Построение сообщения по алгоритму
Цель: развитие мышления.
Форма проведения: групповая (5-12 учащихся).
Возраст: 9-10 лет.
Материал: карточки с алгоритмом.
Ход игры: Участники игры договариваются, что, рассказывая о каких-либо известных событиях, предлагаемых ведущим или выбранных ими самими, будут четко придерживаться определенного общего для всех алгоритма. Алгоритмы могут быть разными. Например, удобно пользоваться следующим: факт (что произошло) — причины —. повод — сопутствующие события — аналогии и сравнения — последствия. Это значит, что о чем бы ни шла речь, рассказчик должен обязательно фиксировать все отмеченные моменты именно в этой последовательности.
Можно разработать и свои собственные алгоритмы. Сперва эти алгоритмы должны быть написанными на карточках и находиться перед глазами каждого участника игры. Затем они, интериоризируясь, превращаются в автоматически действующий способ постижения любого явления, срабатывающий без усилий со стороны человека.
Комментарии: Эта игра решительно дисциплинирует мышление, приучает при анализе явления обязательно выделять все зафиксированные в алгоритмах аспекты, позволяя тем самым значительно шире и глубже рассмотреть явление.
ПУТАНИЦА
Цель: развитие словарного запаса.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 6-8 лет.
Ход игры: игра состоит из 2 заданий.
1-е задание: «Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты (овощи, деревья, цветы, птиц, игрушки, мебель и т. п.)».
2-е задание: «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель — метет, а гром — ...,
Ветер — ..., а снег — ...,
Дождь — ..., а солнце — ...»
Комментарии: При каждом ответе можно спрашивать, к примеру: «А что еще делает солнце, он ведь не только светит?» Важно, чтобы ребенок подобрал как можно больше слов, обозначающих действие.
НАЙДИ ОШИБКУ
Цель: развитие грамматического строя речи.
Форма проведения:групповая.
Возраст: 6-10 лет.
Ход игры: Ученикам дается задание прослушать предложения, найти в них ошибки и исправить их.
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной. луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.
2.3.2. Игры на развитие воображения39
КАК ЭТО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Цель: развитие воображения, творческого мышления.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Возраст: 5-6 лет.
Ход игры: Взрослый называет какой-либо предмет и предлагает ребенку сказать, как его можно использовать. Например, взрослый говорит «газета», а ребенок называет варианты: читать, писать, сделать кораблик, шайку, постелить на пол, использовать как игрушку для кошки и т. д.
Детей необходимо подталкивать к нестандартным ответам. Игроков, которые дают нетипичные ответы, полезно словесно поощрять. Закончить игру можно рисованием «инструкции по применению» того или иного предмета.
_____________________________
99 Зяблицева М. А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения / — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения.//Вопросы психологии, 1993, №2.
ИЗМЕНИ КОНЕЦ СКАЗКИ
Цель: развитие воображения.
Форма проведения:индивидуальная и групповая.
Возраст:5-6 лет.
Материал: все необходимое для рисования.
Ход игры: Ребенок в процессе рисования картины на сюжет какой-нибудь сказки должен придумать ее новое окончание, а затем рассказать его.
Вигру можно ввести дополнительное правило: ребенок не рассказывает о своем рисунке, за него это сделает кто-то другой, а автор или подтвердит его версию, или опровергнет ее. В любом случае, будет интересно услышать несколько версий одного рисунка.
ОЖИВИМ КАРТИНКУ
Цель: развитие воображения, памяти, коммуникативных навыков.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Возраст: 5-6 лет.
Материал: любые картины с простым сюжетом.
Ход игры: Один ребенок рассматривает картину, а затем рассказывает всем остальным, что на ней нарисовано, но не показывает само изображение. Потом дети должны показать эту картину, постаравшись отразить позы, действия героев, их настроение.
Игра интересна тем, что в процессе выполнения первого задания дети ставятся перед необходимостью договориться о действиях каждого участника картинки, согласовать свои предположения и догадки. А у детей-дошкольников именно низкий уровень развития этого умения является причиной конфликтов. Поэтому игру полезно проводить в группах детей с низким уровнем развития коммуникативных навыков.
СЛЕДЫ
Цель: развитие воображения.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 5-10 лет.
Материал: бумага, цветные карандаши.
Ход игры: Детям предлагают вначале понаблюдать, какие следы оставляет собака, кошка, птичка. Затем детей просят нарисовать, какие следы оставляют другие животные, а после этого пофантазировать, какие следы оставляют Баба-Яга или Водяной, Колобок илиЛеший.
БУКВЫ
Цель: развитие воображения.
Форма проведения:групповая.
Возраст: 5-7 лет.
Материал:бумага, цветные карандаши.
Ход игры:Изучая алфавит, спрашивайте у детей, на что похожи буквы. Ведь все буквы на что-то похожи. «Г» похожа на подъемный кран, «О» — на спасательный круг. Пусть дети попробуют нарисовать тот предмет, на который похожи буквы.
НОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Цель:развитие воображения.
Форма проведения:групповая.
Возраст:5-7 лет.
Ход игры:Изучая с ребенком времена года, предложите ему вместо скучных названий месяцев придумать свои названия каждому месяцу, исходя из того, что в этот месяц происходит или в какие игры в это время можно играть на улице.
КАК ЛЮДИ
Цель: развитие воображения.
Форма проведения:групповая.
Возраст: 6-10лет.
Ход игры:Люди и животные умеют ходить, есть, бегать, сидеть и т. д. Но и про неодушевленные предметы говорят — часы ходят, свитер сидит. Предложите детям перечислить, какие еще неодушевленные предметы могут ходить, могут говорить (издавать звуки), могут пить (наполняться жидкостью), бывают теплыми или холодными.
ВОЛШЕБНЫЕ КЛЯКСЫ
Цель: развитие воображения
Форма проведения: групповая.
Возраст: 5-10 лет.
Материал: лист бумаги, краски.
Ход игры: До начала игры изготовляют несколько клякс: на середину листа бумаги выливают немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения «ни видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.