Тема 7. Школьная психодиагностика

Вопросы

1. Предмет и задачи школьной психодиагностики.

2. Психологическая готовность к обучению в школе.

3. Диагностические программы.

4. Критериально-ориентированнные тесты.

Практический материал: ШТУР.

Основные понятия

1. Предмет школьной психодиагностики – разработка принципов, методов и процедур постановки психологического диагноза.

Структурные компоненты школьной психодиагностики: теория, эксперимент, практика.

Задачи школьной психодиагностики должны исходить из поведенческой типологии недостатков и отклонений, причем необходимо учитывать и возрастной уровень.

2. Основные компоненты психологической готовности – умственная и личностная готовность.

Умственная готовность предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), сформированность общих интеллектуальных умений.

Личностная готовность предполагает зрелость мотивов учебной деятельности, развитое познавательное отношение к внешнему миру, определенный уровень самосознания, достаточный уровень эмоционального и волевого развития психики ребенка.

3. Три группы диагностических программ: 1) программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций; 2) программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельности; 3) смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции, и предпосылки учебной деятельности.

4. Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ) – новое направление в диагностике умственного развития учащихся. Основу конструирования методики КОРТ составляет выявленная совокупность умственных действий. Для построения заданий в КОРТ используется материал учебных программ.

Литература

1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993.

2. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – М., 1989.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999.

4. Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997.

Тема 8. Профессиональная психодиагностика.

Вопросы:

1. Психодиагностика в профконсультации.

2. Диагностика профессиональной пригодности.

3. Профессиографические методы.

4. Изучение профессиональной деятельности. Возможности ее диагностирования.

Практический материал: Карта первичной индивидуально-сихологической профконсультации.

Основные понятия.

1. Профориентация – комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач.

В психолого-педагогические задачи входит профессиональное информирование и профессиональное консультирование.

2. Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений, навыков, общественно приемлемой эффективности труда.

3. Анализ документов, метод опроса (беседа, анкетирование), метод наблюдения, самонаблюдение и самоотчет, экспериментальный метод (производственный эксперимент).

4. Изучение профессиональной деятельности может проводиться в 2-х планах: 1) описательный – составление профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека; 2) углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов « субъект труда» и «профессиональная среда» и оценку их структурного взаимосоответствия.

Литература.

1. Анастази А.Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982.

2. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание. - № 11. – 1991.

3. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. – М., 1966.

4. Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997.

Тема 9. Клиническая психодиагностика.

Вопросы

1. Особенности и задачи патопсихологического исследования.

2. Методики для диагностики внимания и сенсомоторных реакций.

3. Методики для исследования памяти.

4. Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов.

5. Методики исследования личностных особенностей.

Практический материал: Восьмицветовой тест М.Люшера.

Основные понятия.

1. Патопсихологический эксперимент – это искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека и ее патологии.

2. Корректурная проба Бурдона (18895).

Счет по Крепелину для исследования работоспособности.

Отыскивание чисел по таблицам Шульте.

3. Тест зрительной и слуховой памяти Мейли (1961).

Опосредованное запоминание – методика разработана А.Н.Леонтьевым (1928).

Пробы на запоминание.

Психометрическое исследование памяти с помощью шкалы Векслера.

4. Методика А.Н. Бернштейна «Складывание картинок из отрезков» (1911) – для исследования интеллектуального развития.

Понимание рассказов, сюжетных картин.

Методика для выявления нарушений критичности мышления В.М.Блейхер, В.А. Худик (1982).

Выделение существенных признаков, закономерностей, образование аналогий.

Методика Л.С.Выготского и Л.С.Сахарова «Формирование искусственных понятий» (1930).

5. Исследование уровня притязаний – методика Б.И.Бежанишвили (1967)

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (1970).

Опросник для исследования акцентуированных свойств личности Шмишека (1970).

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) – разработан Н.Я.Ивановым и А.Е.Личко (1976, 1981).

Миннесотский многопрофильный личностный опросник (ММРI) разработан Hathaway и Mckinley (1943).

Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера (1970, 1972).

Литература

1 .Анастази А.Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982.

2. Блейхер В.М., Круг И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.

3.Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. – Киев, 1979.

Наши рекомендации