Оденем куклу после сна

Цель: научить воспроизводить 3-5 последова­тельных действий: одевать куклу, приводить в по­рядок постель, использовать предметы по назначе­нию. Способствовать переносу усвоенных действий в самостоятельные игры. Упражнять детей в упо­треблении предлогов (в, на, под).

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: кукла, игрушечная мебель, кукольная одежда, посуда, тазик, кувшинчик.

Ход игры: Взрослый говорит ребенку, что кук­ла Машенька проснулась и сказала: «С добрым утром!» Он сначала показывает, как одеть куклу, затем ребенок пытается сделать это сам. Куклу причесывают, усаживают за стол, ребенок приводит в порядок ее постель. Затем куклу поят чаем, а она, позавтракав, благодарит ребенка.

КУКЛА ДЕЛАЕТ ЗАРЯДКУ

Цель: привить ребенку положительное отноше­ние к умыванию, физкультуре, ознакомить с после­довательностью действий.

Форма проведения: индивидуальная.

_____________________

28 Все игры данного раздела рассчитаны на возраст детей до трех лет. Источник: Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т. В. Гала­нова. — Ярославль: «Академия развития», 1998.

Материал: кукла в кроватке, принадлежности для умывания.

Ход игры: Взрослый обращается к ребенку: — Утром встало солнышко, поднялось высо­ко-высоко. Петушок пришел будить куклу Машу: «Ку-ка-ре-ку! Вставай,

Маша, одевайся, зарядку пора делать!» Кукла услышала петушка, быстро встала и начала делать зарядку.

Взрослый водит куклу, показывая движения и приговаривая:

— Топ-топ, влево! Топ-топ, вправо!
Разводит кукле руки в стороны:

— Раз-два, раз-два, иди смело, иди на но­сочках!

Наклоняет ее вперед, выпрямляет:

— Встань! Ноги вместе, руки вниз. Сделай шаг в сторону. Раз-два!

Поднимает кукле руки вверх:

Выше руки, шире плечи.

Раз, два, три! Дыши ровней.

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней!

Взрослый спрашивает детей:

— Что сделала кукла после сна?

— Что нужно сделать после зарядки?

Взрослый предлагает помочь кукле убрать по­стель, одеться, умыться. Ребенок приносит кувшин­чик с водой, полотенце, мыло, расческу.

Взрослый спрашивает:

— Что это? Зачем кукле мыло, вода, поло­тенце?

Ребенок отвечает и помогает взрослому умывать куклу, вытирает ее полотенцем. После этого куклу расчесывают, усаживают за стол, на котором уже стоят кувшинчик с молоком, чашка, булка в хлеб­нице. Взрослый наливает молоко в чашку, дает ре­бенку булочку, и тот угощает куклу.

НАКОРМИМ КУКЛУ ОБЕДОМ

Цель; уточнить с детьми назначение посуды, на­учить называть и последовательно выполнять дей­ствия, закреплять желание заботиться о кукле.

Упражняться в употреблении слов: горячая, сладкая.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: кукла, стол, стул, кухонная и столо­вая посуда.

Ход игры: Взрослый говорит:

— Скоро кукла Маша возвращается с прогулки, она долго играла и проголодалась, давайте приго­товим ей кашу и компот.

Взрослый спрашивает ребенка:

— Какую посуду нужно взять? Зачем нужны кастрюля, тарелка, чашка?

Ребенок отвечает.

Вместе с ребенком взрослый готовит посуду (кас­трюля, нож, тарелки, хлебницу, чашку), потом нали­вает из ведерка воду в кастрюлю и ставит ее на плиту. Детям предлагается помыть фрукты, мелко «нарезать» их. Взрослый предупреждает, что вода уже кипит, и предлагает ребенку высыпать из та­релки фрукты в кастрюлю. Затем мешает ложкой и говорит:

— Теперь добавим сахар — будет вкусный, слад­кий компот. Попробуем на вкус, накроем кастрю­лю крышкой, пусть еще варится.

Обращаясь к ребенку, взрослый говорит:

Ах, как много разных дел!

Вот компотик закипел,

А теперь для куклы нашей

Мы наварим сладкой каши.

Отставляет кастрюлю с компотом в сторону и достает коробочку с крупой. Взрослый объясняет, что крупа называется рис, что рисовая каша очень вкусная и кукла Маша будет довольна. Взрослый пересыпает крупу в тарелку, подходит к ребенку и показывает ему зерна риса.

Взрослый привлекает ребенка к приготовлению каши, говоря:

— Вода уже закипела, надо помыть крупу. На­лей в маленькую кастрюльку воды и помой рис. Теперь насыплем крупу в кипящую воду и будем варить кашу.

Помешивая ложкой кашу, взрослый приговари­вает:

Да, да, да — каша будет хороша.

Варим кашу не спеша.

Взрослый говорит ребенку:

— Кукла Маша сделала зарядку, она умыта, при­чесана, в чистом платье и собирается навестить Мишку. Помоги ей положить в сумочку кувшин с медом и орешки.

Ребенок помогает кукле.

Развитие речи

В раннем возрасте у ребенка происходит ин­тенсивное развитие активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Среди причин запаздывания формирования говоре­ния у современных малышей психологи-практики отмечают прежде всего искажение, а также скуд­ность форм совместного общения и деятельности взрослого и ребенка. Это и чрезмерная активность взрослого, которая не оставляет места инициативе ребенка: взрослый буквально угадывает все желания ребенка, у которого, в свою очередь, и не возникает необходимости активного обращения к взрослому. Эта необходимость не возникает и в ситуации, ес­ли в отношениях с ребенком в семье на первом плане продолжает оставаться эмоциональное взаимо­действие (для выражения чувств не всегда нужны слова). Непременным условием речевого развития является включенность ребенка в общение с други­ми людьми. Недостаточная интенсивность речевого общения может объясняться занятостью, усталостью родителей, которые начинают приветствовать само­стоятельные занятия ребенка. Удобство родителей, их спокойствие иногда становится фактором, огра­ничивающим речевое развитие ребенка29.

Другой стороной является понимание речи взрос­лого. С развитием слушания и понимания сообще­ний, выходящих за пределы конкретной ситуации, речь становится средством познания действитель­ности. Педагогам и родителям нужно разумно сти­мулировать высказывания ребенка, побуждать его говорить о своих желаниях. Непременным усло­вием развития активной речи малыша является сотрудничество взрослого и ребенка, например, в совместных играх.

__________________________

29 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: «Академия», 2002.

КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?30

Цель: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал:кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход игры: Ребенок сидит на расстоянии 2-3 м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать те­бе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь вниматель­ней!» Затем говорит:

Возьми мишку и посади в машину.

Возьми мишку из машины.

Посади в машину куклу.

Покатай куклу в машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и про­стые, а произносить их тихо, но очень четко.

Наши рекомендации