Доверительное общение
"...доверительность может возникать вне зависимости от того, находятся ли общающиеся в дружеских отношениях или нет, испытывает ли каждый из них симпатию или антипатию по отношению к другому, хорошо ли знакомы или незнакомы вообще ("пациент - врач", "респондент - интервьюер", "случайные попутчики" и т.д.) Таким образом, доверительность в общении представляет собой относительно самостоятельный социально-психологический феномен, заслуживающий специального исследования.
Доверительное общение как феномен определяется, на наш взгляд, с одной стороны, значимостью "материала", раскрываемого собеседником о себе, с другой - отношением доверия к партнеру. Другими словами, доверительным можно назвать только такое общение, которое удовлетворяет одновременно двум указанным условиям.
Следует уточнить, что под доверием мы понимаем отношение к партнеру как к человеку, который не станет использовать раскрытие против доверившегося, и, причем не в силу вынуждающих его к этому внешних обстоятельств, а вследствие моральных, нравственных качеств личности.
Важным для нас аспектом рассмотрения доверия к партнеру является основа, на которой оно возникает. С одной стороны, доверие может основываться на знании партнера (его умении хранить тайну, порядочности и т.п.). В этом случае доверие выступает как уверенность, убежденность субъекта в том, что на собеседника можно положиться (К. К. Платонов).
С другой стороны, доверие к партнеру возможно не только на основе знаний (которые могут вообще отсутствовать), но и на, некоторым образом возникшей, "вере" в партнера ("чем-то он внушает мне доверие" - говорят в таких случаях). Особенно ясно это проявляется в контактах "пациент-врач", "посетитель-консультант". Здесь субъект доверяется не только и не столько потому, что знает своего партнера, сколько потому, что собеседник "внушает" доверие своим внешним видом, манерой вести беседу и т.п.
Наконец, важнейшей особенностью доверия применительно к понятию феномена доверительного общения является то, доверие здесь непосредственно соотнесено с теми конкретными мыслями, чувствами переживаниями, которые "раскрывает" доверяющий. Действительно, одному и тому же собеседнику субъект может довериться в одних своих мыслях и не довериться в других. Даже от самого близкого друга человек может скрывать то, в чем он признается врачу, юрисконсульту или даже просто случайному попутчику. В этом и заключается особенность доверия как составляющей феномена доверительного общения - один человек доверяет другому не вообще, а доверяет конкретный значимый материал. Иначе говоря, доверие к партнеру у субъекта носит не общий характер ("на этого человека можно положиться"), а всегда конкретно соотнесено с раскрываемым содержанием. ...
Конечно, как уже отмечалось выше, важное значение имеет здесь не только знание субъектом данного партнера, прошлый опыт общения с ним, но и общее впечатление о нем. Вместе с тем определенный вклад в процесс формирования доверия к партнеру может быть сделан и на основе текущего общения, когда доверие "завоевывается" непосредственно в процессе взаимодействия. И тогда преодоление барьера может быть уже результатом скорее этоговзаимодействия, нежели априорного образа собеседника». (В.С. Сафронов О психологии доверительного общения // Проблема общения в психологии. - М., 1981)
Необходимость "обмена" доверительными намерениями" подтверждает Окно Джогарри (см. Табл. 1). Поле взаимодействия (АРЕНА) расширяется при взаимном стремлении партнеров к сотрудничеству.
2. Манипуляторы и актуализаторы.
Е.Л. Доценко, выделяет три основных стратегии межличностной борьбы:
ПРИНУЖДЕНИЕ - "такой вид направленного на вас психологического воздействия, которое подавляет вашу способность к сопротивлению. Это позволяет агрессору достигать цели, противоречащие нашим желаниям, намерениям и интересам, тем самым нанося нам определенный ущерб».
УНИЧИЖЕНИЕ - "Как тактический прием уничижение может использоваться и в рамках стратегии подавления. Однако там оно направлено на то, чтобы ослабить другую сторону, чтобы выбить из рук противника то или иное преимущество, сделать его более уязвимым, ослабить сопротивление -это способствует достижению поставленной цели. А вот как самостоятельная стратегия - это наращивание неприятностей. Чаще всего это можно наблюдать в затянувшихся конфликтах, когда накопленная масса старых обид и ущемлений перерастает в стремление уничтожить противника».
МАНИПУЛИРИВАНИЕ - "Это такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у адресата сохранялась полная иллюзия самостоятельности принимаемых им решений".
Применительно к разбираемым проблемам следует подчеркнуть, наличие манипулятивных приемов в поведении собеседника практически прекращает общение. Увлечение психологическими приемами в общении пережило один из пиков в 30-е годы, когда появилась на свет книга Д. Карнеги "Как заводить друзей и оказывать влияние на людей" Это развернутое пособие "по использованию человеческого фактора" в бизнесе, а по существу - заповеди манипулятора. Только в конце 50-х годов, ученица и сотрудница А.Маслоу Эверетт Шостром опубликовала книгу "Человек-манипулятор", в которой дала анализ феномена манипуляции.
Табл. 1 Открытые и закрытые "пространства" личности
(по Е. Мелибруда Я – ты – мы:
Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986)
Известное мне | Неизвестное мне |
"АРЕНА" I. Открытое для меня и для других людей "ВИДИМОСТЬ" III. Открытое для меня, но закрытое для других людей | "СЛЕПОЕ ПЯТНО- II. Закрытое для меня, но открытое для других "НЕИЗВЕСТНОЕ" IV. Закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям |
Размеры "пространств" в начале общения с каким-то человеком
I. | II. |
III. | IV. |
Размеры "пространств" в результате установления
близких и подлинных взаимоотношений
I. | II. |
III. | IV. |
Е.Мелибруда иллюстрирует работу так называемого "Окна ДжоГарри" (Окна Йохари), впервые описанного Джозефом Лафтом и Гарри Инграмом.
ТРЕУГОЛЬНИКИ ВЛАСТИ
МУЧИТЕЛЬСПАСИТЕЛЬ
«Я в порядке, ты не «Я в порядке, ты не в
в порядке». «Во всем порядке». «Люди не-
виноваты вы сами». адекватны. Они нуж-
даются в моей помощи.
*Способны добиться *Часто первым пред-
краткосрочного успеха лагает помощь
*Долгосрочные взаимо- *Часто оказывается
отношения обычно пол- отвергнутым или не-
ны проблем. вознагражденными.
ЖЕРТВА
«Я не в порядке, ты в порядке».
«Я не могу исправить положения
и нуждаюсь в помощи».
*Крайне зависим.
*Недоволен жизнью:
низкая самооценка.