявляется методом социометрии.
В каждой социальной группе существует своя схема взаимодействия ее членов в зависимости от их статусов, положения в группе. В своих действиях член группы ориентируется на свой статус и на статусы других членов группы. Он строит свои действия в связи с групповыми ожиданиями.
Меры социального воздействия для реализации социальных требований называются социальным контролем. Социальный контроль — система общественного воздействия на личность, обеспечивающая устойчивые социальные отношения, нормирование взаимодействия людей, подчинение личности нормам группы.
Если поведения человека противоречит групповым ожиданиям, он подвергается отрицательным санкциям, принудительному воздействию. Человек, чье поведение является образцовым, вызывает положительную санкцию — одобрение, поощрение. Санкции могут быть диффузные (непосредственно-эмоциональное отношение к поведенческому акту — похвала, насмешка) и организованные, формальные (награда, штраф, приговор и т. п. ).
Взаимодействие членов группы осуществляется посредством: 1) информирования о направлении совместной деятельности; 2) инструктирования о способах деятельности и 3) стимулирования активной деятельности.
Группа своими требованиями может усиливать или ослаблять отдельные свойства личности. Люди часто тормозят в себе те проявления, которые противоречат групповым требованиям, оценкам. Это явление называется конформностью. Конформность — это уподобление требуемым стандартам, уступка личности групповому давлению. Неподчиняемость групповым нормам называется нонконформностью. Нонконформность м.б. основана как на высшей идейной принципиальности личности, так и на анархическом отрицании социальных норм и законов (аномии).
Стиль поведения человека в группе определяется его общими адаптационными особенностями. Социальная адаптация — это включенность личности в социальную среду, выполнению ею своих социальных функций, ролей, изыскание ею условий и средства для своего развития.
Социальная адаптация личности в малой группе может быть основана на различных ее позициях:
1) полном некритическом признании норм группы под влиянием внушения;
2) подчинении нормам группы при сохранении своих позиций, не соответствующих этим нормам (конформность);
3) терпимых взаимоотношениях группы и личности на основе взаимных уступок (аккомодация);
4) подчинении нормам группы на основе слияния личных и групповых позиций (ассимиляция).
См.39 вопрос.
В каждой социально организованной общности имеется своя система ценностей и социальных установок.
Ценность — это значение, придаваемое предметам и явлениям. Наиболее важные, базовые ценностные представления определяют всю жизнедеятельность группы и входящих в нее личностей. Ценностями могут быть как главные цели жизни, так и принципы ее организации (честность, достоинство и т. п.).
Социальная ориентация людей проявляется в социальных установках. Социальная установка — социально обусловленная предрасположенность к определенной позиции в отношении того или иного явления действительности. Все установочные (диспозиционные) образования, так же как и потребности, имеют иерархическую структуру. Установки обусловлены системой доминирующих потребностей и интересов личности.
Регулятивная функция установки состоит в стереотипизации поведенческих актов. Эти социальные стереотипы проявляются и в восприятии, и в мышлении, и в поведении людей.
Люди разных социальных слоев воспринимают друг друга с определенных стереотипных позиций (это называется социальной перцепцией). Установки нормируют восприятие мира, подразделяют его на «черное и белое».
Становление человека как личности — это процесс присвоения (интернализации) социальных норм, их трансформации в личностную нормативную систему.
Присвоение социальных норм, их включение во внутренний мир личности — это не уподобление внешним образцам, а структурирование сознания личности. Социальные нормы нормируют индивидуальное сознание, организуют его.
Принятая личностью нормативная система определяет всю мотивационную, смыслообразующую сферу поведения человека. Деградация личности и связанное с этим асоциальное поведение — это распад ее ценностно-нормативной системы.
Законопослушное поведение возможно лишь при условии, если правовые нормы и прежде всего их ценностная первооснова включены в ценностно-нормативную систему личности.
Формирование способности личности к жизни в данном обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и навыков социально-положительного поведения называется социализацией личности. Социализация личности — формирование у нее такой структуры потребностей, которые соответствуют интересам данного общества, овладение личностью эталонами, образцами и нормами поведения в данной социальной среде. В широком смысле слова социализация личности — это овладение ее культурой общества, способами социально-ролевого поведения.
Выполняя те или иные обязанности, человек руководствуется определенными общепринятыми требованиями к его положению, к его социальному статусу. Социальный статус — это социальное положение людей, их социальные функции.
Поведение в соответствии со статусом и называется социальной ролью (напр., роль врача, учителя). Социальная роль — это общественно санкционируемые способы реализации определенных социальных функций. Овладение ролевыми требованиями и способами их реализации — основа социализации личности. Качества личности, необходимые для выполнения определенных социальных ролей — это социальные способности человека.
На личность, исполняющую социальную роль, возлагаются определенные надежды, ее деятельность строится в соответствии с определенными ожиданиями группы. Эти ожидания-требования называются экспектациями.
В иерархии различных ролей, ежедневно выполняемых человеком, определенные роли занимают центральное место, они обеспечивают личности ее устойчивое положение в обществе. Эти ведущие роли (напр., роль директора, командира) определяют стиль поведения личности.
39. Психология межличностных отношений. Конфликты и их преодоление.
В микросреде человек вступает в непосредственные личностные контакты, возникают межличностные отношения — психическое взаимодействие людей, которое зависит от нравственно-психологических особенностей людей, их социального статуса и социальных ролей.
Совокупность отношений и зависимостей между личностями называется социальной связью.
Межличностные отношения организуются на основе социальных установок и ожиданий. Межличностное взаимодействие начинается с установления психического контакта.
Контакты могут быть частными и общественно значимыми, публичными, если они удовлетворяют интересы определенной группы или общества в целом. Так, психический контакт, устанавливаемый следователем, является примером публичного контакта, хотя он осуществляется между ограниченным кругом лиц, контакт покупателя с продавцом является частным контактом даже в том случае, если он осуществляется в массе людей.
Контакт может быть непосредственным (личные встречи) и опосредованным (через различные средства коммуникаций). Непосредственный контакт, живое общение является важнейшим фактором нормального психического функционирования личности.
При взаимодействии людей используются различные способы и средства психического воздействия. Осознанное влияние на партнера по общению осуществляется целенаправленным убеждением. Убеждение — отбор фактов и обобщений в соответствии с определенной задачей психического воздействия, воздействие на разум партнера. Разновидность неаргументированного социального взаимодействия — подражание (следование примеру, образцу). Подражание — одно из средств социального научения, овладения социальным опытом. Ребенок подражает наиболее доступным его пониманию социальным образцам.
Одной из распространенных форм подверженности людей групповому психическому влиянию является конформность (Конформность — уподобление требуемым социальным стандартам, уступка личности социальному давлению. Если подражание — воспроизведение тех образцов поведения, которые соответствуют установкам личности, то конформность — подчинение даже тем требованиям группы, которые противоречат установкам и позициям данной личности. Конформные индивиды — лица, испытывающие повышенное влияние со стороны других лиц и групповых требований.
Диффузное, подсознательное психическое взаимодействие людей — психическое заражение: процесс передачи повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому в психически напряженной обстановке, циркулярно нарастающее массовое эмоционально возбужденное состояние. Массовое психическое заражение ведет к распаду социально-нормативной организации поведения личности, резкому снижению социальной ответственности, доминированию социально-диффузного поведения. Заражение является средством группового сплочения в условиях недостаточно организованной сплоченности. Одностороннее психическое воздействие одной личности на другую или группу людей с целью формирования представлений, чувств и установок является внушением (суггестией). Основной особенностью внушения является некритическое восприятие внушаемого. Повышенная внушаемость — гиперсуггестия; устойчивость к внушению — асуггестия.
3. В ряде случаев в межличностных отношениях возникают напряженные негативные психические состояния. Обыкновенное переутомление людей на работе к концу смены ведет к возникновению психологического феномена малого стресса, «выгоранию персонала». Состояние «выгорания» характеризуется неадекватностью поведения, повышенной нервозностью, возникновением жесткости в межличностных отношениях. «Выгоранию» особенно подвержены лица, работающие в социальной сфере, постоянно взаимодействующие с людьми (продавцы, кассиры, врачи). В случае длительных неурядиц, систематических неприятностей явление «выгорания» достигает личностно опасных пределов — происходит дезориентация индивида в системе базовых социальных ценностей. Человек остается как бы с «выгоревшим» человеческим нутром. И до совершения грубых проступков остается один шаг! Достаточно незначительного повода. Возникает феномен обезличивания, социальной деидентификации, притупляется чувство сострадания.
Состояние психического напряжения возникает и в условиях длительной групповой изоляции. В этих условиях происходит деперсонализация личности, возникают аутопсихические нарушения (утрачивается адекватность самоотражения).
При невозможности уединения человек может предельно обнаженно раскрывать свои мысли и чувства («психический стриптиз») или погружаться в мир собственных переживаний и грез. Утрачивается способность к интуитивному пониманию окружающих, возникает склонность к агрессивным действиям.
Еще большие психические сдвиги происходят в условиях длительной одиночной изоляции. Длительное лишение человека социального общения ведет к распаду личности, резко ухудшается ее способность к речеобразованию и абстрактному мышлению. Длительное пребывание в камерах одиночного заключения нередко вызывает состояние реактивного психоза.
Межличностные отношения в социальной группе зависят от внутригрупповой сплоченности членов малой группы, от оценки ими своих возможностей. При завышении уровня притязаний отдельными личностями могут возникнуть внутригрупповые конфликты.
Конфликты в социальной среде могут быть личностными и ролевыми.
Если выполняя ту или иную роль, социальную функцию, человек сталкивается с противодействием, возникает ролевой конфликт. Острота ролевого конфликта тем больше, чем строже регламентировано ролевое поведение. Различаются межролевые и внутриролевые конфликты. Межролевые конфликты связаны с трудностями выполнения одним лицом множества ролей. Внутриролевые конфликты возникают в результате предъявления к одной и той же роли различных требований со стороны нескольких социальных групп.
Межличностные отношения в малой группе, стиль ее жизнедеятельности в значительной мере определяется ее официальным руководством в формальной группе и неофициальным лидером в неформальной группе.
Функция официального руководителя или неофициального лидера группы состоит в выявлении исходных условий, в которых действует группа, и в определении правильного направления ее деятельности. Руководитель должен предвидеть как конечный результат деятельности, так и промежуточные результаты отдельных действий группы, координировать и корректировать эти действия. Группа вырабатывает стратегию своей деятельности, а руководитель принимает тактические решения.
Руководитель группы должен обладать рядом качеств, среди которых первостепенными являются идеологическое соответствие, высокая деловая активность, гибкость мышления, комбинационные способности, адаптируемость к изменяющимся условиям.
Руководителю необходимо знать установки, стремления и возможности всех членов группы. Руководство может осуществляться различными способами — стилями. Наиболее распространенными являются три стиля руководства — авторитарный, либеральный и демократический.
При авторитарном стиле не развивается инициатива членов группы, в общении с группой преобладают командный тон, поощрения и порицания носят субъективный характер. Руководитель при этом находится как бы над группой.
Либеральный стиль руководства характеризуется невмешательством в принципиальные вопросы жизни группы.
Демократический стиль руководства характеризуется товарищеским общением руководителя со всеми членами группы, внимательным отношение к их инициативе, свободным обсуждением всех вопросов, связанных с деятельностью группы. Кроме стиля руководства, тип руководителя, лидера характеризуется по содержанию деятельности. В связи с этим выделяется лидер-вдохновитель, активно выдвигающий программу действий и вдохновляющий группу на ее реализацию, и лидер-организатор, обеспечивающий выполнение программы, заданной другими людьми. Кроме того, можно выделить универсальный и ситуативный тип лидера. Последний тип лидера характеризуется тем, что качества лидера он проявляет лишь в отдельных ситуациях.