Профессионально-педагогической деятельности
Смысл и значение любой деятельности можно понять, лишь рассматривая ее сквозь призму объективно данных общественных функций. «Поскольку индивидуальная деятельность есть лишь составная часть деятельности общества, — указывает Б. Ф. Ломов, — ясно, что и анализ ее должен начинаться... с изучения функций этой индивидуальной деятельности в системе общественной жизни»1. Отсюда вытекает значимость функционального анализа деятельности для понимания ее социальной обусловленности.
Под функцией понимается однородная по содержанию группа устойчиво повторяющихся видов деятельности, выполнение которых характерно для данной категории профессионально-педагогических работников.
В социально-психологических исследованиях отчетливо прослеживается тенденция группировки функций на основе анализа содержания деятельности и этапов ее осуществления. Функции, выделяемые по содержательному принципу, определяются целями деятельности. К ним относятся обучающая, воспитывающая и развивающая функции. Они обладают общей структурой, состоят из следующих компонентов: педагогических целей и задач, педагогического взаимодействия (общения), а также контроля и оценки способов учения и преподавания.
На основе изучения педагогической деятельности педагогов профессиональной школы было выделено две группы функций: целевые и операциональные. К целевым относятся функции реализации, которые направлены на достижение главной профессиональной цели — обучения профессии и становления лич-ности специалиста, т. е. обучающая, воспитывающая, развивающая и мотивирующая функции. Их осуществление обеспечивается системой операциональных функций: конструкторской, организаторской, гностической, коммуникативной и производственно-технологической. Первые четыре характерны для педагога любого учебного заведения, последняя — лишь для педагога профессиональной школы, она и составляет своеобразие профессионально-педагогического труда.
Охарактеризуем эти функции.
Обучающая функция является одной из ведущих в деятельности педагогов. Ее смысл состоит в формировании у обучаемых системы профессиональных знаний, умений и навыков. Обучающие функции мастера и преподавателя специализированы и имеют общую целевую направленность. Деятельность пре-подавателей.общепрофессионального цикла направлена в основном на формирование профессионально-технологических знаний и умений, составляющих теоретическую базу для практического освоения профессий. Значимость обучающей функции преподавателя возрастает в условиях научно-технической революции. Обучающая функция мастера производственного обучения заключается в формировании у учащихся профессиональных умений и навыков. Выполнение этой функции требует от мастера высокой рабочей квалификации. В связи с переводом профессиональной школы на подготовку высококвалифицированных рабочих широкого профиля, а также по сгруппированным профессиям значение рабочей квалификации в реализации обучающей функции возрастает.
Воспитывающая функция педагогических работников заключается в социально-профессиональном воспитании учащихся. Рассматривая эту функцию, исследователи, как правило, сводят ее к социально-политическому, нравственному, трудовому, эстетическому и физическому совершенствованию учащихся. Такой подход, на наш взгляд, неправомерен. Конечно, мастера и преподаватели занимаются всеми этими формами воспитания. Но главное в их воспитательной работе — это формирование профессиональной направленности личности учащихся: потребности в профессиональном труде, устойчивых положительных мотивов труда, склонности и интереса к профессиональной деятельности.
Развивающая функция состоит в психическом развитии личности учащихся: их сенсомоторной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Значение этой функции обусловливается двумя факторами. Во-первых, среди учащихся профессиональной школы немало педагогически запущенных подростков. Отсутствие учебно-познавательных мотивов и интереса к учению отрицательно сказывается на развитии у них основных психических процессов — памяти и мышления. Трудновоспитуемость подростков зачастую обусловлена отклонениями в эмоционально-волевой сфере. Перед педагогами стоит сложная задача не только психического развития, но и его коррекции у части учащихся. Вторым фактором является формирование профессионально важных свойств и ключевых квалификаций. Для каждой профессии эти качества и квалификации специфичны. Их развитие — залог успешного освоения профессиональной деятельности, подготовки конкурентоспособного и профессионально мобильного специалиста.
Следующую группу функций целесообразно выделить на основании последовательности этапов профессионально-педагогической деятельности. В нее входят методическая, производственно-технологическая, организаторская, диагностическая функции.
Методическая функция направлена на подготовку, обеспечение и анализ учебно-воспитательного процесса. Правомерность выделения методической функции обусловлена особенностями педагогической деятельности мастера и преподавателя. Централизованное учебно-методическое оснащение учебного процесса невозможно из-за огромного числа существующих профессий. Поэтому педагоги, осуществляющие профессиональное обучение, должны самостоятельно отбирать научно-техническую информацию, методически ее перерабатывать, трансформировать в учебный материал, планировать его, выбирать эффективные средства обучения. Удельный вес этой работы в профессиональной школе значительно больше, чем в общеобразовательной. Многие преподаватели и мастера являются проектировщиками учебного процесса по своему предмету.
Эта функция предполагает также осмысление эффективности форм, методов и средств педагогического воздействия, учебно-воспитательного процесса. Методическая функция порождает у педагогов постоянное стремление к совершенствованию профессиональной деятельности, выработке индивидуального стиля ее выполнения, способствует переходу от репродуктивной деятельности к эвристической и творческой. Особенности этой функции инициируют инновационную деятельность.
Специфической функцией, характерной для педагогов профессиональной школы, является производственно-технологическая. Впервые эта функция как самостоятельная была выделена Г. А. Карповой1 с
учетом того, что основой профессиональной подготовки является общественно полезный и производительный труд, насыщенный технологическими и техническими средствами производства.
Что же представляет собой эта функция? В труде мастера производственного обучения она сводится к выполнению таких видов работ, как несложный ремонт, наладка и настройка производственно-технических средств, разработка технической и технологической документации, руководство техническим творчеством учащихся, выполнение производственных работ, требующих высокой квалификации при изготовлении сложной продукции. Производственно-технологическая функция преподавателя заключается в наладке учебно-демонстрационного оборудования, выполнении расчетно-аналитических работ, рационализаторстве, демонстрации рабочих приемов и операций в процессе теоретического обучения.
Производственно-технологическая деятельность мастера и преподавателя выступает как сложный, комплексный вид труда, объединяющий труд инженера, технолога и методиста. Выполнение этой функции занимает у педагогов профессиональной школы достаточно заметное место при планировании и подготовке уроков, оборудовании кабинетов и мастерских, знакомстве с научно-технической информацией, участии в научно-технических обществах, руководстве техническим творчеством.
Организаторская функция реализуется в ходе профессионально-образовательного процесса и воспитательной работы. Она осуществляется при проведении уроков, организации познавательной деятельности учащихся, управлении коллективом группы во внеучебное время, организации режима труда и отдыха учащихся, общественно полезного труда, руководстве научно-техническим творчеством учащихся.
Одной из важных функций педагогов является диагностическая. Выделение диагностической функции в деятельности педагога профессиональной школы обусловливается следующими моментами:
• контингент учащихся профессиональных училищ формируется из числа выпускников основной и полной средней школы. В средней школе познание учащегося ведется на основе длительного наблюдения за ним в ходе учебно-воспитательного процесса, основательного изучения его развития в семье, его социального окружения. В профессиональной школе постепенное накопление сведений об учащемся невозможно. Это обусловлено коротким сроком обучения. Следовательно, педагог психологически должен быть более компетентным, чем его коллега в школе;
• в профессиональных училищах выше, чем в школе, процент подростков с разного рода отклонениями в психике, «трудных». Для осуществления педагогического процесса мастеру, преподавателю необходимы и специальные знания, и владение несложными, но оперативными методами диагностики деформации психического развития;
• у многих учащихся не сформированы познавательные потребности, способы учебных действий. Они пришли в училище, чтобы получить профессию, а не учиться. Школа потому и рассталась с ними, что они не хотели или не могли уже учиться. Педагог должен поставить диагноз такому учащемуся, выявить причину его «жизнерадостно-наплевательского» отношения к учебе.
Таким образом, анализ профессиональной деятельности мастеров производственного обучения и преподавателей позволяет выделить три функции-цели: обучающую, воспитывающую, развивающую — и четыре функции-операции: методическую, производственно-техническую, организаторскую и диагностическую.
Первая группа функций является ведущей, вторая выступает как общественно выработанные способы достижения целевых функций. В реальной педагогической деятельности все семь рассмотренных функций тесно переплетены, взаимосвязаны, что приводит к обогащению каждой функции в отдельности и всей деятельности в целом.
Содержание профессионально-педагогической деятельности
Введение в практику работы профессиональной школы личностно ориентированного образования во многом зависит от личности педагога. Очевидно, что на современном этапе утверждения новой парадигмы будут востребованы педагоги-инноваторы, не только обладающие высоким профессионализмом, но и склонные к инновационным поискам и проявлению сверхнормативной профессиональной активности.
Чтобы определить основные психологические характеристики педагога личностно ориентированного профессионального образования, необходимо прежде всего проанализировать его профессионально-педагогическую деятельность.
Профессионально-педагогическая деятельность — это интегративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. Ее основной целью выступает обучение профессии и профессиональное развитие личности обучаемых. Предметом деятельности является процесс личностно ориентированного образования. Именно подготовке и повышению квалификации, профессиональному росту и карьере специалиста подчинен профессионально-образовательный процесс, который детерминирует совместный, взаимообусловленный характер деятельности обучаемых и педагогов. Рассматривая педагогическую деятельность как процесс управления, социальные психологи и педагоги В. И. Гинецинский, Я. Л. Коломинский, А. А. Реан, В. Д. Ширшов и др. подчеркивают, что ее главными составляющими становятся процессы межличностного взаимодействия.
Результатом профессионально-педагогической деятельности являются функциональные продукты деятельности: дидактические проекты (уроки, занятия, педагогические технологии, оборудование, технические устройства и т. п.) и психологические продукты деятельности (индивидуальный опыт, психологические новообразования, развитие способностей и т. д.). Главным результатом деятельности является профессиональное развитие личности.
Анализ работ, посвященных исследованию деятельности педагогов профессиональной школы (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, С. Д. Смирнов, М. И. Станкин, Р. X. Шакуров, В. А. Якунин и др.), позволил выделить три уровня обобщения профессионально-педагогической деятельности. Наиболее высокий уровень обобщения, объединяющий цель и предмет деятельности, — вид деятельности. В зависимости от цели и предмета профессионально-педагогической деятельности нами были выделены семь видов деятельности:
• диагностика профессиональной направленности, обучаемости, обученное™ и воспитанности;
• проектировочная деятельность, предваряющая профессионально-образовательный процесс;
• личностно ориентированное профессиональное обучение;
• социально-профессиональное воспитание;
• внеучебная культурно-бытовая воспитательная работа; производственно-технологическая деятельность;
• повышение уровня профессионально-педагогического образования и квалификации;
• инновационная деятельность.
Виды деятельности характеризуются составом профессионально-педагогических задач, которые для специалиста данного профиля являются типовыми. Отсюда следующий уровень обобщения профессионально-педагогической деятельности — типовые профессионально-педагогические задачи. Так, деятельность, предваряющая учебно-воспитательный процесс, предусматривает решение следующих задач: проектирование учебно-воспитательного процесса, его дидактическое оснащение, материально-техническое обеспечение учебно-производственного процесса.
Специфической особенностью профессионально-педагогических задач является вариативность их решения. В ситуациях, характеризующихся высокой степенью неопределенности, способ решения основывается на учете многих факторов. Поэтому большинство задач имеет творческий характер. Творческий подход необходим педагогу профессиональной школы для решения не только собственно педагогических задач, но и многих инженерных и производственных.
В. А. Сластенин приводит следующую последовательность решения педагогических задач: 1) анализ педагогической ситуации (диагноз), проектирование результата (прогноз) и планирование педагогических воздействий; 2) конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса; 3) регулирование и корригирование педагогического процесса; 4) итоговый учет, оценка полученных результатов и определение новых педагогических задач1.
Анализ литературы, исследование профессионально-педагогической деятельности педагогов профессиональных училищ Свердловской области позволили нам определить основные профессионально-педагогические задачи:
• проектирование профессионально-образовательного процесса;
• дидактическое и материально-техническое обеспечение учебно-производственного процесса;
• формирование учебно-профессиональных мотивов;
• организация и осуществление познавательной и учебно-профессиональной деятельности учащихся;
• психолого-педагогическая реабилитация общеобразовательной подготовки и отклоняющегося поведения учащихся;
• мониторинг учебно-воспитательного процесса, профессионального развития личности и уровня развития коллектива учащихся;
• социальное, нравственное и профессиональное воспитание учащихся;
• развитие ключевых квалификаций учащихся;
• профессиональная ориентация;
• организация и осуществление производственно-технологической деятельности;
• диагностика профессиональной направленности, компетентности и профессионально важных качеств личности учащихся;
• управление ученическими коллективами и организация их самоуправления;
• формирование проектировочных умений — общепедагогических умений по конструированию содержания и технологий личностно ориентированного образования, проектированию развивающей учебно-пространственной среды, а также планированию профессионально-образовательного процесса.
Решение профессионально-педагогических задач осуществляется с помощью совокупности действий и операций, которые реализуются благодаря умениям. Умения предполагают использование имеющихся у субъекта деятельности знаний и навыков для выбора и осуществления действий в соответствии с поставленной целью. Состав профессионально-педагогических умений образует третий уровень обобщения деятельности. В процессе профессионального становления личности изменяется характер умений, репродуктивный уровень выполнения действий и операций сменяется творческим. Конкретные умения и профессионально важные качества объединяются в ключевые квалификации, что способствует формированию целостности деятельности.
Для определения состава профессионально-педагогических умений мы рассмотрели наиболее общие способы решения типовых задач. Так, проектирование учебно-воспитательного процесса требует умений определения перспективных и текущих целей, разработки перспективных и текущих планов, анализа учебных программ, отбора и структурирования учебного материала, прогнозирования возможных трудностей, выбора типа урока, его структуры, форм, методов и средств обучения, оценки эффективности учебно-воспитательного процесса и др. Таким образом, мы определили совокупность умений, необходимых для реализации профессионально-педагогической деятельности
Полученный ансамбль конкретных умений мы рассмотрели с позиций обеспечения ими основных операциональных функций педагога профессиональной школы. В результате были выделены следующие группы профессионально-педагогических умений:
• гностические умения — познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающие получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизацию собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства, а также индивидуального опыта учащихся;
• идеологические умения — социально значимые умения по проведению политико-воспитательной работы среди учащихся, пропаганде педагогических знаний;
• дидактические умения — общепедагогические умения по определению конкретных целей обучения, выбору адекватных форм, методов и средств обучения, конструированию педагогических ситуаций, объяснению учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;
• организационно-методические умения — интегративные педагогические умения по реализации учебно-воспитательного процесса: формированию мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установлению педагогически оправданных взаимоотношений, формированию коллектива, организации самоуправления;
• коммуникативно-режиссерские умения — общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, суггестивные, ораторские умения и умения по педагогической режиссуре;
• прогностические умения — общепедагогические умения по прогнозированию успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом обучения и воспитания;
• рефлексивные умения — способность к самопознанию, самооценке профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализации;
• организационно-педагогические умения — общепедагогические умения по планированию воспитательного процесса, выбору оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формированию профессиональной направленности личности учащихся;
• общепрофессиональные умения — умения по чтению и составлению чертежей, схем, измерению, техническому диагнозу, выполнению расчетно-графических работ, определению экономических показателей производства;
• конструктивные умения — интегративные умения по разработке технологических процессов и конструированию технических устройств; включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих текстов;
• технологические умения — поливалентные умения по анализу производственной ситуации, планированию и рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технических устройств;
• производственно-операционные умения — общетрудовые умения по смежным рабочим профессиям на уровне 4-5-го квалификационного разряда1;
• специальные умения — узкопрофессиональные умения по специальности в рамках какой-либо одной отрасли производства (машиностроение, электроэнергетика, строительство и др.).
Таким образом, структурно-функциональный анализ профессионально-педагогической деятельности позволил определить три ее уровня: вид деятельности, типовые профессионально-педагогические задачи и профессионально-педагогические умения (табл. 29).
Таблица 29
Содержание профессионально-педагогической деятельности
Вид деятельности | Типовые задачи | Умения |
Диагностика профессиональной направленности, обучаемости и подготовленности | Подбор методов диагностики. Разработка тестов проверки знаний и умений. Интерпретация результатов диагностики | Проектировочные, дидактические, прогностические |
Деятельность, предваряющая профессионально-образовательный процесс | Проектирование учебно-воспитательного процесса, его дидактическое оснащение. Разработка технологии оценки и контроля способов осуществления действий. Материально-техническое обеспечение учебно-производственного процесса | Гностические, прогностические, конструктивно-технические, дидактические, производственно-операционные |
Личностно ориентированное профессиональное обучение | Формирование учебно-профессиональных мотивов. Организация и осуществление познавательной и учебно-профессиональной деятельности учащихся: объяснение, демонстрация, проведение инструктажей, создание проблемных ситуаций, оценка и контроль качества обучения | Коммуникативно-режиссерские, организационно-методические, прогностические, конструктивно-технические, технологические, общепрофессиональные, производственно-операционные, специальные |
Социально-профессиональное воспитание | Диагностика воспитанности и воспитуемости. Реабилитация личности. Коррекция отклоняющегося поведения | Психологические, педагогические, прогностические, коммуникативные |
Внеучебная воспитательная работа | Диагностика личности и коллектива учащихся. Формирование ученического коллектива. Организация управления коллективом и его самоуправления. Социально-политическое, нравственное и профессиональное воспитание. Психологическая реабилитация и коррекция отклонений в поведении учащихся. Сотрудничество с родителями по воспитанию учащихся | Организационно-педагогические, прогностические, организационно-методические, коммуникативно-режиссерские |
Производственно-технологиче-ческая деятельность | Организация производительного труда. Выполнение квалифицированного рабочего труда на уровне 4-5-го разряда | Организационно-методические, конструктивно-технические, общепрофессиональные, специальные, производственно-операционные |
Повышение уровня профессионально-педагогического образования и квалификации | Разработка инновационных проектов и предложений. Развитие позитивной «Я» -концепции и педагогической рефлексии | Гностические, психолого-педагогические, рефлексивные, прогностические, конструктивные |
Инновационная деятельность | Изучение передового педагогического опыта. Проектирование нововведений в области лич-ностно ориентированного образования. Развитие педагогической рефлексии. Освоение технологий инновационной деятельности | Прогностические, психолого-педагогические, проектировочные, рефлексивные |
Глава 2