Структура учебной деятельности включает в себя ряд компонентов
Потребность– это стремление учащегося к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области. Как мы отмечали выше, специфика теоретических знаний заключается в отражении ими законов и закономерностей происхождения, становления и развития предметов определенной области, в то время как практическая деятельность дает лишь знания об их отдельных признаках.
Мотивы учебной деятельности, в основе которых лежит познавательный интерес. Как показали исследования А.Н. Печникова, Г.А. Мухиной, основными мотивами поступления в ВУЗ являются: желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям, ее творческие возможности. При этом девушки отмечают большую общественную значимость профессии и возможность работать в крупных городах, а юноши – соответствие интересам, семейные традиции. Иерархия ведущих учебных мотивов студентов выглядит следующим образом: 1-е место – профессиональный и личный престиж, 2-е место – прагматические мотивы (диплом), 3-е место – познавательные мотивы.
Какова же роль преподавателя в учебном процессе? Его основная функция – организация условий для осуществления учащимися самостоятельной учебной деятельности, способствующих их личностному развитию, включающих разработку учебных задач на основе принципа проблемности, осуществления педагогической деятельности посредством активных методов обучения. Важным условием выступает построение учебно-воспитательного процесса на гуманистической основе: демократический стиль преподавания в сочетании с гуманистически осмысленным авторитарным способствует успешной адаптации студентов к предъявляемой им системе требований к поведению и учебной деятельности. В связи с этим рассмотрим специфические особенности педагогической деятельности – обучающей деятельности преподавателя.
Развивающее обучение: определение понятия, структура, возможности применения в вузе
В основе теории развивающего обучения лежит постулат Л.С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития: «Ребенок, обучаясь с помощью взрослого, начинает выполнять то, чего он до этого не мог делать самостоятельно, т.е. его психическое развитие благодаря обучению делает шаг вперед». Следовательно, обучение должно вести за собой развитие, т.е. основываться на зоне актуального развития (те возможности и способности, которыми обладает ребенок к моменту обучения) и ориентироваться на зону ближайшего развития (показатель потенциальных возможностей ребенка к обучению как способность адекватно воспринять помощь взрослого, определяющая меру этой помощи). При этом подчеркивается, что обучение и развитие не совпадают: обучение есть взаимодействие преподавателя со студентом, а развитие – это существенное изменение субъекта учебной деятельности. Соответственно, качественное обучение должно изначально ориентироваться на развитие личности, а не просто на «прохождение» учебной программы. Исходя из этого, рассмотрим основные положения теории развивающего обучения.
Содержание развивающего обучения – это теоретические знания, обладающие следующими специфическими свойствами:
1. Теоретическое содержание учебного материала составляет квинтэссенцию развивающего обучения: студент учится мыслить теоретически, вникая в сущность наблюдаемых явлений, устанавливая их внутренние связи и отношения (в отличие от эмпирического мышления, опосредующего обыденное сознание, где важно не размышление над сутью вещей, а выделение видимых различий).
2. Теоретическое содержание учебного материала предполагает оперирование понятиями и их формирование в сознании студентов, для чего требуется пройти путь от общего, абстрактного к частному, реальному предмету.
3. Теоретические знания обладают практической направленностью: они тесно связаны с практикой, применяются для решения повседневных жизненных проблем и практических задач.
Если говорить о вузовском обучении, то оно в полной мере может и должно стать развивающим:
а) содержание учебного материала в вузе преимущественно составляют теоретические знания (научные положения);
б) в вузе изначально превалируют групповые формы организации учебной деятельности студентов (практические, лабораторные, семинарские), направленные на активизацию и развитие творческого теоретического мышления студентов и предусматривающие использование активных методов обучения;
в) продуктом вузовского обучения является специалист высшей квалификации, обладающий высоким интеллектом и нравственностью, развитой профессиональной и личностной рефлексией; именно умение самостоятельно учиться, находя нужные для деятельности знания, и представляет собой плод развивающего обучения, когда студент не только много узнает, но и развивается как профессионал, как личность активная, ищущая, творческая.