Часть IV. Глава 4. Оценка и подготовка управленческих кадров
Аттестация — Метод оценки персонала с приме-
нением стандартизированных критериев, с помощью которого оценивается эффективность выполнения должностных обязанностей
Ситуациядля анализа
Вы, как руководитель современной фирмы, поручили своему заместителю подобрать из состава специалистов фирмы кандидата, которого можно было бы послать на стажировку вГарвардский университет. Было выделено несколько кандидатур-
А Компетентный в своей области, жесткий, авторитарный, не боящийся конфликтов, не считающийся с мнением подчиненных.
Б Компетентный, доброжелательный, умеющий хорошо ладить с людьми, но очень боящийся конфликтов, склок и ссор между сотрудниками.
В Четкий, умеющий логически мыслить и понимать задачи фирмы, требующий неукоснительно соблюдать функциональные обязанности, не боящийся лишний раз наказать сотрудников за просчеты в работе
Г. Неплохой специалист, намеренно и последовательно шагающий "наверх"к власти
Д. Специалист среднего уровня, являющийся близким родственником известного политического деятеля.
Ответьте на вопрос:
Кого бы вы из этих пяти кандидатур послали на стажировку?
Вопросы для усвоения
1. Кто является основным субъектом управления?
2. Кого относят к персоналу организации?
3 Что является главным в оценке труда руководителя?
4 С чем связаны трудности оценки деятельности по управлению?
5. Чем характеризуется управленческая деятельность?
6 С какой целью применяются ЭВМ в решении кадровой проблематики?
Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ. 72035, 70855, 71852
В. А. Розанова
7. Какие существуют правила проведения оценочной беседы?
8. В чем заключается основной потенциал менеджера?
9. От кого в будущем будет зависеть определение стратегии фирм?
10. Что должен делать менеджер для осуществления профессиональной карьеры внутри организации?
11. Могут ли инженеры стать менеджерами?
12 Чем занимается американская ассоциация методов управления?
13. Почему является эффективной методика "обучения посредством деятельности"? В чем она состоит?
14. В чем состоит различие в системе подготовки менеджеров Японии и Великобритании?
15. Какова система оценки кадров в Японии? Каковы ее составляющие?
16. Каким образом проводится оценка управленческих кадров в Японии?
Вопросы для повторения и обсуждения
I. Что включает в себя управление кадрами? Каковы составляю-
щие его части?
2 Что входит в понятие кадров управления?
3 Какие методы используются для оценки кадров?
4 Какие методы применяют для оценки руководителей?
5 Обсудите вопрос, каким должен быть интегративный показа-
тель для оценки управленческих кадров.
6. С какой целью применяют метод тестов в кадровой работе?
7 С какой целью использую оценочную беседу?
8. Можно ли применять деловые игры для оценки кадров? Если "да", то почему?
9 Какие качества руководителей считаются самыми важными?
10. Какие формы лидерства существуют в практике управления?
II. Что требуется для молодых менеджеров в целях приобретения опыта управленческой деятельности?
12 Какое место отводится внутренним формам обучения персонала?
Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"
Часть IV. Глава 4. Оценка и подготовка управленческих кадров
13 Какая методика используется в Международном центре управления?
14 По каким параметрам прогнозируется необходимое количество персонала для организации?
15 Какие правила мотивирования подчиненных применяют менеджеры?
16 Как японцы готовят менеджеров для своих фирм?
17 Какими способностями должен обладать менеджер?
18. Какие методы оценки менеджеров применяют в оценочных центрах?
Литература
1 Ладанов ИД Практический менеджмент Красный пролетарий, 1995
2 ВудкокМ, Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер / Пер с англ. — М Дело, 1991
3 Грейсон Дж. мл , О'Делл К Американский менеджмент на пороге XXI века / Пер. с англ — М.: Экономика, 1991
4 Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен Й.Х Управление по результатам / Пер с финск — М : Прогресс, 1988
5 Schmitt S M., Schneider J.R , Cohen S-A. Factor affecting validity of a regconally administered center — Personal Psychology, 1990, 43, 1 — 12
6 Пронников В. А, Ладанов ИД Управление персоналом в Японии — М Наука, 1989
7 Харрингтон Дж Управление качеством в американских корпорациях / Пер с англ. — М Экономика, 1990
8 Кадзума Татеиси Вечный дух предпринимательства Практическая философия бизнесмена / Пер с англ — М Прогресс, 1990
9 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури ф. Основы менеджмента / Пер с англ — М Дело, 1992
10 Тарасов В.К. Персонал-технология- отбор и подготовка — Л,- Машиностроение, 1989
11 Шекшня СВ. Управление персоналом современной организации Учебно-практическое пособие — М . Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1997
12 Травин В В., Дятлов В А. Основы кадрового менеджмента — М Дело, 1995.
13. Щекин Г В Основы кадрового менеджмента Психология управления персоналом — Киев, 1994.
14 Грачев М В Суперкадры — М Дело, 1993.
15 Старобинский Э Е Как управлять персоналом — М Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1995
Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852
В. А. Розанов>
16. Управление персоналом Учебное пособие. Под ред В.И Задоркина, В.Ф. Склярова - М : Союз, 1995.
17. "Капитал", 18-24 июня 1997 г.
18. Walker J. Human Resource Strategy. Mc Graw Hill. Inc. 1992.
19. Tosi H., Rizzo J, Carroll St. Managing Organizational Behavior Hasper and Row Publishers, — New York, 1990
Заключение
Одной из важнейших задач современного управления является применение научных данных, полученных психологией управления на современном этапе. Весьма актуальна разработка различных аспектов психологии управления в связи с тем, что практика управления опережает теорию.
Выполнение организационных целей, которые являются основополагающими в деятельности современных организаций, связано с работой персонала. Деятельность его невозможно переоценить, поскольку он является основной стратегической переменной в управлении.
Знание особенностей и закономерностей человеческого поведения в значительной степени определяет успешность достижения целей управления. Сложная феноменология психологии управления требует рассмотрения системы взаимосвязей внешних и внутренних переменных организации, к которым относятся и человеческие ресурсы.
Сложный характер этих взаимосвязей требует применения системного подхода в управлении. Важно учитывать, что противоречия, трудности и парадоксы, которые присущи управлению организациями, во многом определены психологическими причинами.
Кадровый менеджмент, который составляет часть процесса управления, обязан готовить персонал к обновлению организаций, что составляет основу их существования и развития.
P.S. Проблема психологии управления многогранна и динамична. Читатель, интересующийся новыми идеями в области менеджмента, психология управления, всегда может ознакомится с ними на страницах ежемесячного журнала "Управление персоналом".
Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ