Вопрос 3: Я-концепция личности и ее характеристика. Подходы в рассмотрении Я-концепции
Сущность Я-концепции. Я-концепция и самость. Компоненты самоконцепции. Социальная идентичность. Современные описания структуры и содержания самоконцепции. Концепция возможных самостей Маркуса. Концепция самоидентификаций Шленкера. Концепция саморуководства Хиггинса. Самонарртивы Адамса.
Структура и описание Я-концепции. Измерения Я-концепции. Области и плоскости Я-концепции. Мотивы, побуждающие человека действовать в интересах Я-концепции.
Принципы формирования Я-концепции. Принцип зеркального отражения. Самопрезентация и самоверификация. Самоатрибуция. Смысловая интеграция. Иерархизация.
Возрастная динамика Я-концепции. Язык и Я-концепция. Изменения Образа – Я в процессе взросления.
Функционирование Я-концепции. Устойчивость Я-концепции. Механизмы социально-психологической защиты: вытеснение, подавление, избегание, обособление, рационализация и др. Переинтерпретация как условие позитивного самоотношения.
Концепция самоэффективности в процессе взаимодействия с внешним миром. Локус контроля. Социально-психологическая компетентность личности. Механизмы защиты Я: нереалистичный оптимизм, ложный консенсус, ложная уникальность и др.
История развития исследований самоконцепции берет свое начало от «Принципов психологии», написанных У.Джеймсом. Термин "самость" или "эго" был использован по отношению к:
Ø "внутренней природе" или"неотъемлемой природе"(essential nature)человека (From, E.);
Ø практике и содержанию самоосведомленности (Chein, 1944);
Ø индивиду, известному как индивид (Hilgard, E.R.);
Ø совокупности аттитюдов, относящихся к "I", "Me" или "Mine" опыту(James, W.);
Ø индивидуальной идентичности и единству личностного характера (Erikson, E.M. , 1956):
Ø ряду мыслительных процессов, оперирующих в интересах способствования внутренним драйвам (Freud, S. , 1933).
В настоящее время термин «самость» использует во многих аспектах, его часто отожествляют с понятиями «Я», «Я-концепция».
По F. Bruno (1986) самость, во-первых, являет собой уникальную человеческую сущность, представленную в пространстве и во времени. Во-вторых, самость представляет своеобразное Я, Эго личности. В-третьих, она представляет ощущение собственной идентичности, отражение собственного бытия на протяжении всей истории жизни человека(1986, с. 206-207)
В последние годы в западной психологической традиции принято определение самости как сложного, динамического единства, отражающего реализующееся поведение и опосредующее и регулирующего его (Greenwald & Pratkanis, 1984; Kilhstorm & Cantor,1984; Rosenberg, 1979; Pervin, 1990).
В отечественной традиции самость определяется как интегральная целостность, "одноличие", "подлинность" индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от других людей (Современная западная социология, 1990, с. 425)
Понятие "Я-концепция" в западной традиции определяется как многоаспектный феномен - как набор образов, схем, понятий, прототипов, теорий, целей или задач(Carver & Scheier, 1981; Epstein, 1980; Greenwald, 1982; Markus, 1983; Schlenker, 1980; Pervin, 1990). В отечественной же традиции под Я-концепцией понимается относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе (Психология. Словарь, 1990, с.475-476).
2. Элементы или компоненты самоконцепции включают, прежде всего, элементы социальной идентичности, диспозиции и физические характеристики.
Социальная идентичность является характеристикой человеческого мышления, направленного на классификацию частей реальности, которые существуют в виде категорий. Едва ребенок входит в мир, он уже классифицируется в понятиях пола (мальчик или девочка), возраста (ребенок), расы, национальности, религии, семейного статуса, легального статуса (законнорожденный, незаконнорожденный), имени и т.д. В процессе жизни появляются новые критерии классификации.
Выделяютшесть категорий социальной идентичности:
Социальный статус является универсальной основой социальной классификации и самоопределения (пол, возраст, семейный статус, стратификационная позиция и занимаемое место).
По мере развития общества его члены подразделяются на группы, базирующиеся на добровольном объединении, сходстве представлений или интересов, разделяемых в культурах или субкультурах, общности происхождения, физического или регионального единства и т.д.
Когда человек ведет себя в противоречии с социальными нормами, его поведение рассматривается как отклоняющееся (алкоголик, проститутка и т.д.). так начинается процесс наименования (labeling), что порождает ситуативные элементы социальной идентичности.
Четвертый типклассификаций обычно имеет корни в истории и биографии индивида, в существенной мере обусловлен статусом, группой членства или другими обозначениями. Так, человек может быть классифицирован, как бывший осужденный, бывший алкоголик, и т.д. Эти категории влияют на его жизнь разнообразно, когда он включается в скрываемый статус (бывший осужденный) или на основе признания причин прошлых достижений (заслуженный деятель искусств на пенсии).
Некоторые синдромы интереса, аттитюды, характеристики или привычки, которые социально понимаются как рядоположные могут определять социальный тип(интеллектуал, весельчак).
Эти типы крайне разнообразны и не поддаются простой, упорядоченной классификации. Место этих типов в самоконцепции весьма сложно т.к. они могут относиться к тому, как индивид видит себя, что он думает о себе или каким хочет показать себя окружающим.
Последним компонентом социальной идентичности является личностная идентичность,который используют для характеристики глубинных мыслей, представлений и желаний.
3. В настоящее время, по мнению Янчука В.А. при рассмотрения проблематики самости доминируют так называемые теории среднего уровня, не претендующие на достаточно широкие обобщения, но, тем не менее, позволяющие систематизировать определенный класс эмпирических данных с выстраиванием соответствующих объяснительных версий. В числе наиболее известных можно перечислить следующие.
В концепции возможных самостей Markus самость представлена как совокупность воображаемых и вызывающих опасения самостей, представленных в саморефлексии и выступающих в качестве мотиваторов и регуляторов поведения. Возможные самости используются как основания для самоизменений. Являя собой многоликий образ с позитивно-негативными валентностями, основанный на предшествующем жизненном опыте и представлениях о будущем, они выступают в качестве своеобразных моделей для ориентации, развития и изменения в жизненном пространстве. Будучи социальными по своей природе, репрезентируя субъективную версию желанного и нежеланного, возможные самости рефлексируя реакции со стороны значимого социального окружения, позволяют определять и реализовывать движение в личностном жизненном пространстве.
Концепция самоидентификаций Schlenker фокусируется на проблематике социальной идентичности, определяя ее как "теорию самости (или схемы) формируемой и сохраняемой посредством актуального или воображаемого согласия в отношении того, какой должна быть самость" (1989: 245). обстоятельствам и их динамике. Schlenker утверждает наличие в структуре самости многочисленных, часто противоречащих друг другу самоидентификаций, связанных с оптимальным приспособлением к различного рода ситуативным контекстам.
Концепция саморуководств Higgins (1987: 1990). рассматривает человека, как репрезентирующего для себя актуальное, возможное и будущее Я, адаптируя различные точки зрения в собственный адрес и других людей и на этой основе формулирующего своеобразные саморуководства в отношении своих проблемных полей. Эти саморуководства формируются в детстве через различные типы социализации и к периоду взрослости начинают обретать относительно устойчивый, ситуационно привязанный характер, поддерживаемый за счет ресурсов саморегуляции.
McAdams (1989; 1994). утверждает, что люди формируют целостные самоописания или самонарративы в отношении определения того, кем они являются, кем были и кем собираются быть в будущем. Представляя собой своеобразные связанности и единства самости, они служат выражением диспозиций мотивов интимности, аффилиации и власти. Обладая структурой с ключевыми темами, эпизодами, сценами, персонажами и завершениями, самонарративы позволяют антиципировать будущее развитие событий и сформировать отношение к ним. Центральным элементом самоописаний выступает временная перспектива, отражающая интрегрированность обозрения индивидом своего прошлого настоящего и будущего.