Доверительное общение

"...доверительность может возникать вне зависимости от того, находятся ли общающиеся в дружеских отношениях или нет, испытывает ли каждый из них симпатию или антипатию по отношению к другому, хорошо ли знакомы или незнакомы вообще ("пациент - врач", "респондент - интервьюер", "случайные попутчики" и т.д.) Таким образом, доверительность в общении представляет собой относительно самостоятельный социально-психологический феномен, заслуживающий специального исследования.

Доверительное общение как феномен определяется, на наш взгляд, с одной стороны, значимостью "материала", раскрываемого собеседником о себе, с другой - отношением доверия к партнеру. Другими словами, доверительным можно назвать только такое общение, которое удовлетворяет одновременно двум указанным условиям.

Следует уточнить, что под доверием мы понимаем отношение к партнеру как к человеку, который не станет использовать раскрытие против доверившегося, и, причем не в силу вынуждающих его к этому внешних обстоятельств, а вследствие моральных, нравственных качеств личности.

Важным для нас аспектом рассмотрения доверия к партнеру является основа, на которой оно возникает. С одной стороны, доверие может основываться на знании партнера (его умении хранить тайну, порядочности и т.п.). В этом случае доверие выступает как уверенность, убежденность субъекта в том, что на собеседника можно положиться (К. К. Платонов).

С другой стороны, доверие к партнеру возможно не только на основе знаний (которые могут вообще отсутствовать), но и на, некоторым образом возникшей, "вере" в партнера ("чем-то он внушает мне доверие" - говорят в таких случаях). Особенно ясно это проявляется в контактах "пациент-врач", "посетитель-консультант". Здесь субъект доверяется не только и не столько потому, что знает своего партнера, сколько потому, что собеседник "внушает" доверие своим внешним видом, манерой вести беседу и т.п.

Наконец, важнейшей особенностью доверия применительно к понятию феномена доверительного общения является то, доверие здесь непосредственно соотнесено с теми конкретными мыслями, чувствами переживаниями, которые "раскрывает" доверяющий. Действительно, одному и тому же собеседнику субъект может довериться в одних своих мыслях и не довериться в других. Даже от самого близкого друга человек может скрывать то, в чем он признается врачу, юрисконсульту или даже просто случайному попутчику. В этом и заключается особенность доверия как составляющей феномена доверительного общения - один человек доверяет другому не вообще, а доверяет конкретный значимый материал. Иначе говоря, доверие к партнеру у субъекта носит не общий характер ("на этого человека можно положиться"), а всегда конкретно соотнесено с раскрываемым содержанием. ...

Конечно, как уже отмечалось выше, важное значение имеет здесь не только знание субъектом данного партнера, прошлый опыт общения с ним, но и общее впечатление о нем. Вместе с тем определенный вклад в процесс формирования доверия к партнеру может быть сделан и на основе текущего общения, когда доверие "завоевывается" непосредственно в процессе взаимодействия. И тогда преодоление барьера может быть уже результатом скорее этоговзаимодействия, нежели априорного образа собеседника». (В.С. Сафронов О психологии доверительного общения // Проблема общения в психологии. - М., 1981)

Необходимость "обмена" доверительными намерениями" подтверждает Окно Джогарри (см. Табл. 1). Поле взаимодействия (АРЕНА) расширяется при взаимном стремлении партнеров к сотрудничеству.

2. Манипуляторы и актуализаторы.

Е.Л. Доценко, выделяет три основных стратегии межличностной борьбы:

ПРИНУЖДЕНИЕ - "такой вид направленного на вас психологического воздействия, которое подавляет вашу способность к сопротивлению. Это позволяет агрессору достигать цели, противоречащие нашим желаниям, намерениям и интересам, тем самым нанося нам определенный ущерб».

УНИЧИЖЕНИЕ - "Как тактический прием уничижение может использоваться и в рамках стратегии подавления. Однако там оно направлено на то, чтобы ослабить другую сторону, чтобы выбить из рук противника то или иное преимущество, сделать его более уязвимым, ослабить сопротивление -это способствует достижению поставленной цели. А вот как самостоятельная стратегия - это наращивание неприятностей. Чаще всего это можно наблюдать в затянувшихся конфликтах, когда накопленная масса старых обид и ущемлений перерастает в стремление уничтожить противника».

МАНИПУЛИРИВАНИЕ - "Это такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у адресата сохранялась полная иллюзия самостоятельности принимаемых им решений".

Применительно к разбираемым проблемам следует подчеркнуть, наличие манипулятивных приемов в поведении собеседника практически прекращает общение. Увлечение психологическими приемами в общении пережило один из пиков в 30-е годы, когда появилась на свет книга Д. Карнеги "Как заводить друзей и оказывать влияние на людей" Это развернутое пособие "по использованию человеческого фактора" в бизнесе, а по существу - заповеди манипулятора. Только в конце 50-х годов, ученица и сотрудница А.Маслоу Эверетт Шостром опубликовала книгу "Человек-манипулятор", в которой дала анализ феномена манипуляции.

Табл. 1 Открытые и закрытые "пространства" личности

(по Е. Мелибруда Я – ты – мы:

Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986)

Известное мне Неизвестное мне
"АРЕНА" I. Открытое для меня и для других людей   "ВИДИМОСТЬ" III. Открытое для меня, но закрытое для других людей "СЛЕПОЕ ПЯТНО- II. Закрытое для меня, но открытое для других   "НЕИЗВЕСТНОЕ" IV. Закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям

Размеры "пространств" в начале общения с каким-то человеком

I. II.
III. IV.

Размеры "пространств" в результате установления

близких и подлинных взаимоотношений

I. II.
III. IV.

Е.Мелибруда иллюстрирует работу так называемого "Окна ДжоГарри" (Окна Йохари), впервые описанного Джозефом Лафтом и Гарри Инграмом.

ТРЕУГОЛЬНИКИ ВЛАСТИ

Доверительное общение - student2.ru МУЧИТЕЛЬСПАСИТЕЛЬ

«Я в порядке, ты не «Я в порядке, ты не в

в порядке». «Во всем порядке». «Люди не-

виноваты вы сами». адекватны. Они нуж-

даются в моей помощи.

*Способны добиться *Часто первым пред-

краткосрочного успеха лагает помощь

*Долгосрочные взаимо- *Часто оказывается

отношения обычно пол- отвергнутым или не-

ны проблем. вознагражденными.

ЖЕРТВА

«Я не в порядке, ты в порядке».

«Я не могу исправить положения

и нуждаюсь в помощи».

*Крайне зависим.

*Недоволен жизнью:

низкая самооценка.

Наши рекомендации