Ситуация 1. Завод «Форд Мотор Компани» (Всеволожск)
В 1991 году в Москве появился первый официальный дилер «Форд Мотор Компании». Два года спустя автомобили «Ford» прошли ставшую обязательной сертификацию. В 1995 году успешное развитие коммерческих операций в России потребовало создания в стране собственного представительства. Одной из основных задач, поставленных перед открывшимся в марте 1996 года московским офисом компании, стал поиск площадки под строительство завода, мощности которого покрыли бы потребности местного рынка. В конце концов площадка была найдена в г. Всеволожске Ленинградской области. Основными факторами выбора стали: 1) Близость морских и железнодорожных путей: это облегчает доставку комплектующих из Европы. 2)Наличие в районе ресурсов рабочей силы, в т.ч. квалифицированной. 3) Санкт-Петербург является крупнейшим после Москвы рынком сбыта автомобилей. К 2005 г. здесь сбывалось 60 % производимых автомобилей компании.
8 июля 1999 года, руководство компании заключило инвестиционное соглашение с российским правительством об организации производства автомобилей в городе Всеволожск Ленинградской области. Завод был ориентирован на выпуск модели «Ford Focus» - модели, которая получила звание «автомобиля года» в Европе и Америки в том же 1999 году.
9 июля 2002 года состоялось торжественное открытие завода в городе Всеволожске. Его стоимость составила 200 млн. долл. Он стал первым производством в России, полностью принадлежащим и находящимся под управлением международной автомобильной компании. Производственная мощность завода составила 25 000 автомобилей в год с возможным увеличением производства до 100 000 автомобилей в случае изменения запросов рынка. На заводе первоначально было 400 рабочих мест.
В 2003 году завод набрал мощность и перешел на работу в две смены, а в 2003 году – в три смены. В 2002 году завод выпустил 2,5 тысячи автомобилей, в 2003-м — 16,3 тысячи, в 2004-м — 29,7 тыс.(продано – около 40 тыс.), в 2005 г. - около 32 тысяч автомобилей.
Открытие завода в пригороде С.-Петербурга казалось многим местным жителям отличной перспективой. Отобранные работники обучались в центре подготовки кадров во Всеволожске, а некоторые - и на фордовских заводах в Испании, Германии и Швеции. Подготовка рабочих для работы на конвейере простая и занимает обычно несколько дней.
К середине 2005 г. численность постоянных работников компании во Всеволожске достигла 1700 чел.
Несомненное преимущество работы на «Форде» - стабильная оплата труда. Правда, уровень ее нельзя назвать высоким даже по местным меркам. Тарифная ставка рабочего 1 разряда - 11100, «чистыми на руки» - 9500. Важным фактором возможного увеличения дохода рабочих являются сверхурочные – «овертаймы», как говорят на заводе. Они позволяют увеличить зарплату еще на ¼. Поэтому, по расчетам профкома (официальные данные не обнародуются), средняя зарплата рабочего – примерно 15 тыс. руб. в месяц.
Зарплата на «Форд Моторс Компани» во Всеволожске примерно в 5 раз меньше, чем получают рабочие корпорации "Форд" в Польше, Чехии, Венгрии. Но в сравнении с положением в России зарплата здесь смотрится сносно: средняя зарплата рабочих в машиностроительной отрасли по России составляет менее 6 тысяч рублей, в Петербурге - 10,8 тысячи рублей, на «АвтоВАЗе» - 12,1 тыс. руб.
Первичная профсоюзная организация завода возникла в 2002 г. по инициативе снизу. В качестве инициатора выступил рядовый менеджер по закупкам. Инициатива была поддержана обкомом профсоюза машиностроителей, куда и вошла первичная организация. Профсоюзная организация заняла традиционную нишу, сосредоточившись на организации праздников, подарках детям и т.д. В 2003 году было принято решение, что профсоюз интересы рабочих перед руководством представлять не будет, т.к. эта функция была передана совету трудового коллектива. К середине 2005 г. в профсоюзной организации состояли 112 чел.
Толчком к радикальному изменению профсоюзной организации стала поездка пары рабочих завода в Бразилию в качестве представителей профкома. Председатель профкома поехать не смог. Вместо него поехал Алексей Этманов, рабочий, член профсоюза, не состоявший даже в профкоме. В Бразилии гостей ознакомили с работой местной профсоюзной организации. Обнаружилось, что работа на заводе в Бразилии такая же тяжелая, как и в России, а порой и тяжелее. Но отличие состоит в том, что профсоюз пытается контролировать условия труда, хотя и вынужден идти на компромиссы. Алексей вернулся в Россию с идеями возрождения настоящего профсоюза. На конференции А.Этманов рассказал о поездке в Бразилию, о своих впечатлениях и выводах.
- Я рассказывал про Бразилию, как профсоюз пробил шведский стол (не как у нас дерьмовая столовка). Рабочие защищены. Начальник не имеет право тыкать тебя в дерьмо носом. Поверили (2).
Профком был переизбран в новом составе. В качестве нового председателя избрали А.Этманова. Этот день - 9 августа 2005 г. - новые активисты считают днем возрождения профсоюзной организации своего завода. Сразу же все силы были брошены на увеличение численности членов профсоюза, т.к. без достижения уровня, превышающего 50 %численности персонала, согласно закону, нельзя ставить вопрос о праве профкома представлять трудовой коллектив. И успехи в этом деле оказались впечатляющими: к конференции в профсоюзе состояли 112 человек, а через месяц - уже 800.
После того, как сменилось руководство первичной организации и резко выросла ее численность, сумма отчисляемых в обком взносов начала казаться профкому несоизмеримой той помощи, которую оказывает обком первичной организации.
В соответствии с решениями всероссийского съезда профсоюза машиностроителей первички должны отчислять в обкомы 35 % собираемых взносов. Руководство обкома пыталось перевести назревающий конфликт в форму открытых отчетов о своих затратах, но представленный баланс не смог убедить фордовцев изменить свое намерение. Параллельно с ухудшением отношений профкома с обкомом машиностроителей шел поиск возможностей вхождения в Соцпроф. На конференции в январе 2006 г. было принято решение о выходе из профсоюза машиностроителей.
В феврале 2006 г. начался процесс перехода рядовых членов профсоюза в новую российскую структуру. Администрация завода потребовала заявления от каждого работника о вступлении в первичку Соцпрофа и о переводе на его счет 1 % зарплаты.
Новый профком «Форда» выбрал жесткий стиль отношений с администрацией. Основная линия напряженности проходит между рабочими и средним звеном управления. Мастера и начальники цехов используются как главный инструмент давления на рабочих и выступают в качестве главного раздражителя. Их же руками предпринимаются попытки ограничить влияние профсоюза, не допустить участия рабочих в забастовке. Профком в свою очередь предпринимает активные действия именно против этой категории менеджмента, например, подлавливая управленцев на нарушениях трудовой дисциплины, мелких хищениях.
После организации предприятия здесь был создан совещательный орган - Совет трудового коллектива (СТК). Созданный тогда же профсоюз в силу своей малочисленности не мог претендовать на представительство всех наемных работников. Эта функция была закреплена за СТК.
Когда в 2005 г. профсоюзная организация выросла, а удельный вес членов профсоюза превысил 50 % численности персонала, конференция трудового коллектива приняла решение отозвать своих представителей из СТК, передав эти функции профсоюзной организации.
Администрация предприятия регулярно приглашает представителей профкома на свои еженедельные планерки. Это была инициатива менеджера по персоналу, прибывшему во Всеволожск из Германии.
Планерки, организуемые администрацией, выполняют функцию обмена информацией, профком уведомляется о принимаемых решениях. Такой порядок не устраивает лидеров организации.
До 2005 в силу малочисленности профсоюзной организации она не могла вести переговоры относительно заключения коллективного договора. Осенью 2005 г. условие по численности выполнено. И профком начал готовить проект коллективного договора.
Профсоюз представляет весь трудовой коллектив, и все социальные завоевания автоматически распространяются на всех работников компании – как членов профсоюза, так и тех, кто отказывается в него вступать. Это положение беспокоит лидеров первичной организации, поскольку такой принцип подрывает стимулы профсоюзного членства, чреватого не только уплатой взносов, но и рисками в отношениях с администрацией.
В 2005 г. на заводе совпали два процесса. С одной стороны, менеджмент предпринимает усилия по укреплению режима экономии, снижению издержек производства. И немаловажное место в системе этих мер заняло снижение расходов на рабочую силу при одновременном увеличении масштабов производства.
С другой стороны, сразу же после реорганизации профсоюзной организации профком начал бороться за права своих членов, которые, по мнению активистов, администрация стремится систематически ограничить.
В ходе конфликта были выдвинуты следующие требования:
1.Уравнивание оплаты труда работников, принятых после 01.03.2005, с оплатой труда ранее принятых работников (оклад работников, принятых на предприятие после первого марта 2005 года ниже оклада работников той же квалификации, принятых на работу раньше указанной даты, указание на факт дискриминации рабочих предприятия со стороны администрации).
2.Повышение ежемесячной заработной платы на 30% в связи с повышением производительности труда на 20%, интенсивности труда и инфляционными процессами (12%) (руководство предприятия заявило о планах по удвоению производственных мощностей до 60 тыс. авто в год). Представители администрации же заявляют, что решение вопроса о повышении заработной платы может занять достаточно длительное время (два-три месяца), тогда как необходимо учитывать и то, что с момента запуска завода в 2002 г. средняя зарплата выросла на 58,7%.
С начала осени 2005 г. на предприятии в течение 5 дней работала примирительная комиссия, однако принципиальных изменений в условиях труда рабочие не добились. Им удалось договориться лишь об изменениях принципов начисления зарплаты и заручиться обещаниями администрации совместно разработать систему премиальных. Договориться по другим вопросам не удавалось. Администрация, судя по всему, не верила в возможность серьезного сопротивления со стороны рабочих. И когда переговоры зашли в тупик, встал вопрос о забастовке.
2 ноября 2005 г. произошла предварительная часовая забастовка, которая проходила во вторую смену, с 22.30 до 23.30, при участии, по первым сведениям, 350 (из примерно 370 постоянных работников смены). Частично участвовали в забастовке и рабочие еще одного цеха.
Забастовка показала, что профком в состоянии вести рабочих на серьезный конфликт, что он пользуется поддержкой, а настроение основной части рабочих боевое.
Все специалисты на линии прервали работу. Практически остановились покрасочный и кузовной цеха. Акция проходила в строгом соответствии с действующим законодательством.
Был проведен митинг. Бастующие отказались проводить митинг в столовой, как на том настаивала заводская администрация, а собрались на границе сборочного и окрасочного цехов, где установили скамейку, ставшую трибуной. "Алло, товарищи! Большое дело делаем!" - открыл митинг лидер профсоюзной организации ЗАО "Форд мотор компани" Алексей Этманов и зачитал несколько писем в поддержку акции. Помимо отраслевого профсоюза машиностроителей свою солидарность с забастовщиками выразило руководство политической партии "Родина", пообещав обратиться в ЗакС Ленобласти с предложением обсудить положение дел на предприятии. Затем представители профкома призвали рабочих начать так называемую итальянскую забастовку: работать строго по правилам, без напряжения и переработок, что неизбежно приведет к понижению производительности труда. На этом митинг и закончился.
На 26 ноября была назначена очередная трудовая конференция, целью которой заявлялось принятие решения о проведении бессрочной забастовки. Однако юристы предприятия в процедуре подготовки такого решения усмотрели ряд нарушений, в силу которых его можно было признать нелегитимным. А руководство завода пояснило, что, если конвейер встанет, дешевле завод вообще закрыть, а собирать "Форды" можно и в другом месте. В итоге профсоюз взял тайм-аут на переговоры с руководством.
12 декабря 2005 года. Руководство завода "Форд" во Всеволожске пошло на частичные уступки требованиям рабочих предприятия. Руководство завода удовлетворило одно из требований - выравнивание зарплаты рабочих одного разряда. С 1 января 2006 г. на предприятии введена новая тарифная сетка. Переговоры по основному требованию профсоюза - повышение заработной платы на 30% были продолжены.
В период с 21 ноября по 25 ноября 2005 г. прошла итальянская забастовка. По сведению большинства источников, в ходе итальянской забастовки, завод снизил объемы выпуска на 15 - 20 машин в день (за неделю на 315 машин меньше), что по оценкам экспертов могло создать сильные перебои в доставке нужного количества машин дилерам, а от них – покупателям. По оценкам профкома, спад составил до 30 %.
В конце января – начале февраля 2006 г. были возобновлены переговоры профсоюза с администрацией по поводу повышения рабочим заработной платы. По заявлению главы профсоюза, сделанной в начале года, добиться результата без очередной забастовки (очередной) вряд ли удастся.
Администрация, столкнувшись с угрозой забастовки, прибегла к помощи юристов из иностранной юридической фирмы, офис которой есть в С.-Петербурге, которые посоветовали не признавать забастовку и объявить о нарушении правил трудового распорядка. Часть рабочих заколебались, испугавшись санкций.
Из политических партий, действующих в С.-Петербурге, в поддержку рабочих высказалась «Родина». Поддержка была получена со стороны радикальных коммунистов из РКРП и комсомольцев, которые участвовали в некоторых акциях фордовцев, публикуют в своей прессе статьи в защиту рабочих «Форда».
В январе 2006 г. состоялся круглый стол, в котором участвовало 27 чел., включая 4 чел. от докеров, ПС судостроителей, бортпроводников, «Профтек», профсоюз малых предприятий «Единение», юридический центр «Эгида», Комитет за марксистский интернационал, профсоюз менеджеров (входит в ФНПР) и др. На круглом столе обсуждалась идея подписать соглашение о солидарной поддержке нуждающихся в этом организаций. Договорились, что этот вопрос будет обсужден в организациях, затем подписан 3 марта. Но руководители профсоюзных организаций очень осторожно относятся к любым формам регионального объединения, видя в них риск потери собственной самостоятельности, которую они приобрели, уйдя от структур ФНПР.
Источники
Обзор местной и центральной периодики.
Интервью с председателем ПК и его заместителем. Февраль 2006 г.
Интервью с председателем ПК. Март 2006 г.
Интервью с председателем областного комитета профсоюза машиностроителей.
Протокол наблюдения заседания профкома. Март 2006 г.
Протокол наблюдения заседания комитета «Солидарность». Февраль 2006 г.