Человек – существо сознательное и деятельное

Прежде всего, человек – это существо сознательное –способное отдавать себе отчет о самом себе (то есть рефлексивное), и деятельное– способное к осознанному преобразованию. Так, П. Тейяр де Шарден считал [2], что только способность к рефлексииполагает непреодолимую границу между до-человеческим и собственно человеческим способом бытия в мире. По словам же С.Л. Рубинштейна [3], именно сознание и деятельность есть основополагающие характеристики человеческого существования, констатирующие саму его человечность.С появлением человека в мире сама Вселенная обретает осознанный и действительный характер.

Несомненно, что эти две фундаментальные «опоры » бытия человека в мире, столь убедительно утвержденные в свое время С.Л. Рубинштейном, резко проблематизировали «отражательно-познавательный» облик психики в традиционной психологии. Сознание перестало быть только совокупностью знаний человека о мире, а деятельность как сугубо онтологическая категория перестала отождествляться с любыми частными формами активности человека. Онтологический статуссознания и деятельности человека не позволял исследователю успокаиваться на бесчисленном множестве рассудочных банальностей, выдаваемых за объективные их характеристики.

Человек – существо общественное

Однако наличие только двух опор любую вещь делает принципиально неустойчивой, необходима третья опора. На этом моменте следует остановиться особо. Среди множества характеристик человеческой жизни недостаточно, на мой взгляд, учитывается одно фундаментальное обстоятельство: это – то, что живет человек прежде всего в системе реально-практических, живых связей с другими людьми. Нигде и никогда мы не увидим человека до и вне его связей с другими – он всегда существует и становится в сообществе и через сообщество.

Со-бытийная общность людей

Еще К. Марксом было показано, что родовой, всеобщий характер человека и его деятельности имеет своим реальным источником общественностьчеловеческого отношения к миру. Общественность – это не обобщение сходного в индивидуальных человеческих отношениях к действительности, а исходное реальное основание, которое выражает человеческую природу как таковую. Именно «общность», а с моей точки зрения – со-бытийная общность людей(а не просто многообразие форм коллективности или совместной деятельности как частных обликов этой общности) есть искомое – третье – онтическое основаниечеловечности человека.

Общность, сознание, деятельность – бытийные основания человечности в человеке

Можно утверждать, таким образом, что эти три категории – общность, сознание и деятельность –являются предельными, не выводимыми ни из каких других: они являются всеобщими способами бытия человека,основаниями его жизни, задающими и весь универсум собственно человеческих характеристик этого бытия. Важно специально подчеркнуть, что все три основания взаимно полагают друг друга, здесь – все во всем;они одновременно являются и следствиями, и предпосылками друг друга, сохраняя при этом свою сугубую специфику.

Субъектность человека

Для европейской культуры, к которой мы принадлежим, даже по факту рождения и последующего становления – исходным основанием само-бытияявляется именно деятельное бытие человека,где человек есть воплощенная деятельность, что в переводе на не русский язык – и есть его субъектность.Достаточно всмотреться в саму структуру этого слова: субъект – есть одновременно источник и само действие: или – самодействие,действие самости, воплощенная деятельность .

Уровень, масштаб, тип практикования той или иной формы бытия человека задают уровень, масштаб и тип его субъектности: субъектности в сознании (самосознание), субъектности в общности (самобытность), субъектности в деятельности (самодеятельность). Фактически, это и есть, на мой взгляд, главные линии развития человека как субъекта собственной жизни, в том числе – и как субъекта развития и саморазвития. Субъектность обнаруживает себя в главной способности человека: способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования,что позволяет ему быть (становиться) действительным субъектом (автором, хозяином, распорядителем) собственной жизни.

Иными слонами, в контексте европейской культуры субъектность есть доминирующая, сквозная, тотальная форма деятельного бытия человека, относительно которой другие формы (сознание, общность) бу- дут производными. Кстати, иные культуры (и такие есть) в основе своей могут иметь другие способы бытия в мире, относительно которых уже деятельный способ будет производным.

Развитие субъектности

Можно выстроить, например, некоторую последовательность форм становления человека для разных оснований его бытия в пределах его индивидуальной жизни и расположить ее на возрастной шкале развития.

Для деятельности:субъект действий – субъект собственныхдействий – субъект деятельности – субъект собственнойдеятельности – субъект не-деяния;(эту цепочку психологически можно прочитать как: «тебе-действие»; «я-действие»; «я-действующий»; «я-способный действовать»; «я-могущий не действовать, но быть!»).

Для сознания: бытиесознания – сознаниебытия – сознание самости(самосознание) – сознание сознания(рефлексия) – трансцендирующеесознание.

Для общности: оживление(телесность) – одушевление(самость) – персонализация(явленность Другим) – индивидуализация(уникальность) – универсализация(всечеловечность).

Конкретное содержание этих форм будет определяться уровнем и масштабом практической проработки самих онтологических оснований – деятельности, сознания, общности.

Категория о бытии

Деятельностное освоение человеком собственного бытия, его субъектность должна быть понята как онтологическая, но – не как онтическая, не бытийнаякатегория. Эта категория – о бытии, но не само бытие;она входит сущностной составляющей к общую структуру деятельности; и в этом смысле собственно онтический статус имеет прежде всего категория «человек», но не категория «субъект».

Человек как личность

Еще более сложная ситуация складывается сегодня вокруг категории «личность» человекаили – человек как личность. Надо сказать, что оставаясь в пределах классической «психологии психики» само рассмотрение проблематики личности оказывается незаконным. Нельзя же всерьез говорить, что «психика обладает личностью», что личность – это социальностью заданное системное качество психики человека.

Мы почему-то редко вспоминаем, что тематика личности складывалась не в пространстве научной психологии, а была привнесена туда из области культурологии,центральным пунктом которой явился отказ от индивидных представлений о человеке, от редукции всей полноты человеческой реальности к ста- тусу природного, социального или познающего индивида в своей отдельности, а понятийный строй ее задавался соотношением «человек – культура».

Наши рекомендации