Безопасность образовательной среды 2013
Ознакомиться с презентацией
Удина Т.Н. Составляющие психологически безопасной образовательной среды
Источник:
Безопасность образовательной среды 2013
slideshare.net›IrinaJurevna/2013-25635283
Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды. ...31. Роль учителя в формировании ненасильственного общения среди Передавайте Ищите решения, а не проблемы; подростков ответственность, а не обвиняйте..
- «Составляющие психологически безопасной образовательной среды для детей с ОВЗ в условиях интеграции»
Директор МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары Удина Т. Н., 27.02.2012
- среды как фактора образования является подсистемой социокультурной средыv образования как сферы социальной жизниv
Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики
- Что такое образовательная среда?
«Образовательная среда- это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» В. А. Ясвин
- Среда – «совокупность условий, обстоятельств, окружающая индивида обстановка,… для образования не есть нечто однозначное и наперёд заданное…» Образовательная среда «…начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают её проектировать и строить – и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между её отдельными элементами начинают выстраиваться определённые связи и отношения» В.И. Слободчиков
- Структура образовательной среды образовательного учреждения
КОМПОНЕНТЫ:
1. Пространственно-семантический
2. Содержательно-методический
3. Коммуникационно - организационный
- 1. Пространственно- семантический компонент включает:
- архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства детей в образовательном учреждении;
- символическое пространство образовательного учреждения (символика, атрибуты, традиции и др.).
- 2. Содержательно-методический компонент включает:
- содержательную сферу (концепция жизнедеятельности ОУ, концепция и программа коррекционно-развивающей работы, образовательная программа);
- технологии, формы, методы организации жизнедеятельности детей в ОУ (мероприятия, игры, дела, структуры управления и самоуправления и др.), подготовки и проведения мероприятий и коллективных творческих дел
- 3. Коммуникационно- организационный компонент включает:
- особенности субъектов образовательной среды образовательного учреждения;
- коммуникационную сферу;- организационные условия (особенности управленческой культуры).
- Сущность понятий:«опасность», «риск», «угроза»
• Опасность – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами;
• Риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;
• Угроза – конкретная и непосредственная форма опасности, создаваемая целенаправленной деятельностью откровенно враждебных сил (обстоятельств); совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства.
- Что такое безопасность? В Юридическом энциклопедическом словаре под редакцией Тихомирова (2002 г., Москва стр. 82)безопасность определяется, как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера, предполагающие установление политической, экономической и социальной стабильности в государстве, безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка, развитие международного сотрудничества на основе партнёрства
- Что такое психологическая безопасность? «Психологическая безопасность -это состояние динамического баланса внутреннего потенциала субъекта и внешних условий, обусловленное наличием гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищённостью (отсутствием деформаций, нарушений и трудностей, а также толерантностью в отношениях), что позволяет реализовать духовно-психический потенциал субъекта в процессе жизнедеятельности, сохранить ее целостность» Т.В.Эксакусто
- Что такое психологически безопасная образовательная среда ?«Психологически безопасная образовательная среда -это среда взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия, имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов, характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации у участников и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов» И.А.Баева
- Структурная модель психологически безопасной образовательной среды (И.А. Баева)
- Психологическое насилие в процессе взаимодействия
Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.
Следствие – получение ребенком психологической травмы"Угрозы психологической безопасности образовательной среды :
- Формы психологического насилия
• 1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей ребёнка);
• 2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания);
• 3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность)
- Проявления психологического насилия в образовательной среде: публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; принуждение делать что-то против своего желания; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение.
- Угрозы психологической безопасности образовательной среды:
2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения
Следствие: ребенок отрицает ценности и нормы ОУ, стремится «покинуть» детское учреждение
- Угрозы психологической безопасности образовательной среды:
3. Отсутствие удовлетворенности в личностно- доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.
- Угрозы психологической безопасности образовательной среды:
4. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении
Следствие – неэффективность психологического сопровождения ребенка в ОУ; угроза психическому здоровью
- Угрозы психологической безопасности образовательной среды:
5. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения
Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью
- . Риски, связанные с ребенком:
• - отклонение от нормы психического и физического развития – 60%;
• - низкая мотивация – 35%;
• - трудности адаптации – 30%;
• - высокий уровень агрессии – 20%;
• - педагогическая запущенность – 20%;
• - учебная перегрузка – 20%;
• - личностные особенности – 10%
;• - страхи, тревожность – 10%.
- . Риски, связанные с учителем:
• - эмоциональное выгорание – 55%;
• - некомпетентность – 30%;
• - низкий уровень мотивации – 20%;
• - низкий уровень профессионального саморазвития – 20%;
• - большая учебно-воспитательная нагрузка – 15%;
• - большая наполняемость классов – 10%;
• - повышенная ответственность, тревожность – 10%;
• - пожилой возраст, соматические заболевания – 15%;
• - негативные стереотипы, связанные с неуспевающими детьми – 10%;
• - завышенная требовательность – 5%;
• - грубость, безразличие – 5%;
• - неудовлетворенность социальным статусом – 5%
;• - негибкость, ригидность мышления, авторитарность – 5%.
- Риски, связанные с семьей:
• - изменение состава семьи – 25%;
• - патологии личности родителей – 20%;
• - развод – 20%;
• - завышенные требования к ребенку – 15%;
• - пьянство (алкоголизм) – 15%;
• - невнимание к ребенку – 15%;
• - смерть одного из родителей – 15%;
• - плохая забота о ребенке – 15/%;
• - семейные конфликты – 10%;
• - педагогическая некомпетентность – 10%;
• - неполная семья – 10%;
• - изменение социального и материального статуса семьи – 10%;
• - жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни –10%.
- Риски, связанные с управлением:
• - управленческая некомпетентность – 45%;
• - личностные особенности и авторитаризм руководителя – 30%;
• - отсутствие команды единомышленников в администрации – 10%;
• - неадекватность и несоответствие предъявляемых требований возможностям педагогического коллектива – 10%;
• - формализм, закрытость администрации – 5%;
• - введение инноваций – 5%;
• - процедура аттестации – 5%;
• - изменение состава администрации – 5%;
• - нездоровая соревновательность – 5%;
• - отсутствие мотивации повышения квалификации педагогического коллектива – 5%.
- Риски, связанные с особенностями взаимоотношений в диадах: ребенок-ребенок:
• - нарушение межличностных отношений – 35%;
• - насилие, нетерпимость – 30%;
• - низкая коммуникативная компетентность – 35%;
• - деление на лидеров и изгоев – 10%;• - соперничество – 10%.
- Риски, связанные с организацией образовательного процесса: ребенок-взрослый:
• - отсутствие доверительных отношений – 20%;
• - отсутствие психологической поддержки – 20%;
• - авторитарность – 20%;
• - незащищенность ребенка – 10%;
• - жестокость, безразличие – 10%;
• - самоутверждение за счет ребенка – 10%;
• - предвзятость, субъективизм – 5%;
• - некомпетентность во взаимодействии с проблемными детьми – 5%.
- Риски, связанные с организацией образовательного процесса: взрослый-взрослый:
• - соперничество – 15%;
• - несогласованность педагогических позиций – 15%;
• - неумение сотрудничать, недоверие друг к другу – 10%;
• - некомпетентность, дезадаптация, субъективизм – 10%;
• - психические болезни – 5%;
• - последствия эмоционального выгорания – 5%;
• - взаимные претензии, перекладывание ответственности – 5%.
- Принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде школы
• принцип опоры на развивающее образование и воспитание
• принцип психологической защиты личности
• принцип помощи в формировании социально-психологической умелости
- Социально-психологическая умелость - набор умений, дающий возможность
компетентного выбора ребёнком своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности (И.А. Баева)
- Таким образом, психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды детского учреждения и защищенности от психологического насилия во взаимодействии
- Основные задачи организации психологически безопасной образовательной среды
- выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов у ребенка с ОВЗ в условиях интеграции;
- отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду ОУ как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития ребенка с ОВЗ в условиях интеграции.
- И эти удивительные люди –люди с ОВЗ…
• Роуз Сиггинс - женщина-половинка http://www.youtube.com/watch?v=cyjW3NHRhv4
• Хрустальный мальчик Саша Пушкарёв http://www.youtube.com/watch?v=ElMEcjb7r4o
• Ник Вуйчич миллионер без рук и ног...http://www.youtube.com/watch?v=1itnXGAnQ0M
• Безымянные танцорыhttp://www.youtube.com/watch?v=HzpKOw6kTtY&feature=related
- После интеграции детей с ОВЗ в ДОУ идем к Сопровождению детей с ОВЗ в условиях ФГОС
• Доклад к.пс.н., научного руководителя ГЭП по развитию инклюзивного образования, педагога-психолога Семаго Натальи Яковлевны http://www.youtube.com/watch?v=wOdrMzd4WYs&feature=related
• Социальный ролик "Мы за инклюзивное образование". http://www.youtube.com/watch?v=NkFpmmEmYAM&feature=related
• Игорь Шпицберг об инклюзивном образовании детей с ОВЗ http://www.youtube.com/watch?v=HQX9DyhXQm4&feature=related
- Удачи Вам и душевного благополучия!Спасибо за E-mail:внимание! [email protected]
- Ждем Вас в нашем Центре! Наш адрес: 428034, Чувашская Республика,г. Чебоксары, ул. Университетская, 25МБОУ Центр ПМСС «СОДРУЖЕСТВО» г. Чебоксары Тел./факс: (8352) 41-22-11,40-28-38 E-mail: [email protected] Директор: УДИНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА